«Чудесный цадик, который не от мира сего
Занимает место с ними из-за своей ограниченности,
своей неполноценности и своей узости, они на самом деле дорожат миром и уважают его,
Потому что они видят в нем высший мир, чистый Зив из источника жизни».
Раввин Кук Восемь файлов,
Ворота А | Мир оболочек по Каббале
Между людьми и животными много различий: нам дана сила слова, сила свободного выбора, возможность развивать культуру и возможность высоко подняться по духовной лестнице и многое другое. Одно из отличий, которые делают человеческую душу такой увлекательной, — это степень раскрытия и сокрытия. У человека существуют отчетливые слои «внутри и снаружи» — того, что сказано и что не сказано, того, что видно глазам, и того, что скрыто, текста и подтекста.
Мудрецы советуют нам не верить внешнему виду, например, говоря: «Смотри не на кувшин, а на то, что в нем» (Авот 4:20). Даже царь Соломон, мудрейший из людей, предупреждал нас не гоняться за внешней красотой, которая есть своего рода ложь, своего рода завеса с пугалом за ней, потому что «очарование есть ложь, а красота тщетна», тогда как «женщина боящаяся Бога будет хвалить» (Притчи 3:3).
В результате этого Мудрецы, а позднее учителя Галахи (религиозного закона) и люди нравственности позволили нам довольствоваться малым и держаться в стороне от гордыни и публичности. Сосредоточьтесь на «плодах», кричали они, сосредоточьтесь на Торе, на семье, на деле добродетели, будьте верными посланниками Бога в мире.
Чтобы предостеречь нас, чтобы мы не стали жертвой обманчивого внешнего проявления, дали внешнему проявлению разные названия: «Злое намерение» или «Ситра Ахра», и приказал нам бороться с его рекомендациями или выбросить его.
Но возникает вопрос – если внешний вид не важен, то зачем он создан?
Как каббалисты, так и учителя Галахи и учителя нравственности знают, что каждое явление, существующее в мире Всевышнего, точно и необходимо в мире, как и внешнее, как написано в Трактате Барахот ( 60:2), и все же решили предупредить нас, чтобы мы не стали жертвами оболочки.
Имя «клипа» (оболочка) было выбрано мудрецами каббалы и хасидизма как общее название внешних проявлений в нашей жизни, поскольку оно глубоко демонстрирует существенное явление, с которым мы должны научиться правильно работать.
В этой главе мы рассмотрим оболочку и ее функции с каббалистической и хасидской точек зрения.
Что такое оболочка?
Выражение №1 для понятия оболочки: Слой покрытия и защиты
Говоря простыми словами, оболочка — это слой, который закрывает свет и временно защищает его, до его полного раскрытия (света).
Это краткое определение, но чтобы понять его, нам придется ответить на три вопроса: Что означает покровный слой? Что значит временно? И о каком свете идет речь?
Если мы посмотрим, то увидим, что все созданное в мире имеет слой защиты, покрытие, будь то физический предмет, такой как яблоко (у которого относительно тонкая кожица) или арбуз (у которого очень толстая кожура). Или же это духовная вещь, скрытая от глаз, как душа. Или яблоку нужна кожура, чтобы не почернеть, а душе нужно тело, чтобы проявиться в мире. Само тело также нуждается в одежде как из соображений скромности, так и из соображений защиты от внешних факторов, таких как погода.
На самом деле все в нашем мире состоит из внешней части – скорлупы и внутренней части – плода, причем внутренняя часть большей частью спрятана, скрытая.
Поэтому мы уже можем сказать:
Оболочка – это не хорошо и не плохо. Почему? Потому что это необходимо (точнее – необходимо пока). Как только вы перестанете судить об оболочке – вам будет легче понять ее роль.
