Предисловие

«У каждого израильтянина есть внутренняя точка в сердце, которая представляет собой простое испытание веры, и это от наследия наших предков, стоявших на горе Синай, только то, что оно покрыто множеством покрытий».

 

Раввин Иегуда Лейб Ашлаг (благословение Шамати, статья 108)

 

Введение

 

Тали очень талантливая, умная, добросердечная, веселая, красивая и утонченная девушка. Ей тридцать лет, и она уже закончила обучение по двум специальностям. У нее есть хорошие друзья и поддерживающая семья. Наблюдателю со стороны кажется, что она улыбается жизни, а жизнь улыбается ей в ответ. Но когда Тали встречает парня, который ей нравится, она испытывает стресс, приступ паники, откладывает следующую встречу, смягчается и встречается с ним, потому что женщины в ее жизни убеждают ее попробовать, только чтобы сказать ему на встрече, что она недоступна для отношений, а потом возвращается в слезах к друзьям с постоянной фразой: «Я вышла глупой, я безнадежна».

 

Тали хочет переехать из родительского дома и снять себе квартиру, но боится. Она говорит себе, что способна, но не верит своей речи. Каждый раз, когда она находит работу, она уходит с нее максимум через три месяца, хотя ее очень любят и просят остаться. Она уже изучала социальную работу и перешла на образование. Теперь она подумывает о том, чтобы перейти на медсестру, потому что «не помешало бы иметь несколько ученых степеней». У нее редкое заболевание, из-за которого она чешется по ночам вместо сна, и от беспокойства она принимает ципрофлоксацин. Она уже вернула в тшуве (стала религиозной) и снова вернулась «к вопрос» (т.е. снова стала нерелигиозной), и первая фраза, которую она мне сказала, была: «Я ищу свой путь и не могу его найти».

 

Тали недовольна. Она испытывает печаль, отчаяние, гнев на себя и постоянное разочарование.

 

Первые признаки проблем появились, когда ей было десять лет, и девочки в ее классе бойкотировали ее. С тех пор она напугана и всячески пытается защитить себя от дальнейшего вреда.

 

Она так хочет выйти замуж, но боится открыться и довериться. Ее защитные механизмы звучат как «железный купол».

 

Ее страх можно понять, но возникает вопрос: как помочь ей и другим людям, пострадавшим от жизни и ее сложности, снова открыться и довериться.

 

Я смотрю вокруг и вижу людей, попавших в свои «петли» и неспособных выбраться из них и быть счастливыми. Это больно, потому что в мире много «Тали», и больно, потому что почти никто не родился таким, с границами.

 

На первом этапе ребенок рождается невинным и милым, и, как Адам и Ева, помещенные в рай, все хорошее ждет его на расстоянии вытянутой руки. Сердце открытое, возбужденное, импульсивное. Ему не требуется размышлений и он не способен откладывать удовлетворение.

 

Но на второй стадии сердце начинает закрываться; Жизнь усложняет ему жизнь, он вынужден развивать защитные системы, чтобы выжить, укореняются неверные убеждения и мысли, развивается борьба между разумом и эмоциями, а некоторые эмоции подавляются и «приручаются» разумом и обществом.

 

Это также этап, когда Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада в этот мир, из бессмертных они стали конечными и ограниченными, «сынами исправления».

 

На третьем этапе, этапе зрелости, человек оказывается перед выбором – должно ли стать еще сложнее, а может быть, лучше смягчить стены защиты? По большей части, только после того, как он проделает духовную и эмоциональную работу, только после того, как он узнает о себе и мире и научится сочетать интеллект и эмоции, человек станет достаточно сильным и сможет разрушить построенные им стены и защиты. Только тогда он сможет аутентично представить себя, выразить свои желания, быть тронутым простыми вещами и с открытым сердцем соединиться с самим собой, с другими и со своим Богом на обновленном пути к раю, тот же рай, который можно найти везде, где мы позволяем ему существовать.

 

Мне кажется, что мы испытываем страдания в своей жизни потому, что находимся еще между второй и третьей стадиями.

==

 

Поэтессе и детскому писателю Ориту Гидли удалось очень творчески передать послание об этих трех этапах.

В своей книге «Нона и воздуха ластик» (издательство Кинерат Змора 2015) она рассказывает о Ноне, девочке, которая «слишком разволновалась» перед подругами в детском саду, и слово – «шлилинг» выскользнуло из ее рта. Все посмотрели на нее, и кто-то сказал: «Какое детское слово». Нона испугалась и подумала про себя: «Почему я не могу радоваться без того, не радуясь?!» Она побежала домой, нашла ластик и решила что она могла стереть «шиллинг», стереть тот энтузиазм, как будто она не произносила этого слова и как будто девочки его не слышали.

