Учение рабби Нахмана

Учение рабби Нахмана из Браслава

СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ

С КОММЕНТАРИЯМИ РАВА АРЬЕ КАПЛАНА

БЕСЕДЫ РАБИ НАХМАНА

Перевод и комментарии Г. Бермана

JEWISH BOOK

ЕВРЕЙСКАЯ КНИГА

ИЕРУСАЛИМ 5770 - 2010

Директор: Мендель Шапиро

Второе издание ISBN 978-965-7412-24-4


Публикуется с разрешения издательства.

Купить на сайте издательства "Еврейская книга"


Предлагаемое вниманию читателей второе издание основных трудов раби Нахмана из Браслава, в сопро­вождении каббалистического комментария рава Арье Каплана, на сегодняшний день, наиболее полным об­разом представляет русскоязычной аудитории наследие великого праведника и мистика.
Предваряя издание этой книги, хочется сказать о многом. То, о чем говорится в ней, дает возможность находить аналогии во всех областях человеческих зна­ний и мудрости. Безо всякой натяжки можно сказать: обнаружишь здесь предвосхищение самых сверхсовре­менных научных идей и социальных ситуаций. По всей вероятности, знакомство с этой книгой (в первом пе­реводе на немецкий Мартина Бубера) оказало значи­тельное влияние на творчество Франца Кафки. Можно говорить о том и об этом. Но дело в другом.
«То, что было, уже названо своим именем, и извест­но, что это человек» (Коэлет, 6:10). И вот перед нами учение святого человека, того, кто достоин дополнить образ человека, ибо в этом весь Человек. И не он ли это достославный и досточтимый господин и учитель наш, краса и слава и величие наше, незаменимый све­тильник чистоты и святости, потомок и внук благо­словенной памяти праведника великого Бааль Шем Това, раби Нахман. Да будет благословенна память праведника, чьими книгами, из тех, что уже вышли в свет, уже имели возможность насладиться сыны Из­раиля. Многие убеждаются и еще убедятся, а люди прямые, честные возрадуются, и правда в конце-концов восторжествует.
Большинство историй Раби учат очень многому. Например, «О Владеющем Молитвой» и «О семи ни­щих». Когда человек углубляется в такие истории, да­же не постигая их глубочайшего скрытого смысла, он находит там уроки мудрости и общения.
История об одном царе, как было у него шестеро сыновей и одна дочь. И эта дочь была ему дороже всего и любимей всего и самой большой его отрадой. И вот случилось так в один из дней, что рассердился он на нее
В пути рассказывал сказку, что всякий, кто ее слышал, задумывался». Вот она. Эта история об одном царе, как было у него шестеро сыновей и одна дочь. И эта дочь была ему дороже всего и любимей всего и самой большой его отрадой
Бродил долгое время там и сям, и в пустыне, и в поле, и в лесах! Очень долго искал. И блуждая по пустыне, увидел однажды тропу
И видит: приказывает царь привести царицу. И по­шли за ней. И ввели царицу - зашумели все и возликовали, поэты запели, музыканты заиграли
И пошел он и все сделал, как она сказала. И через год наступил последний день. И постился он и не смы­кал глаз. Потом собрался и пошел. По пути увидел дерево и на нем большие яблоки, прекрасного вида. Соблазнился и поел от них. И только съел яблоко, тотчас упал и заснул. И спал долгое время. И слуга пытался пробудить его и не смог.
И вот появилось и прошло там большое войско с обозом. Слуга испугался солдат и спрятался. А потом проехала карета и в ней царская дочь. И она остановилась возле спящего, вышла из кареты, присела подле и узнала его. И всеми силами пыталась пробудить, но он не пробуждался.
Пошел и скитался в пустынях столько и столько лет, пока однажды не повстречал человека, настолько вели­кого роста, что не бывает таких среди сынов человече­ских, и человек этот тащил на себе дерево, настолько громадное, что рядом с жильем человеческим не сыскать таких больших деревьев.
А я думаю - глупость это. Но раз ты так упрямишь­ся, так и быть, попробую тебе помочь, ведь я повелитель всех зверей. Сейчас кликну, созову всех, какие ни есть на свете зверей, а звери бегают-рыщут повсю­ду, может, и впрямь кто-нибудь из них слыхал про золотую гору и замок из жемчуга.
Как вдруг прилетел еще один ветер. И разгневался на него повелитель ветров: Ты почему опоздал? Не я ли повелел явиться всем ветрам, почему не прибыл со всеми?! Отвечал ветер: - Потому что должен я был поднять царскую дочь на вершину золотой горы в жемчужный замок.
Жил-был император у которого не было детей, и один царь, у которого тоже не было детей. И отправился император бродить по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же.
А она тоже пошла на поиски его, и тоже заблуди­лась. И решила вернуться к морю и быть там. И вышла к берегу моря, и там были деревья с плодами. Так она стала жить: днем ходила к морю - авось, про­плывет кто, и питалась плодами, а ночью забиралась на дерево, чтобы не напали дикие звери.
А она стала приближаться на корабле ко дворцу, но потом решила про себя: зачем ей дворец. Но послал царь, и вернули корабль и привели ее к нему во дворец. А этот царь не был женат
Она спрашивает: - Кто у вас главарь? Показали ей. Она и говорит ему:
И решили подплыть к кораблю, который заметили, может, есть там какой доктор, который сможет дать им совет. И подплыли к тому кораблю и сказали тем, чтобы не боялись, что не сделают им ничего плохого, только хотят спросить: есть ли у них какой доктор, который может дать совет. И рассказали, что вот, мол, приключилось такое, что сын-царь упал в море. И ска­зала им дочь императора, чтобы вытащили его из во­ды. Пошли, нашли его и вытащили из воды.
Жил-был мудрец. Перед смертью созвал он своих сыновей и всю свою семью и наказал им поливать деревья. Было им также позволено заниматься всеми другими ремеслами, но только чтоб в этом одном по­старались - поливали деревья. Потом умер мудрец. И оставил детей.
Жил-был мудрец. Перед смертью созвал он своих сыновей и всю свою семью и наказал им поливать деревья. Было им также позволено заниматься всеми другими ремеслами, но только чтоб в этом одном по­старались - поливали деревья. Потом умер мудрец. И оставил детей
Вот эти-то разбойники и напали на них. Возчик с доверенным, что могли бегать, видят, дело плохо, бро­сили его и убежали. А он один остался на подводе
Отвечает солнце: - И это тебя гложет? Открою тебе средство. Есть путь, и от того пути отходят несколько путей. Один путь праведников, но какой бы ни был праведник, сып­лют здесь ему под ноги пыль, и каждый шаг он делает в пыли, и так и идет он шаг за шагом в той пыли, и есть путь безбожников, но и всякому безбожнику сыплют здесь под ноги пыль, и есть путь безумцев, но даже и под ногами сумасшедшего и безумца все та же пыль, и есть еще другие пути.
Через некоторое время главарь отрядил еще разбой­ников вслед за теми, что ушли и не вернулись. И случи­лось с ними то же, что и с их товарищами. И так продолжалось, пока все разбойники друг друга не по­убивали
Потом решил этот сын: - Пойду-ка туда, где две тысячи холмов, посмотрю, что там делается!
И произнес мудрец Имя (какое-то одно Имя из Имен), и оно вывело их в пустыню, и не понравилась им та пустыня. Опять произнес мудрец Имя, и перене­сло оно их в другую пустыню, но и там не понравилось им.

Запись опубликована в рубрике: .