Рабби Ашлаг пишет: «И прежде всего нужно понять, почему они называем клипот. Я расскажу вам притчу о том, как человек посылает подарок своему другу, а это мягкая и влажная вещь, и он заботится о том, чтобы он не гниет и не портится на пути, который по дороге может очень сильно сгнить и испортиться, пока ничего не будет стоить. Да, чтобы быть уверенным, что удовольствие придет другу во всей мере, он ставит подарок в коробке из твердого дерева, и тогда он уверен, что удовольствие доставит его другу согласно его намерению и желанию, а затем, когда подарок приходит к его другу, он забирает его содержимое, то есть сам дар, и выбрасывает скорлупу его, которая есть твердая оболочка дерева» (Пи Хахам, статья 2, буква 1).
Отличие внешней оболочки от ядра, внутреннего, существует и в другом, не видимом глазом виде.
Как?
Например, те, кто ест салат, хотят получать из него витамины и минералы. Если бы салат был лишен витаминов и минералов, каковы шансы, что мы бы его съели? И наоборот – если бы нам хотелось только витаминов и минералов, то мы бы брали в аптеке капсулы, ведь зачем нам фрукты и овощи?
Всевышний сделал нам одолжение и завернул свет – вкус, пищевую ценность – в оболочку. А именно, в случае с фруктами, в красочной, многогранной и интересной внешней форме, с привлекательным запахом и неповторимым вкусом. Представьте, что все фрукты были серого цвета или что все они были одинаковыми на вкус. Насколько изобретателен Бог, «придумавший» для нас ананас, арбуз, помидор и папайю.
Отсюда мы поймем вторую часть определения: временно, до его полного раскрытия.
Оболочка навсегда временна. Свет вечен, душа вечна, и она использует тело, появляется в мире разделений, чтобы восстановить разделение. Тело, как и любая оболочка, не вечно и когда-нибудь исчезнет.
Понимание того, что оболочка временна, может помочь нам однажды попытаться обойтись без нее.
Посмотрите, как пишет об этом раввин Хаим Виталь: «Ученым известно, что человеческое тело не является самим человеком со стороны тела, потому что оно называется человеческой плотью... Установлено, что человек есть внутреннее, но тело есть одна одежда. В нее будет облечена разумная душа, то есть сам человек. В этом мире и после смерти эта одежда будет снята с него, и он облечется в чистое и духовно чистую одежду, и как написано (Захария 3:4): «Снимите верхнюю одежду вашу... и наденьте нижнее белье ваше»» (Шеари Кадуша, часть 1, ворота 1).
Оболочка отваливается сама?
В некоторых случаях да, а в других случаях нет.
Он временный при условии, что вы захотите его удалить и согласитесь заняться личной работой, чтобы обойтись без него.
Если мы не знаем, что цель оболочек – отшелушивание, и если не снимаем его – то скорлупа становится постоянным. Более того, с течением времени образуется все больше защитных систем, оболочки становятся толще и иногда требуется болезненный разрыв, чтобы их снять. Ниже мы приведем примеры этого.
«Временный» означает, что яблоку нужна шкурка только до того момента, как вы его съедите. Если разрезать арбуз и оставить его без кожицы, он испортится через несколько часов. Фактически, кожура сохраняет арбуз для определенной цели в определенное время. Это ее роль. Она может держать его долгие месяцы, пока не придет время открыть для себя его сладость. И с другой стороны, если не очистить кожуру, пока плод созрел, плод сгниет внутри кожуры. Оболочка не отслоится сама по себе.
Теперь нам предстоит ответить на третий вопрос:
Затеняющий свет – что это за свет?
В каббалистической мудрости «свет» означает бесконечное изобилие, исходящее к нам от Бога, или с другой стороны: удовольствие, которое мы испытываем в своих сосудах. А почему свет должен быть прикрыт? чтобы сохранить его
Душа – великий свет и поэтому ей необходимо тело. Тора – великий свет, и поэтому мы ее освещаем. Репродуктивные органы несут в мир великий свет, от них они тоже испытывают огромное удовольствие, поэтому тщательно прикрываются.
Из наших слов следует, что там, где есть великий свет, требуется великая оболочка, и наоборот – где найдешь великую оболочку, знай, что под ней непременно скрывается великий свет.