Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хасид и Ребе

בס»ד משיחת ב’ דחגה»ש ה’שי»ת

תורת מנחם כרך א’

Второй день праздника Швуэс 5710

1. В маамаре праздника швуос, начинающемся словами «Вейосфу ановим багашем симхо[1]», объясняет мой тесть и учительאדמו»ר , что существует связь между аново (скромность) и симхо (радость), что они не только не противоположны но, наоборот, помогают друг другу.

И идея объяснения в этом – что по своей сути онов (скромный) тверд в своих убеждениях, и все, что он делает, он делает с твердой решимостью, ибо скромность его не означает подчиненности и униженности из-за того, что он низко себя ставит, ибо онов знает свои достоинства, и знает также, что эти достоинства весьма значительны. Но, поскольку он «признает истину», то он не считает их своими собственными достоинствами и заслугами. Он «признает истину», что все хорошее, что в нем есть, это не само по себе, а пришло по наследству от его отцов. И от этого у него есть битул (подчинение), но этот битул – это не униженность, а ганохас ацмусой (оставление себя) от признания истины, до такой степени, что он не считается с собой совершенно, ибо он в своих глазах как ничто. И этот битул (аново) –   это сосуд для симхо еэльйойно (высшей  радости).

2 ()

3 Это учит нас следующему:

Мы должны знать, что достоинства и силы, которые у нас есть, это только то, что дано нам через מו»ח אדמו»ר . И, само собой, мы должны быть в полном битул, исполнять шлихус[2] Ребе со всей твердостью, как говорилось, что онов в своей сущности тверд в своих убеждениях, чтобы не считаться ни с какими препятствиями и сокрытием[3] (гээлэм вегэстер)

Шлихус Ребе следует выполнять, не считаясь ни с чем. Не следует считаться со всеми вопросами и кушьйос[4]: почему говорят кадиш[5], почему пишут «הכ»מ» и т.д. Нужно вести себя как онов, который тверд в своих убеждениях, и не считается ни с чем.

Один хасид написал мне, что после гисталкус он очень подавлен, и иногда, когда он остается один, он плачет…

Но вопрос, однако, в том, чего он добился своим плачем? И это ли намерение Ребе, что он просил его плакать?! Почти наверняка, своим плачем он не добивается ничего, кроме того, что, как сказали наши учителя ז»ל «Каждый, кто проливает слезы за праведного человека,  (и, тем более, в нашем случае), Вс-вышний их считает и складывает в свою сокровищницу, но пока что не выполняется работа шлихус Ребе!

И, как сказал Ребе в своей речи в праздник Швуэс: «чего ждут, ведь задерживают геуло, ведь уже эрев шабос[6] после полудня».

Через отсутствие работы он задерживает, не дай Б-г, освобождение, задерживает Ребе, и из-за этого сыновья Израиля остаются еще на одно мгновение в изгнании!

4. И еще одно указание относительно выполнения шлихус Ребе, не считаясь с вопросами и сомнениями и т.д. – из особого достоинства второго дня праздника швуэс относительно второго дня остальных праздников:

Второй день остальных праздников отмечается, чтобы выполнить обычай наших предков, которые устанавливали второй день праздника из-за сфейко дэйоймо (сомнения дня), поскольку не знали, в какой день установили Рош хойдеш в Эрец Исроэл[7]. В праздник швуэс это не так, ибо он не зависит от дней месяца, а всегда приходится на пятидесятый день счета омера. К тому времени уже известно повсюду, когда установили Рош хойдеш нисон и Пейсах, и, само собой, точно известно, когда приходится 50-тый день счета омера. Причина того, что делают два дня –  это установление мудрецов, чтобы «не разделять между праздниками».

То есть: второй день остальных праздников отмечается из-за сомнения. Не так во второй день швуэс, который не из-за сомнения, а изначально настоящий праздник,  (из постановления мудрецов), т.е. святость праздника не из-за сомнения, а это несомненная святость.

И подобно различию между вторым днем остальных праздников и вторым днем Рош гашоно – что второй день рош гашоно отмечается не из-за сомнения. Но потому, что «даже сам суд, когда освящали месяц по показаниям свидетелей, делали иногда 2 дня… эти 2 дня это одна святость и как один длинный день».

