Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(из комментов)

(из комментов) Ребе говорит в бесчисленном множестве мест, что вопрос «логичности» Б-га это спор каббалистов и философов. Б-г философов логичен. Б-г каббалистов а-логичен. («лэйт махшово тфисо бох» — «мысль не схватывает тебя»). Собственно, это ступень Ацилут Б-г хасидизма парадоксален. И чем сильнее парадокс, тем выше Б-жественное раскрытие. Это ступень АК, Радла и может еще выше. Чем выше по системе миров тем меньше логики. Рамбам обьяснял на уровне философии своего времени. .И на уровне раскрытия Б-жественности, которого удостоилось его поколение. Сегодня обьяснять Б-га «по Рамбаму» это все равно что обьяснять, что Б-г это «гуф» (тело) (надеюсь что соотвествтующие сихот Ребе вам известны). До того, как появился хасидут, утверждение что Б-г логичен не было кфирой. Сегодня, после того, что хасидут раскрывает, что Б-г а-логичен, продолжать утверждать что Б-г логичен — это кфира. В известном смысле, весь известный спор Ребе и рава Шаха (и как известно, ни один уважающий себя хабадник не скажет «рав Шах», а скажет «тот человек», и даже Ребе сказал «они не мудрецы Торы», что совершенно удивительно, но в контексте вышесказанного понятно) — это спор о том, логичен ли Б-г, есть ли «логика» в Катастрофе и т.д. И когда Ребе говорит «они не мудрецы Торы» — это может означать, на мой взгляд, только одно. До того, как раскрылось учение хасидизма — они могли считаться мудрецами Торы. Но сегодня попытка «логически» обьяснить Б-га — это «тоэ бидвар мишна» — подобно «человеку, ошибающемуся в толковании Мишны» — и поэтому они «не мудрецы Торы»