Гимел тамуз 5
30.6.2025, Арик
Взрослый, бармица, который обязан исполнять заповеди.
Рав Гинзбург как то сказал, что бар мицва – это способность «нести» парадоксы.
Способность переносить парадокс.
Не «решать» парадокс.
Нести парадокс. То есть, жить с парадоксом, не «оправдывать» парадоксы
Я когда-то это понял, когда много раз пытался читать первую сказку Реби Нахмана.
Если ты посмотришь, с чего она начинается, она начинается с абсолютного парадокса. Жил-был царь.
У этого царя было шесть сыновей и одна дочь.
И этот царь очень любил свою дочь.
Они друг с другом сидели, пиздили постоянно.
А потом царь разгневался на свою дочь и сказал ей, так написано буквально, иди к чёрту.
И потом эта дочь идёт к себе в комнату, а потом её не нашли.
Этот царь ходит ано и ано, сюда и сюда, ходит по своему дворцу и плачет, знает, куда ушла дочь.
И находится его помощник, который говорит, я вижу, что ты так сильно плачешь, я пойду его искать.
И дальше целая история, как он ищет эту дочь.
Понятно, есть всякие комментарии.
Есть комментарий, что это концепция цимцума.
Шесть сыновей, это шесть сфирот, зеер анпин.
Дочь это Малхут.
Есть объяснение, что это Нешама, душа.
Есть объяснение, что это народ Исраил.
Или Кнесет Исраил.
Но я, по своей дебильности и способности много читать.
Я начал думать буквально, а что это значит буквально?
Хорошо, все комментарии мы знаем, а как это можно понять буквально?
Царь, понятно, Бог.
Дочь, скажем, еврейский народ.
Этот Бог, царь, гневается на своего дочь.
Это тот Бог, в который мы верим?
Вроде мы верим в Бога, который добрый?
Этот Бог не просто злой, он еще вообще сумасшедший.
Он вдруг решил проклясть свою дочь, сказать ему, иди к черту. Это Бог, который говорит, иди к черту?
Какой интересный Бог!
А еще интереснее, этот Бог же, он, оказывается, совсем не всемогущий.
Потому что он не знает, где находится его дочь.
Он еще потом страдает.
Бог, который страдает, это уже какая-то христианская идея.
Кстати, в Гинзбурге есть идея, что христианство и хасидизм, они очень близки на самом деле.
Так и значит.
Просто, если подумать, смысл этой сказки, там парадокс на парадоксе.
Если царь – это Бог, когда Бог, который не знает, что с ним происходит,
что происходит в его царстве,
он проклинает, говорит своему дочери, иди к черту.
Потом еще есть какой-то человек, его помощник, который идет искать, очень долго ищет свою дочь.
Понятно, что это история про Галут и так далее.
И тем не менее, если мы берем это как концепцию Бога.
Самое умное, что я сказал из этой истории, во-первых, что Бог сумасшедший,
во-вторых, что это парадокс,
а потом я пришел к выводу, что это ошибка.
То есть Бог, не только ебнутый на голову, не только не знает, что происходит в царстве, он не может спасти своего дочь.
Это ошибка.
Так получилось.
А что хочет сказать рабби Нахман, пока он рассказывает эту историю?
История эта начинается с интересной фразы:
«Я шел по дороге и рассказывал историю, и тот, кто слышал эту историю, у него была мысль о тшуву».
Эта история – это не философия, не психология, не религиозная философия.
Цель этой истории – тшува.
Любое буквальное понимание этой истории – это не то, что рабби Нахман хочет от этой истории.
Какая связь между этой странной историей и тшувой?
Ответ: парадоксальное мышление.
Тшува – это способность парадоксального мышления.
Эта история, она именно для того такая странная, чтобы развить у человека парадоксальность мышления.
Кстати, Ницше занимался нечто подобное.
Я недавно слышал ролик на эту тему, очень интересный.
У него были подпольные лекции, на которые ходили только избранные.
И он там ломал рациональное мышление своих студентов.
Некоторые сошли с ума, некоторые еще чего-то.
А для чего?
Дело в том, что рациональное мышление, оно очень ограничено.
Для того, чтобы достичь до каких-то настоящих высот, то, что хотел Ницше,
он хотел сверхчеловека.
Для того, чтобы сломать, для того, чтобы дойти до сверхчеловека, Суперменш, иберменш,
для этого надо сломать рациональное мышление.
И вот он экспериментировал на эту тему.
Ну и, в принципе, тем же сам занимается рабби Нахман.
Парадоксальность этой истории человек делает тшуву.
Какая связь с тшувой?
Потому что в самой тшуве тоже есть парадокс.
Кто создал зло?
Сам Бог.
Кто заставил человека грешить?
Сам Бог.
И, тем не менее, человек должен делать тшуву.
Еще одна парадоксальность в том, что есть два типа тшувы.
Есть нижняя тшува и верхняя тшува.
Нижняя тшува – это раскаиваться.
Опять же, непонятно за что.
В конечном счете, это Бог сделал.
Но если человек остается только в раскаянии, то он тоже идиот.
Потому что не эта цель.
Цель – подняться до высшей тшувы.
Поэтому, на самом деле, технология тшувы – это технология ломания потолков, про которые я говорю выше.
Когда человек рождается, ему дают первую ступень души, нефеш.
Некоторые считают, что две первых ступени двух нефеш и руах.
Все остальные надо получать, ломая перегородки, ломая потолки.