И смысл этого в служении человека – в соответствии с тем, что известно, что софек[8] это числовое значение Амолек, задача которого в том, чтобы охладить и внушить сомнения в святости. Нужно уничтожить клипас Амолек[9], чтобы не поддаваться вопросам и сомнениям, но заниматься своей работой во всей святых делах  (и, в нашем случае, исполнением шлихус Ребе), и делать это с твердой уверенностью, как подчеркивается в  праздник швуэс, святость которого несомненна.

5. И еще: также, как второй день швуэс, который празднуется не из-за сомнения в дне, но несомненно, не из Торы, а из постановления мудрецов, но, тем не менее, есть в нем святость, как в празднике из Торы, поскольку исполнять постановления мудрецов –  это заповедь из Торы, как сказано «по закону, что научат тебя»», «не уходи от того, что скажут тебе» и как сказано «спроси отца своего и сообщит тебе, старейшины твои и скажут тебе».

И, подобно этому, в выполнении приказаний Ребе. Хотя, на первый взгляд, можно начать выяснять, является ли это обязанностью из Торы, от рабонон[10], дикдукей сойфрим или гидур мицво[11]. Но, так как даже дикдукей сойфрим и гидур мицво включаются в приказание Торы «по закону, что научат тебя», «не уходи», «спроси отца твоего», так же это относительно приказания Ребе, и само собой, это –  как закон Торы.

*

6. Перед праздником Швуэс 5700 (1940), мой тесть и учитель אדמו»ר  написал специальное письмо для учеников ешив. В частности, он пишет там:

Праздник швуэс –  это время благоволения наверху, и Вс-вышний прогоняет обвинителя против народа Израиля, подобно тому, как он прогоняет его во время трубления в шофар в Рош гашана и в святой день Йом-Кипур. Это означает, что праздник швуэс –  это наиболее благоприятное время, чтобы делать все для изучения Торы и служения Вс-вышнему со страхом перед небом, и также, чтобы делать тшуву относительно изучения Торы без препятствий со стороны сотона, подобно  времени трубления в шофар в рош гашана и в святой день поста Йом Кипур».

И следует добавить, что в этом вопросе есть различие между Рош гашоно и Йом Кипур. В Рош гашоно Вс-вышний только запутывает сотона-обвинителя, а в Йом Кипур вообще нет существования обвинителя, как сказано в Талмуде, «сотон в Йом Кипур нет у него права обвинять… гасотон числовое значение 364, 364 дня есть у него право обвинять, в йом кипур нет у него права обвинять».

И в соответствии с тем, что говорит מו»ח אדמו»ר , что праздник швуэс подобен рош гашоно и йом кипуру, можно сказать, что в праздник швуэс Вс-вышний запутывает сотона-обвинителя таким образом, что нет существования у него совершенно.

Это письмо – нужно его изучать, и также распространять среди тех, кто не знает о нем.

7. И еще и главное – что изучение письма Ребе (и подобно этому все аспекты его учения) должно быть в соответствии с принципом «каждый, кто приводит слова Торы от имени сказавшего их, должен представлять, как будто бы сам сказавший стоит перед ним»

И сначала: Цемах Цедек[12] объясняет, что это изречение мудрецов относится к общей идее изучения Торы, ибо Тора – это слова Вс-вышнего, и должно быть «сказавший стоит перед ним», что он должен помнить, что Тора –  это мудрость и воля Вс-вышнего, и каждый, кто учит Тору или Мишну, Вс-вышний учит вместе с ним. Но простой смысл этого изречения –  имеется в виду раввин, от имени которого говорят это, что нужно представить себе лицо его, как будто он стоит перед ним».

