Here is the translation of the text from Hebrew to Russian:
*Выражение № 3 концепции Клипы | Желание получать, личный интерес*
Третье определение Клипы, согласно раввину Ашлагу: "Желание получать для себя".
Мы были созданы с желанием получать все свет и изобилие в мире. Зачем было необходимо создать нас с "желанием получать"? Без желания получать мы не смогли бы наслаждаться добром, которое Б-г дарует нам. Знаете ли вы кого-нибудь, кто наслаждается получением того, что ему неинтересно? Поэтому желание необходимо для удовольствия, и чем больше желание, тем больше удовольствие.
На самом деле, наши желания - это сильный и замечательный двигатель. Они позволяют нам развиваться, учиться и продвигаться вперед, а не оставаться на месте.
Однако желание получать - как бы оно ни было сосудом для ощущения удовольствия, также является источником зла. Почему? Потому что, как пишет раввин Ашлаг, если бы у человека не было желания получать, он никогда бы не причинил вред другому человеку. Почти всякий вред другим является прямым результатом желания получать, поэтому вопрос "С каким намерением мы получаем?" становится самым важным: желаем ли мы получать, чтобы принести пользу другим, или же для собственного блага?
"Желание получать ради получения" в языке раввина Ашлага называется "Клипа", и оно пока что покрывает плод, называемый "желанием получать ради воздействия".
В своей статье "Введение к Книге Зоар" раввин Ашлаг пишет:
"Теперь нам открыт путь понять... как может возникнуть из Его святости, да будет Он благословен, сущность колесницы нечистоты и Клипот, ведь она так далека от Его святости, да будет Он благословен, от одного края до другого, и как может быть, что Он поддерживает и сохраняет ее?"
Простыми словами: может ли быть, что сам Б-г создал и поддерживает Клипот?
И он отвечает: "Действительно, сначала нужно понять сущность реальности нечистоты и Клипот, что это такое. И знайте, что это великое желание получать, о котором мы говорили, является самой сущностью душ с точки зрения их собственного создания, поэтому они готовы принять все наполнение, заложенное в мысли творения"... [Не нужно беспокоиться о его использовании слова "нечистота" в контексте Клипот. Нечистота происходит от слова "запечатанный". Он не придает нечистоте и Клипотам положительного или отрицательного значения].
И он продолжает: "...оно [желание получать] не остается в этой форме в душах, потому что если бы оно осталось в них, они были бы вынуждены всегда оставаться в разлуке [в отделении] от Него, благословенного будет Он, потому что изменение их формы отделяло бы их от Него, благословенного будет Он".
Иными словами, конечно, Б-г создал все, в том числе и Клипот, которые являются выражением желания получать. Единственное, что было создано в творении из ничего, это желание получать, то есть - недостаток. Но не ошибимся; душа не является Клипой, она - внутренний плод, и в ней нет желания получать - она является божественной частью свыше.
Так где же проявляется желание получать?
В теле: в желании есть, спать, размножаться, наслаждаться, греться, когда холодно, и охлаждать тело, когда жарко, и многое другое, а также в душе: в качествах, чувствах, мыслях и многом другом.
Мы попытаемся понять формирование Клипы из святости (или формирование желания получать из желания влиять), с помощью слов доктора Баруха Кахана, клинического психолога, который сочетает в своих книгах и лекциях каббалистические и хасидские идеи с человеческой психикой:
"Человек рождается в состоянии 'разрушения'. Его жажда добра и наслаждения неограниченна и абсолютна, но она должна реализоваться в ограниченной реальности, в которой мы живем. С одной стороны, человек является частью реальности, ограниченным объектом, зависящим от известных условий для своего выживания. С другой стороны, он является сосудом для верхнего света, для того абсолютного желания добра, которое является его сутью как субъекта.
Отсюда возникает необходимость 'сокращения' света, чтобы он мог проявиться в ограниченном мире. Сокращение - это способность быть довольным ограниченным наслаждением по интенсивности или времени, учитывать наслаждение и страдания других субъектов.
Эта способность не врожденная, и мы должны научиться ей в процессе нашего развития, так что человек рождается без способности к сокращению, и в результате этого у него возникает опасная путаница между двумя слоями бытия: он способен тосковать по ограниченным и незначительным объектам с полной силой глубокой жажды добра своей души. В результате этого его мир распадается на бесчисленное множество мощных частичных желаний - это разрушение.
Отсюда и далее всю жизнь человека - это непрерывная попытка исправить разрушение... Человек переполнен разрушительными желаниями, беспокоящими мыслями и мучительными чувствами.
Мы знаем, что каждое такое психологическое содержание является искажением того или иного оттенка первоначальной душевной стремления, но оно прошло через трансформацию разрушения... Хасидизм утверждает, что в корне каждого психологического содержания находится 'святая искра', которая является неким оттенком душевного света, и вокруг неё 'Клипа' - это набор искаженных образов, которые, так сказать, 'захватывают' эту искру... Таким образом, стремление к любви превращается в погоню за 'сексуальными достижениями', стремление к самореализации превращается в погоню за почетом и так далее" (Швира ве Тиккун, издательство Бейт Реувен, стр. 166).
