Эволюция преставления о боге в иудаизме от Авраама к Моше мудрецом, к каббале и хасидизму
Есть два основных имена Бога.
Есть имя Элогим и есть имя Яхве.
Яхве – это Бог моральный, Бог пророков.
Элогим – это природа.
Первое имя, которое находится в Торе, в Пятикнижие, это имя Элогим.
Элогим – это имя, кто творит мир.
Имя Элогим – означает природа.
Поэтому первое, к чему человек должен приходить, еще до того, как он доходит до морали — он должен прийти в природе.
Вернуться к природе.
Рав Кук об этом говорит очень много.
Возвращение в Землю Израиля – это возвращение к природе.
И только на базе природы можно подняться на следующий этап.
Мораль может быть только на базе природы.
Это два имена.
Имя Элогим – Нижний Мир.
Ещё раз, Элогим – это природа.
Элогим это Бог Авраама, Ицхака и Яакова.
Это Бог Берешита, бог Творения.
Это Бог, который называется Элогим.
Это природная вера.
Об этом тоже говорит рав Кук.
Вера Авраама – это природная вера, прежде всего.
В этой вере есть определённый аспект морали, но очень небольшой.
Бог Моше – это уже Бог морали и суда.
Таким образом, это уже вторая версия еврейского Бога.
Мы уже говорим про еврейские боги.
Первый еврейский Бог – это Бог Авраама, природный Бог, Элогим.
Второй Бог – это Бог Моше, Бог морали и суда.
Третий Бог, совершенно противоречивший, кстати, это очень хорошо видно по книгам Пятикнижия.
Первый книга Пятикнижия, Берейшит, «И в начале» – это в основном Элогим, то есть природа.
Второй Хумаш, «Шмот», «И эти имена», – это в основном мораль и суд Моше.
Третий Хумаш, «Ваикра», «Левит» уже говорит про законы Храма.
Там, собственно, служба священников в Храме.
Это три разных типа религии внутри иудейства.
Я очень верю, что действительно был какой-то редактор, который всё аккуратно перемешал.
И так или иначе мы видим, что есть три абсолютно разных концепции Бога в Пятикнижии.
Бог Пророков – это Бог морали, морали и суда.
Пророки говорят: не надо ходить в храм.
Пророки говорят: зачем вы ходите в храм и приносите жертву?
Лучше помогайте бедным.
Это пророки.
Почему?
Потому что это две разных концепции веры в Бога.
А что происходит дальше?
Дальше разрушается храм.
То есть, священническая концепция Бога уже не работает.
И почему-то пророчество тоже уходит из иудейского народа.
Как ни странно.
Потому что хотя это две разных ветки развития, но эти две ветки не могут развиваться одна без другой.
Когда разрушился храм, то разрушилось тоже пророчество.
Когда закончилось пророчество, закончился также храм.
Тогда начинается развитие нового Бога.
Я это называю новый Бог.
Я так говорю, что старый Бог умер, и рождается новый Бог.
Так же, как человек родился, мать и отец родили детей и умерли.
Поэтому первая книга Торы заканчивается тем, что Иосиф и все братья умерли.
Не только Иосиф умер, не только братья умерли.
Еврейский Бог тоже умер.
Почему он умер?
Для того, чтобы возродиться заново.
Трансформироваться.
Смертью трансформироваться.
Это первая трансформация.
Это переход от Берейшит к Шмот.
Вторая трансформация — это переход от веры Моше к вере Левитов.
Переход не означает уничтожение предыдущей степени.
И все эти Боги умерли после разрушения Первого храма.
И рождается новый Бог.
Бог Мудрецов.
У бога Мудрецов тоже есть несколько вариантов.
(В известном смысле это эволюция. Подобно физической эволюции, есть также и духовная эволюция. Духовая эволюция назвается «Тшува» — так говорит рав Кук.
И как часть этой эволюции – в каждом эпохе требуется новое определение Бога – об этом же говорит рав Кук)
После разрушения Храма не было единой линии.
Одни продолжали традицию пророков.
Другие продолжали традицию священников.
Традиция, которая у нас сегодня, это в основном традиция коаним.
Они взяли все, что было в храме и превратили это в тексты мишны и Талмуда.
Основная концепция это взять жертвоприношение и превратить их в молитву.
Поскольку уже нет возможности соблюдать законы, потому что нет Храма, эти законы превратились в тексты.
Изучение этих законов — это суть той традиции, которая у нас сегодня.
Поэтому в современной религиозной традиции иудеев морали значительно меньше, чем в священническая традиции, хотя и то существует.
Первый вариант версии Мудрецов, это то, что Эзра и его ученики.
Это то, что называется «Великое Собрание».
Они, собственно, создали то, что называется современный иудаизм.
Дальше есть развитие во времена Иисуса.
Это противостояние двух ветвей собственно иудаизма.
Фарисеи продолжение коганической традиции.
А Иисус, и еще до него Йоханан-а-матбил, это продолжение пророческой традиции.