 

Она идет, «стирает» слово «шиллинг» и обнаруживает, что удалить действительно можно. Поэтому она решает удалить еще сказанные ею слова. Мало-помалу она успокаивается, потому что никто больше не обвиняет ее в чрезмерном энтузиазме, но она также понимает, что перестала эмоционально радоваться, что она стерла себе свои эмоции. Ее успех становится ее неудачей, ведь кто захочет играть с девочкой, у которой нет радости в жизни? Пока один из детей из детского сада не признается ей, как сильно он ее любит, именно тогда, когда она в восторге. История заканчивается тем, что она решает, несмотря на страх повторного вреда, снова почувствовать и выразить тот энтузиазм и эмоции, которым она стерла.

 

Как мы вернуться к полноценному ощущению эмоций? Как мы вернемся к тому, чтобы воспринимать вещи так же просто, как в детстве?

 

Мы приходим в мир естественные, простые, любопытные, страстные, полные сил и открытые. Тогда кто-то, взрослый или ребенок, реагирует на нас с цинизмом, равнодушием или отчужденностью, и это нас ранит. Много раз у человека перед нами не было злого умысла, но нам больно, и мы плачем, и когда мы плачем или нас оскорбляют, к нам приходит осознание того, что нам нужна система защиты, потому что мы не можем нести свой свет, самих себя, наше ожидание безусловной и безграничной любви, без охран и стен, которые будут отделять нас от внешнего мира. Поэтому мы начинаем прятаться, лгать себе и окружению, стирать части нашего энтузиазма, таланта, подлинности и нашей потребности в любви.

 

Почему? Потому что мы не уверены, что нас примут такими, какие мы есть. Любить нас так, безоговорочно.

 

Нам трудно снова стать людьми, которые не боятся чувствовать, особенно после того, как нам причинили боль. Это трудная и ответственная работа, но это не невозможно.

 

==

Последние два десятилетия своей жизни я посвятил исследованиям и изучению человеческой души.

 

Если есть что-то, что можно сказать о человеческой душе с уверенностью и с чем согласны все ученые, так это то, что душа представляет собой сложную материю.

 

Почему сложный?

 

А. Потому что каждый человек представляет собой разную смесь. Эйн Соф («бесконечный» - одно из имен Бога в каббале) выражен в нем неповторимым и особенным образом.

 

Б. Потому что техника, которая помогает одному, не приносит пользы другому, и наоборот. Не существует единого метода или способа лечения человеческой души.

 

В. Потому что душа – это оживленный перекресток со многими путями. Один из ее путей — тело, второй путь — эмоции, третий — мысль, четвертый — сила речи, пятый — воображение, шестой — память, седьмой — дух, восьмой — душа и т.д.

 

Из наших слов следует, что «быть простым» практически невозможно. Нужны огромные развязки, чтобы все эти полосы протекали гармонично, без пробок и без цепных аварий. Простого решения не существует, но есть процесс. Путешествие. Маленькие шаги на пути к большим переменам.

 

Я много лет изучал человеческую психику не в лабораториях, а в клинике, на глазах сотен и тысяч пациентов и стажеров. Я исследовал это в психологических теориях, которым сто лет, и теориях последних лет, а также в хасидских писаниях, которым сотни лет, и в каббале, которым не менее двух тысяч лет.

 

Я также исследовал свою душу. Я верю, что тот, кто исследует свою душу, открывает тайны как о душе других, так и о целом мире. Мудрецы учат нас, что «человек – это маленький мир, мир – это большой человек, и что в этом, то и в этом» (Авот Дарби Натан, 31).

 

Как физик, ищущий наночастицы, как учёный-атомщик, пытающийся разделить свои частицы — человеческая душа очаровывает меня больше, чем любая другая область.

 

С семнадцати лет я изучаю науку Каббала. Уже тогда меня привлекли удивительные связи между законами мира и законами души, и с годами я был поражен, обнаружив, что каббалисты занимались человеческой душой задолго до того, как ею начал заниматься Фрейд, и что их прозрения глубже моря. И была одна каббалистическая концепция, которая с момента встречи со мной помогла мне стать более простым и счастливым человеком. «кожура» — его имя.

 

Термин «кожура» вызывает ассоциации с фруктами, овощами или орехами, но на самом деле «кожура» — это глубокое и прекрасное понятие, имеющее множество последствий для реальности нашей жизни. По этой причине я пообещал себе и другим, что однажды я сяду и напишу книгу, которая объяснит каббалистическую концепцию и свяжет высокую идею с повседневной реальностью каждого из нас, книгу, которая позволит более широкое понимание человека и мира и более глубокое понимание человеческой души, чтобы каждый мог сбросить с себя кору души, с внешней помощью или без нее. Тали тоже.