И продолжает доктор Кахана:
"В имени Бааль Шем Това объясняется, что каждая черта имеет высокий корень в сущности души, но когда она падает во время разрушения, она сама проявляется как плохая и разрушительная черта. То есть 'плохие' душевные силы Клипы являются положительными психологическими силами, но в результате переворота разрушения они претерпевают разрушительную трансформацию:
А. Они становятся эгоцентричными, полностью ориентированными на служение себе... и таким образом стоят в меркантильном отношении к миру, как описал раввин Шнеур Залман стремление Клипы в речи, которую он поместил в её уста:
'Покорми меня, чтобы я был существом и вещью сам по себе' (Танья 19). Таким образом, милосердие превращается в стремление получать благо только для себя, мощь превращается в желание уничтожить все, что стоит на моем пути, и так далее.
Б. Они становятся направленными на материальные объекты, которые можно воспринимать чувственно: 'Поскольку душа одета в тело и покрывает его, скрывая его, чтобы мир казался ей существом и вещью самим по себе' (раввин Шнеур Залман, Ликути Тора)
[Что фактически создает поверхностный аспект, характерный для Клипы, как мы уже объяснили].
Г. Они в основном подвержены влиянию воображения, которое является только нижним аспектом разума. Эта точка особенно подчеркивается в трудах раввина Нахмана из Бреслава: 'Клипы - это воображения, желания, путаницы и препятствия' (Ликути Мохаран, 25).
[Раввин Нахман утверждает, что можно использовать воображение, чтобы подняться все выше и выше, и тем же самым воображением можно использовать, чтобы упасть все ниже и ниже. Клипа заставляет человека замолчать из-за воображаемых страхов и тревог, а также привлекает нас в мир желаний].
Д. Они становятся неуправляемо мощными, стремятся распространяться без предела и не способны к какому-либо компромиссу относительно своих целей.
[Это можно увидеть, например, на человеке, поглощенном приступом гнева, готовом в тот же момент потерять весь свой мир ради справедливости, или на человеке, охваченном желанием, который не способен думать ни о чем другом].
Е. Они становятся неспособными функционировать во всесторонней гармоничной системе. Они находятся в бесконечной борьбе, один поднимается, а другой опускается.
[Это можно увидеть в третьих вратах, например, в Клипах гнева и перфекционизма или в других Клипах, которые заставляют человека вкладывать чрезмерную энергию в одно место и выходить из равновесия, теряя гармонию].
Ф. В результате всего этого возникает дополнительное качество, а именно внутреннее рабство, которое эти качества вызывают у человека. Такие мощные силы, требующие господства, лишенные способности к компромиссу, склонны порабощать человека, если их не сдерживать." (Там же: стр. 61).
В дополнительной цитате из книги доктора Кахана он иллюстрирует свои слова на примере "бунтующего подростка, чье восстание имеет разрушительный, жестокий или коррумпированный характер различными способами. Мы видим, что 'корень' его восстания - это естественный и хороший процесс индивидуации [желание построить свой характер индивидуально, как уникальное лицо в обществе], но из-за различных семейных и личных сложностей он принял разрушительный характер, например, скатился в наркоманию или преступность.
Чтобы 'исправить' проблематичность его поведения, нам сначала нужно остановить вредные явления, но нам нельзя останавливаться на этом. Во-первых, по этической и существенной причине, так как процесс индивидуации - это проявление света его души, и если мы попытаемся 'победить' его, мы причиним душевное разрушение. Также по практической причине... потому что есть шанс, что желание не исчезнет на самом деле, а найдет другие способы проявиться, часто более разрушительными, чем мы боялись.
Мы должны попытаться различить между положительным процессом индивидуации и его загрязненными проявлениями (клипатическими), а затем искать инструменты, которые позволят ему проявиться другим и более полезным образом" (Там же: стр. 170).
Раввин Ашлаг и доктор Кахана на самом деле говорят нам следующее:
Каждый человек приходит в мир с душевными силами, которые могут проявиться в Клипатической форме, через желание получать, или святым образом, чтобы влиять и приносить пользу другим и себе.
Итог
При попытке понять Клипот и проанализировать их, сначала мы должны попытаться определить три выражения Клипы, которые мы упомянули, используя набор вопросов:
1. Что Клипа пытается прикрыть и от чего она пытается нас защитить в данный момент?
2. Каким образом Клипа оставляет нас на поверхностном уровне и мешает нам понимать/видеть глубину вещей?
3. Как Клипа выражает желание получать ради получения, и какой святой потенциал, скрытый плод в ней, предназначен быть обнаруженным в её исправленном состоянии?