Томер Персико о религиозном фундаментализме. Спорно, но интересно http://inosmi.ru/world/20150804/229418585.html
"Один из характерных признаков фундаментализма — буквальное понимание священного писания. Верующие якобы хотят вернуться к истокам, к чистым основам веры и вернуть ее в выдуманный золотой век.
Очевидно, что фундаментализм становится реакцией на кризис, внутренним желанием исправиться человека, чей религиозный мир рушится. Да, религиозный фундаментализм стал современным явлением, ставшим ответом на массированную секуляризацию последних веков, и развывшимся параллельно процессом. Поэтому религиозные фундаменталисты стараются отдалиться от всего, что они считают западным светским мировоззрением. Очень часто это ведет к отрицанию гуманистической морали.
Считая гуманистическую мораль частью проблемы, с которой он столкнулся, фундаментализм отвергает совесть и общепринятые правила поведения. Ему остается опираться только на якобы божественную мораль, которая описана в священных писаниях. Эту мораль он поднимает, как знамя, и придерживается буквального толкования писания. И любое отклонения от этих законов, какими бы жесткими и чудовищными они ни были, расценивается как ересь, а полное подчинение человеческого разума и совести древним приказам считается настоящим религиозным поступком.
Это стало одной из главных проблем современного религиозного еврейского мира. Среди религиозных сионистов и среди ультраортодоксов мы видим отказ от общечеловеческой морали, воли и совести, и возвеличивание буквального понимания писания. Те, кто сжег Церковь умножения рыб и хлебов, написали на стене призыв из писания к разрушению идолов, потому что верили в это буквально. Поэтому редакционная статья ультраортодоксального сайта «Кикар Шабат» защищал термин «парад мерзости», опираясь на цитату из Библии, описывающую секс между мужчинами как мерзость. В этих и других случаях буквальное толкование писания считается единственно верным, содержащим высшую мораль, божественную, якобы «еврейскую мораль». Эти принципы считаются противоречащими «западной» гуманистической морали, которую следует отвергнуть.
Но этот принцип сам по себе современный. Он противоречит традиционной религии, всегда сочетавшей простые правила поведения с божественным велением. Двести лет назад считалось само собой очевидным, что наша совесть служит религиозным инструментом, что Бог наделил нас моральной чувствительностью к общим правилам поведения, и что религиозные предписания должны вести диалог с совестью. Сегодня вдруг это отвергается как ересь или как ненастоящая религиозность. Настоящая религиозность с этой точки зрения — это преодоление человеческой морали и буквальное выполнение заповедей."