Чудо Хануки в том, что масло, которому следовало бы гореть один день, горело восемь дней.
Одни говорят: "Масло сгорало, но чудесным образом появлялось на следующий день".
Другие говорят: "Масло в реальности не горело. Чудом было пламя".
Теорий много...
Почему мы хотим ограничить Б-га нашей логикой? Ведь можно сказать и так: "Пламя исходило от горящего масла, но масло не сгорало!"
...
Б-г может все. Даже, как говорится, продеть слона в ушко иголки. Как? Сделать слона маленьким? Или расширить ушко иголки? Ни того, ни другого. Слон останется большим, а ушко иголки маленьким. И Он проденет слона в ушко иголки. Нелогично? Конечно, но ведь логика не что иное, как одно из Его творений. Кто создал логику, тот вправе и пренебречь ею.
...
Когда мир был создан, появилось два света: свет бескрайней энергии, заряжающий все вещи и дающий им бытие, но превосходящий их и не задерживающийся в них; свет, проникающий в вещи, оживляющий их, но ограничиваемый ими и тускнеющий из-за них.
Первый свет – полное выражение того, что "нет ничего, кроме Него". И именно от Него исходят чудеса, события, лишающие мир всякого значения.
Второй свет – выражение того, что Б-г желает, чтобы мир существовал, и в этом природа естественного хода событий: элементы мира ведут себя так, будто управляются сами собой.
Но Б-г не хочет, чтобы в мире существовали две силы – сила-Природа и сверхъестественный ход событий. И два света управляются Им в гармонии, показывая, что оба они происходят из одного Источника.
Как Он это делает? Притупляет чудеса, чтобы они отвечали естественному порядку? Или изменяет природу вещей, чтобы они смирились с чудом? Ни то, ни другое. Естественный порядок подчиняется своим законам, вещи остаются теми же. Но чудеса высшего порядка совершаются. Слон входит в ушко иголки, бесконечное – в конечное.
Невозможно? Посадите росток и наблюдайте за тем, как он растет. Сейте добрые дела и созерцайте чудеса, которые за этим последуют.