Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

5760

«И увидел Израиль, что Вс-вышний сделал с Египтом… и поверили они во Все-вышнего и Мойше, Его раба. ТОГДА Мойше и сыны Израиля воспели эту песнь…» Одно из замечательных хасидских толкований этой фразы заключается в том, что еврей по-настоящему счастлив и поет только после того, как поверит во Все-вышнего и Мойше.
Наша недельная глава рассказывает о «Матан Тейро» – даровании Торы. Ненавижу об этом говорить, но возможно, это одна из наиболее далеких от реальности глав во всей книге. Только задумайтесь: целый народ, несколько миллионов рабов Б-г вывел из всемогущего, таинственного Египта, с чудесами: десятью казнями, рассечением моря, хлебом с небес, водой из скалы, провожавшими евреев «облаками славы» и огненным столпом, – к горе, находящейся в середине бескрайней бесплодной пустыни. Вдруг гора начала дымиться, огонь и свет наполнили Небеса, громы потрясли мир, а затем Б-г позволил евреям получить их – ДЕСЯТЬ РЕЧЕНИЙ!
Первый Ребе Хабада, автор Тании, так объясняет значение первого стиха нашей недельной главы: «Вот законы, которые ты положишь ВНУТРЬ них». Ведь можно изучать Тору, оставляя ее снаружи.
Этот «переносной» Храм должен был сопровождать евреев в пустыне в течение сорока лет и являлся предвестником всех последующих Мишканов (Мишкана в Нове, Шило и других) и Храмов (в том числе, что наиболее важно, — Третьего Храма).
В Пурим 1953 года Любавический Ребе говорил с сотнями своих хасидов в большой хабадской синагоге в Бруклине, когда вдруг, по непонятной причине, он неожиданно сменил тему беседы и сказал: «Давайте все вместе провозгласим: Ура!» – и Ребе стал кричать все громче и громче: «Ура! Ура!» – «Ура! Ура! Ура!» – подхватили совершенно сбитые с толку его хасиды, и вскоре все помещение синагоги сотрясалось от их крика.
Недельный раздел «Ваяк’ел» представляется очень странным, ведь это почти полное повторение главы «Трумо», прочитанной нами три недели назад, где была дана заповедь сделать Святилище, и объяснены все необходимые для осуществления этого детали. Единственное различие между этими главами заключается в том, что слово «ваяас [сделано]», предваряющее каждое действие по строительству Святилища в нашей главе, означает, что приказанное ранее было «сделано действительно».
Глава «П’кудей» начинается с пересчета пожертвований, которые евреи совершили, находясь в пустыне, на Святилище, и название ее намекает на два Святых Храма, которые были временно «взяты в залог (пикадон)» до прихода Мошиаха. Слово «покад» имеет два противоположных значения. Одно значение – «посещать», «представлять», а другое значение – «пропускать», «отсутствовать».
ивритское слово, обозначающее приносимую из животных жертву – «корбан» – имеет также значение «приближения». Несмотря на то, что нельзя увидеть или понять Б-га, существует приказ «подойти» к Нему так близко, как только возможно. Жертвоприношения в Святом Храме были основным способом такого «приближения».
Наша недельная глава начинается с двух интересных «храмовых» заповедей. Первая – «трумас адешен» – перед началом ежедневной службы убрать с жертвенника золу, оставшуюся от жертвоприношений предшествующего дня. Вторая – «Эш Томид [постоянный огонь] тукад ал аМизбеах [должен гореть на жертвеннике], лей сихбе [не потухнет]» — добавлять в огонь на жертвеннике дров так, чтобы огонь горел постоянно и никогда не потухал.
Тора не восхваляет ни смерть, ни даже награду после смерти. Совсем наоборот, смерть ассоциируется с нечистотой, с грехом Адама и с грехом Золотого Тельца. Фактически, смерть настолько противна Иудаизму, что для того, чтобы избежать ее, разрешено игнорировать большинство заповедей!
Каббалистическая книга «Сейфер Ецира» объясняет, что язык и знак святого союза на духовном уровне схожи. Оба они – инструменты, предназначенные для связи. Оба используются для порождения новой отдельной сущности (язык порождает идею в разуме слушателя). У обоих есть возможность сделать много хорошего, и наоборот. Также «Сейфер Ецира» говорит, что обоим: и знаку святого союза, и языку, – мы должны сделать обрезание, тем самым заключив союз с Б-гом.
И точно так же, как Мейше вывел нас из Египта, с великими чудесами Мошиах выведет нас из ужасного изгнания, в котором находимся сейчас мы, и тогда все превратится в богатство и чистоту!!
Все Евреи – избранны Б-гом. Коаним (священнослужители) – избраны Все-вышним из евреев, а Коэн Годейл – «избранный из избранных из избранных»! Потому он и только он имел право входить в Йом-Кипур в «Святая-Святых» и действительно влиять на Б-га так, чтобы он забыл и даже превратил грехи евреев в заслуги.
Так как Ребе было больше девяноста лет, а его рабочий день предусматривал 24 часа работы каждый из семи дней недели, и ни разу в жизни Ребе не брал выходного дня, – хасиды беспокоились о его здоровье и попросили Ребе, по крайней мере, сократить время раздачи долларов. «Когда считаешь бриллианты, не устаешь», – ответил им Ребе.
Духовное, если так можно сказать, дает материальному «толчок», дает ему заряд жизни и тотчас же возвращается к своему источнику. Эту «пульсацию» мы и называем временем.
Ейвель намекает на приход Мошиаха, на «Будущий мир», когда не будет рабства – подчиненности собственному равнодушию или ненависти, – и все вернется к своему истинному хозяину – Все-вышнему, господину всех творений (см. Раши, «Брейшис», 1:1). И только тогда наступит настоящая свобода.
Мидраш приводит несколько причин, почему Б-г дал евреям Тору именно в Пустыне. Одна из них заключается в том, что Пустыня – территория, которая никому не принадлежит. Любой, кто захочет, может там жить. Это учит нас тому, что Тора свободна для всех, кто хочет ее изучать.