И можно вспомнить известную историю, когда Цемах Цедек приказал петь нигун[13] «арба бовойс» Алтер Ребе[14], и сказал, что тот, кто говорит что-либо от имени его сказавшего, должен видеть, как сказавший стоит перед ним, и начал сам петь, и все собравшиеся искали вокруг Алтер Ребе…

И отсюда понятно также в нашем вопросе, что когда учат маамар, сихо, ршимо или письмо от Ребе, нужно задуматься и вспомнить, как выглядел Ребе (и даже те, что его не видели, могут представить себе Ребе с помощью фотографии), как будто он стоит перед ним!

 9. Гискашрус (связь) с Ребе – не потому, что у него есть то или иное достоинство, а потому что он – «Ребе».

Однажды спросили у Рашбаца по поводу ребе Рашаба, есть ли у него руах гакойдеш[15]. Он ответил: какая разница, есть ли у него руах гакойдеш! Я знаю, что он – Ребе, и само собой, если Ребе нужно руах гакойдеш, конечно у него есть, а если он ему не нужен, что удивляться руах гакойдеш!

Подобно этому: по поводу Первого человека – Адама и нашего отца Авраама, хотя мы находим изречения мудрецов по поводу величия Первого человека, что даже «его пятка затмевала солнце», тем не менее, сказали наши учителя, благословенна их память, что «до Авраама мир был во тьме, и только когда пришел Авраам, начало светать», и поскольку для нас важно что «начало светать», нас касается только Авраам отец наш, а не Первый человек, хотя «его пятка сверкала ярче солнца». И подобно этому, относительно Наших Учителей руководителей Хабад, что через них «начало светить» открытие сокровенной части Торы, и само собой, важно нам, чтобы был у на с гискашрус с Ребе, и не важно нам, есть ли кто-либо, что «его пятка ярче солнца».

«Ребе» –  это тот, кто связан с сущностью Бесконечного Благословен Он, и само собой, нас не касается ничего, кроме только связи с Ребе, и через него мы связываемся с Сущностью Бесконечного Благословен Он.

Один человек написал мне письмо, с прославлениями достоинств Ребе, среди прочего он пишет, что однажды, когда он был у Ребе в Ленинграде, Ребе поднялся, и вдруг было видно, что стоит напротив него ребе Рашаб. – Когда Ребе был в Эрец Исроэл, вошел к нему один старый еврей, который удостоился видеть ребе Могараша, и когда он увидел Ребе… он упал в обморок, и когда его пробудили из обморока и спросили, что случилось, сказал, что когда он вошел к Ребе он увидел в нем ребе Могараша…

Тот хасид, который был связан с Адмор Рашабом или Адмор Могарашем, видел достоинство в том, что увидел в Ребе Адмор Рашаба или Адмор Могараша. Но, на самом деле, что не важно сравнение и уподобление Ребе с Адмор Рашабом или Адмор Могарашем. Все, что нас касается, это то, что он – Ребе, что он связан с Сущностью Бесконечного Благословен Он, и через гискашрус с ним связываются с Сущностью Бесконечного Благословен Он.

Один человек рассказал мне – с большим удивлением – что כ»ק מו»ח אדמו»ר  сказал ему «будь мекушар[16] ко мне, и через меня будешь мекушар к тому, к кому я мекушар». – Тот подумал, что говоря «к кому я мекушар» Ребе имел в виду своего отца Адмур МоГаРаШаБа и т.д. и от этого было его изумление, но, на самом деле, Ребе имел в виду гискашрус с Ацмус умагус Эйн Соф Борух Гу!

 

 

 

 

 

 

 


 


[1] И добавят скромные во Вс-вышнем радость

[2] миссия

[3] Вс-вышнего

[4] трудный вопрос

[5] поминальная молитва, читаемая в течение 11 месяцев после смерти

[6] канун субботы

[7] Еврейский суд в Иерусалиме объявлял, когда начинается новый месяц, но те, кто жили за пределами Эрец Исроэл, узнавали об этом позже, чем через 15 дней, и поэтому отмечали праздник 2 дня из-за сомнения, когда начался новый месяц

[8] сомнение

[9] зло Амолека

[10] установление мудрецов

[11] особо тщательное исполнение заповеди

[12] Третий Любавичский Ребе

[13] мотив

[14] Первый Любавичский Ребе

[15] букв. «дух святости», т.е. дух пророчества

[16] связан