И вместо того, чтобы каким-то образом взаимодействовать, они убили друг друга.
2000 лет войны иудаизма и христианство, это две версии одного и того же иудаизма, которые воюют и развиваются, развивают мир.
Дальше мы видим то же.
(еще интересное различие между этими двумя ветвями:
Фарисеи не хотят разговаривать с «гоим».
Им достаточно оставить иудаизм только евреем.
Иисус – хотя изначально хотел тоже оставаться только среди евреев – но фактически эта версия, пророческая версия – пошла по всем народом.
И это тоже не случайно.
Пророческая версия – понятна.
Разум заставляет человека приходит к морали.
И это пророки.
Но служение коаним – это анти-логично. Это совершенно не логично.
Нет никакой логики в служении в Храме.
Собственно, уже Рамбам это говорит. Что он не понимает логику Храма)
В каждом поколения есть новая версия бога.
Старый бог умирает, и рождается новый бог.
Бог Моше, и бог Маймонида.
Бог Маймонида это не бог Моше и не бог мудрецов.
Совсем нет.
Бог Кабалы это тоже совсем другой бог.
Тоже надо смотреть какой каббалы.
Бог Бал шем това это еще какой-то новый бог.
Потому что мир развивается, и бог тоже развивается.
Это надо понимать.
Бог рав Кука это совсем другой бог.
Наконец, после катастрофы.
Те, кто говорят, что бог умер во время катастрофы, я думаю, что они правы.
Но они говорят только половину.
Да, старый бог умер.
Но новый бог родился.
Еврейский народ не только погиб во время катастрофы, но и привело к рождению государства, как мы понимаем.
Так же и бог, он умер в Майданеке.
А потому что он родился заново.
Это знаменитый мидраш, который говорит, что душа Машиаха рождается в момент разрушения Храма.
В момент разрушения храма родился Машиах.
Это известнейший мидраш.
Я бы сказал, что это рождение нового бога.
Потому что бог и машиах примерно одно и то же.
Поэтому после катастрофы есть новый бог.
Новая концепция бога.
Кто может это открыть?
Те, которые родились в иудаизме, конечно, не могут.
Те, кто родились в религиозной традиции, не способны менять ничего.
Только те, кто не родились в традиции, могут спокойно говорить об этих вещах. Поэтому обновление — это только баал тшувы.
И в это смысл баал тшув.
Они должны обновить иудаизм, а не повторять старые глупости.
В новом иудаизме, я думаю, не будет противоречия между христианством и иудаизмом.
Не будет противоречия между индийскими и китайскими традициями.
Безусловно, не будет противоречат ни науке, ни медицине, ничему современному.
Современный иудаизм должен включать всё, а не ограничивать всё только изучением того.
Версия мудрецов — это очень сильное ограничение. От всей религии, от цикли почти всё, остался только бет мидраш.
Только сидеть в синагоге и учиться.
Это закончилось после Шоа, когда родился еврейский государство.
Сейчас нужно новая религия.
Кто может это понять?
Те, которые не родились в этой системе.
Когда я пришёл 40 лет назад в иудаизм, начал я всё верить буквально, и я разбил абсолютно всю жизнь.
Я мог бы уйти совсем от религии, но почему-то это не произошло.
И с этого я начал копать и разбираться, что есть разные концепции бога.
Бог существует.
Но это не тот бог, о котором говорят больше людей.
Это карикатура на бога.
Единственный язык бога — это история.
История каждого человека, прежде всего личная история.
Всё, что со мной происходит — это и есть слова бога.
Все мои болезни, все мои проблемы, мои достоинства — это и есть язык бога.
А всё остальное написали люди.
Вот это я верю.
Так я верю.
Бога нет, а болезни есть?
Откуда эти болезни?
От бога.
Это и есть язык бога.
Бога нет, а война есть?
Откуда она есть?
Это и есть язык бога.
Теракты постоянно.
Это и есть язык бога.
Да, надо расшифровать этот язык? Да.
Это то, чем я пытаюсь заниматься.
Я считаю, что это есть работа Бал тшув.
Конечно, я не говорю, что надо выбросить всю традицию. Нет.
Надо её брать только частично.
Что подходит — то брать.
То, что не подходит — не надо.
Для разных людей разные вещи подходят.
Поэтому нужна быть личной религия.
Которая соответствует каждому из нас.
В это я верю.
Поэтому иногда я молюсь, иногда нет.
Иногда я читаю молитвы в шабаты иногда нет.
В шабаты я могу сидеть на компьютере весь шабат.
Я смотрю, что мне подходит.
То, что нет — то нет.
Потому что я понимаю, что это написано людьми.
А бог говорят, только на языком действия.
Смотрите на Рутюб: Эволюция преставления о боге в иудаизме от Авраама к Моше мудрецом, к каббале и хасидизму
Смотрите на Фейсбук Видео: Эволюция преставления о боге в иудаизме от Авраама к Моше мудрецом, к каббале и хасидизму