 

На мой взгляд, для человека всегда лучше найти ответы изнутри, заняться духовной работой над собой, проснуться, повнимательнее взглянуть на свою жизнь и иметь возможность принимать смелые решения. Я верю, что в каждом из нас есть часть моей души, которая знает ответы. Иногда нужны хорошие профессионалы, которые умеют задавать хорошие вопросы, которые могут отразить логические ошибки и помочь человеку подвергнуть сомнению мысли, которые ему неприятны, и поступки, которые определяют его жизнь и не дают ему развиваться, которые могут помочь ему раскрыть эта часть души, плод, который находится под скорлупой.

 

Как пишет рабби Кук: «Пришло время разорвать цепи, которые мои собственные руки наложили на все органы моей души, на все части моего духа и души. Мне не нужно смотреть на внешние препятствия, постоянное спасение находится в сердце внутри, источник счастья обилен и течет бесконечно. Божья благодать вечна. Мне остается только настоять на самослушании, прислушаться к тайному дискурсу творения в его комнатах, я буду слушать, и моя душа будет жить» (Хадарав, стр. 18).

 

Когда я встретил Тали, я не знал, как предугадать, какой процесс мы пройдем вместе, сколько панцирей с нее сойдет за время пути, сколько радости, веселья, песни и танца она испытает (и я больше), когда она будет стоять на ее хупе два года спустя, вопреки всем ее ожиданиям от самой себя и от того, сколько сил она найдет в себе, чтобы справиться со сложностями, которые предлагает супружеская жизнь.

 

Эта книга вложена вам в руку, чтобы вы могли, если пожелаете, сбросить с себя некоторые оболочки, которые вы надели на себя с первых лет своей жизни и до сегодняшнего дня, снять их, чтобы стать более простыми и счастливыми людьми.

 

Да, я считаю, что счастье находится в простых вещах, в так называемой «примитивной» любви, то есть: в простой заботе, в благодарности, в настоящей дружбе, в связи с нашими глубочайшими желаниями, в поиске смысла и безусловной отдаче. Счастье прячется под панцирями, их можно очистить и добраться до него.

 

В первой главе мы объясним концепцию оболочки, познакомимся с тремя ее основными выражениями и узнаем семь важных следствий из существования оболочки согласно Каббале.

 

Во второй главе мы узнаем, как оболочка «окутывает» силы разума, волю, мысль, эмоцию, речь и действие, и углубимся главным образом в «крайнюю плоть сердца», упрямое оболочка, которая мешает нам чувствовать и волноваться.

 

В третьей главе мы перечислим 32 различных оболочек (личных и социальных), научимся технике выявления корней оболочек в нашей жизни и увидим, что иногда они имеют совершенно разные и даже противоположные выражения.

 

В четвертых глава мы предложим решения для постепенного удаления оболочек для желающих их удалить.

 

Оболочки - явление неуловимое и "многоликое". Даже каббалисты и хасиды относились к нему скупо и использовали его как кодовое слово между собой. Для написания этой книги мне пришлось отправиться в путешествие, во время которого я встретился с учителями каббалы, и вместе с ними я копалась в книгах раввина Кука, раввина Ашлага, раввина Моше Давида Валли, Рамхаля, Алтер Ребе (Старого Ребе Хабада), раввина Нахмана из Бреслава и других, чтобы извлечь из них жемчуг и молиться Богу, чтобы помог мне сплести его вместе в яркое и красивое ожерелье.

 

Кроме того, я использовал обширный опыт, полученный в качестве терапевта, и свое глубокое знание человеческой души, чтобы попытаться связать высокие каббалистические идеи с различными проявлениями оболочки в мире желаний, мыслей, эмоций, речи и действий.

 

Я верю, что вы тоже, прочитав книгу, не сможете игнорировать оболочку. Оно проникнет в ваш язык, внутренний и внешний, и послужит вам новыми очками, через которые вы сможете наблюдать за собой и миром.

 

В этой книге мы разберем это явление оболочек души и его последствия, на его различных лицах и множественных масках, на его духовных, физических, психологических и социальных аспектах.

 

Пусть мы сможем понемногу снять свою оболочку вместе, как отдельные личности и как общество, и встречаться открытыми и свободными от стен, укрытий и сокрытий, насколько это возможно.

 

Да будет воля Бога, чтобы мы удалим крайнюю плоть сердца, пока не достигнем того уровня простой и единой любви между нами и между нами и всем миром, уровня, о котором мечтал рабби Кук: «Я хотел бы собрать все человечество в одном тело, чтобы я мог обнять их всех» (из беседы раввина с писателем Азаром).

Запись опубликована в рубрике: .