04
Иудаизм, во крайней мере в той популярной форме как это пропагандируется, особенно его хасидская версия, по сути освобождает человека от чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающих.
Он целиком «в боге». Он ищет бога. Ищет веру. Ищет себя. При этом ноль ответственности — ведь все от Него.
Если возникает проблема — вместо того чтобы искать решение он будет искать объяснение. И внимательно следить чтобы это объяснение не подорвало его «веру».
На днях видел в ленте выступление рава Менахема Зембы в 1937 году на конференции Агудат Исраэль.
Где то в хасидут говорится, что «аба» и «имя» (сфирот Хохма и Бина мира Ацилут) называются «двумя неразлучными друзьями». Другими словами, что зивуг (соитие) между ними происходит постоянно. Я не знаю, как это понять физически, но это то, что написано.
Между Зеер и Малхут тоже есть соитие. Но оно время от времени.
В каббале подробно описывается, что происходит в результате соития первого вида (там тоже куча подвидов), и что в результате второго.
Но я хочу сказать что-то другое. Цель исполнения заповедей — это йихуд. Соитие. Слияние с Б-гом. Вопрос всегда ли это хорошо, и насколько это хорошо. И сколько это хорошо, а сколько уже нет.
Самое ужасное последствие псевдо-религиозности это так называемое «магическое мышление».
Человек искренне верит что усилием мысли, не слезая с печи, как Иванушка-дурачок, он управляет миром…
И если он уже прошел этот «барьер» ох как трудно вернуться назад.
Один верит что его учеба защищает мир.
Другой — что корона это наказание за интернет. И так далее.
Магическое мышление как известно свойственно детям. То есть практически человек вернулся в детство, а думает что поднялся в некую духовность…
Есть такая майса, про одного еврея, которому приснился сон , что под пражским мостом клад зарыт.
Пошел он в прагу и тд.
Несколько дней эта майса не выходит из головы: ты отправился за тридевять земель искать Бога. А Бог он здесь, у тебя дома, в твоей душе, совести, интуиции…