Почему? Потому что, если человек не будет ломать потолки, то этот свет его сожжёт, убьет.
Бог совершенно не хочет убить человека, а хочет его поднять до самой высокой ступени.
Для этого есть парадоксальное мышление.
Поэтому весь Талмуд в парадоксах.
Поэтому весь Зогар парадоксален.
Чем больше ты чувствуешь парадоксальность мира, человека и Бога, тем больше ты, на самом деле, соединяешься с Богом.
Теперь сравни это с тем, как нас учат иудаизму.
Кстати, у ребе как раз это и есть. Подняться «выше сознания»
Кто-то знает, что это значит? Никто.
А я объясняю, что это идея сломать рациональное мышление.
Но сломать это таким правильным образом, чтобы человек не сошел с ума.
Почему?
Потому что энергия рационального мышления, она очень ограничена.
А вся идея достичь до ступеней, ступеней означает энергию, до ступеней Нэфеш, Руах, нешама, хая, йехида — все четыре (или 5) ступени.
На каждом ступени есть более высокая энергия.
И пока ты не ломаешь этот потолок, его тебе не дают.
Зачем ломать потолок, если тебе все хорошо?
А у Всевышнего есть планы на каждый человек и на каждый его год.
То есть, человек должен «освоить» какое-то количество энергии, скажем так.
Энергия, информация, в принципе, это связанная вещь.
И с течением времени, если человек не осваивает эту энергию, не делает то, что он должен делать, тогда Всевышний начинает его ебать.
И чем дальше тем больше.
И чем дальше, тем сильнее.
Если человек всю свою жизнь работал, он понимает этот язык, тогда он ищет пути.
Перед операцией я 40 лет занимался достаточно интересными исследованиями иудаизма.
Да, это все еще было рациональный иудаизм, но это был достаточно продвинутый иудаизм, и психология и все остальные вещи.
Тогда операция не только меня не убила, наоборот, подняла.
А если человек всю свою жизнь занимается хуйней,
как ты, то у тебя нету бензина.
Представь себе человека, который, не знаю, институт.
Целый год он ничего не делает, потом должен сдать экзамены.
На первый курс, на второй курс.
Первый курс прошло, второй курс прошел, а потом уже пятый курс.
Он все время ничего не учил, на самом деле.
Каким-то образом он проходил эти экзамены.
Пошел пятый курс, 50 лет.
И тут его, так сказать, вызывают в этот самый деканат.
Он говорит, ну и где?
Что ты научился?
Иди на хуй, иди на переплавку.
Конечно, человек скажет, ну, а почему он не предупредил об этом?
Он предупреждал об этом везде и всюду.
Другое дело, тот обрезанный иудаизм, который нам принесли, нам почему-то об этом не рассказали.
Или мы это не поняли сами.
Поэтому пока все идет хорошо, все идет.
А когда начинаются проблемы, у человека нет ресурса для того, чтобы решить свои проблемы.
Так понятно?
И, кстати, то, что ты говоришь, что твой отец очень плохо существует и так далее, это очень связано.
Потому что человек должен расти.
Ты остаешься ребенком все время, пока твои родители живут.
Нет, есть люди, которые взрослеют, и тогда их родители могут жить прекрасно.
Если человек не трансформируется, остается ребенком, единственный способ его заставить трансформироваться, это что?
Или его жена умрет, не дай Бог, или родители умирают, или проблемы с детьми и так далее.
Потому что Бог совсем не добрый.
Демиург, по некоторым мнениям.
Демиург – это сумасшедший Бог, который вот так себя ведет.
Тем не менее, изменить ты не можешь ничего.
Нужно просто для начала понять, как это работает.
Нет никакой заповеди верить Богу, или Бог находится во всем, или Бога вообще не существует.
Неважно, что ты решишь, и то, и то работает.
Еще раз говорю, есть достаточно людей светских, которые прекрасно живут, есть куча пидорасов религиозных, поэтому это вообще не решает ничего.
Поэтому первое дело, надо понять систему.
То, что система существует, для меня это очевидно.
Понять, как работает эта система, это задача.
И это то, что на самом деле Всевышний хочет человеку.
Все, что Всевышний хочет от человека, он хочет, чтобы человек развивался.
Нет никакой больше заповеди, чем идти вперед и двигаться вперед.
Нет больше греха, чем стагнации.
Когда иудаизм в Европе стагнировался, произошла шоа.
Об этом говорил рав Кук.
Когда стагнация произошла в Израиле, вдруг произошло 7 октября.
И так далее.
Поэтому самое первое, что надо выбросить из головы, что Бог добрый.
Он был совсем недобрый.
Он создал систему.
Если ты понимаешь, как устроена эта система, то хорошо, потом когда-нибудь доберешься до Бога тоже.
А пока что сначала выучи, как устроена система.
А потом начинай пиздить про Бога, который есть или нет.
Для тебя Он пока не существует.
А палка, которая тебя бьет по голове, она как раз очень реально существует.
Поэтому надо верить в то, что ты видишь реально, а не в том, что ты предполагаешь.
Палка существует.
Есть ли Бог неизвестен, но то что есть кто-то, кто держит эту палку и бьет тебя, это очевидно.
Можно конечно сказать, что это даже не Бог, а какая-то система тебя бьет.
Не важно, какая разница.
Для начала надо понять, как работает система.
Потом можно идти дальше.
Смотрите на Дзен: Гимел тамуз 5
Подписывайтесь на наш канал Нетривиальный иудаизм 2024