Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йегуда Ифрах. Генетические изъяны души. Механизмы выживания



Йегуда Ифрах

27 нисана 5774

Ари начинает свой пасхальный друш с некоторого историческо-мистическо-духовного описания, кем были те сыны Израиля, которые пришли в Египет, кто были те души, которые спустились в Египетское изгнание, и в чем состояло исправление (тикун), который они должны были пройти в Египте.

Он описывает некий, почти генетический, процесс. Мы знаем, что корни всех душ — в Адаме. И есть некоторый пгам, некий изъян, в тех душах, которые он создал в течение тех 130 лет, когда он не жил со своей женой. И эти души снова и снова возвращаются в этот мир, но у них есть некоторый генетический изъян, какая-то утечка энергии, можно назвать это «пгам брит» («повреждение знака святого завета»). И он заставляет их возвращаться снова и снова в ту же ситуацию, в то же место, пока она не будет исправлено.

Эти души приходят в поколении Вавилонской башни, и еще перед этим — в поколении Потопа, и потом — в поколении Содома (так говорится в Сефер Гилгулим), и, в конце концов, они опускаются в Египет. Египет служит «плавильной печью», подобно тому, как в плавильной печи очищают золото от примесей, так в Египте происходит некоторый процесс очищения, очень болезненный, очень тяжелый, и очень основательный, способный очистить эти души. И после того, как эти души исправляются — они способны покинуть Египет.

Здесь есть несколько моментов. Во-первых, эти дефекты — наследственные. Родители передают по наследству своим детям различные проблемы. «Отцы кушали незрелый виноград, а зубы детей свело?» — это не только вопрос, это также восклицательный знак. Есть дефекты, которые переходят от поколения к поколению. Пока кто-либо не решит на каком-то этапе начать работать над их исправлением. Ибо дефект, который есть в душе, не заканчивается с завершением жизни, и он может продолжаться на следующий этап, пока не встретится какая-то «плавильная печь», какой-либо этап исправления.

Основной дефект  — в даат. Дефект в системе взаимоотношений.

Ари пытается объяснить, в чем состоит основной дефект этих душ. Основной дефект — в даат. Поэтому исправление этих поврежденных душ зависит от Моше, аспект «даат» в святости. О том, что Моше — это аспект «даат» — мы находим в писаниях Ари, и у рабби Нахмана, и особенно — в хасидут Хабад говорится об этом очень много. Поэтому именно от Моше зависит исправление этих душ.

Что означает «дефект в даат»? Даат — это связь, соитие («И Адам познал Хаву»), система взаимоотношений. Неумение выстраивать и поддерживать стабильные взаимоотношения между людьми — это дефект в сфира «даат».

Эти души — евреев, вышедших из Египта — обнаженные души, обреченные на одиночество. Души, неспособные выстраивать межчеловеческие отношения. Это души поколения Исхода. Есть там какая-то проблема равновесия между хесед и гвура, между милосердием и законом, и этот дефект переходит по наследству из поколения в поколение, пока они не приходят в Египет, и в Египте они исправляются. Там происходит некий процесс рождения заново, исправляющий их и позволяющий им освободиться. Выйти из этого замкнутого круга страданий. Хотя в Египте была клипа фараона и все что с этим связано, тем не менее, именно страшные страдания египетского рабства позволили им освободиться.

Три типа болезней. Аналогия в душе

В медицине принято подразделять болезни на три категории. Есть остро-текущие болезни. Есть хронические болезни. И есть смертельные болезни. В чем различие между ними? Острые болезни имеют самые выраженные внешние симптомы. Грипп, тяжелая ангина — ты чувствуешь, что ты не можешь дышать, ты просто умираешь. Внешне эти болезни протекают острее всего.

После них следуют хронические болезни. Их симптомы, как правило, не столь ярко выражены, но время течения болезни может быть очень длительным. Например, диабет, астма и т.д. Они могут протекать в течение многих лет. Возможно от них вылечиться, но их симптомы как правило, не столь ярко выражены.

И есть смертельные болезни — такие как рак, инициирующие некий процесс, заканчивающийся летальным исходом, или приносящие необратимый вред организму. Как правило, их симптомы еще менее заметны на первом этапе.

Китайская медицина утверждает, что остро-протекающие болезни приходят, когда тело достаточно сильно и здорово.  Тело сравнительно сильно и чисто и уравновешенно, и оно набирает яды, но у него есть сила бороться с этой болезнью. И тогда в один прекрасный день тело объявляет «итальянскую забастовку», очищает себя от разного рода ядов. Это протекает в очень агрессивном стиле, человек чувствует себя очень плохо, не может дышать, не хочет кушать. Большинство специалистов альтернативной медицины считают, что при таких заболеваниях лучше всего вообще не кушать, и только пить. Ибо система пищеварения забирает очень много энергии. И когда не кушают — оставляют телу достаточно энергии, для того, чтобы тело могло как можно быстрее очиститься — потовыделение, сопли и т.д. — это все процесс очищения. Это болезнь, протекающая остро и быстро. Несколько дней, тело очищается, и можно двигаться дальше.

Хроническая болезнь — это состояние, когда яды вошли в организм более глубоко. Проблемы уже находятся на более глубоком уровне. Тело уже неспособно к единовременному краткому акту самоочищения. И тогда болезнь уже находится в бронхах, в лимфах, в системе пищеварения, в системе носоглотки или в системе дыхания. Эта болезнь может продолжаться многие годы. Человек может ходить с синуситом в течение многих лет. Может быть астма, продолжающаяся многие годы. Это болезнь, которая «сидит» на чем-то, и она не выходит из тела по различным причинам. Иногда лекарства, подавляющие симптомы — только вредят излечению. Тело еще способно очиститься, но это — весьма длительный процесс. Ибо яды находятся уже глубоко внутри организма.

Хуже всего — смертельная болезнь. Это ситуация, когда тело уже потеряло способность к самозащите, когда иммунная система больше не защищает организм. Тогда начинается процесс самоуничтожения организма.

Если взять все это в область души — также в душе есть процессы, болезни, шрамы, которые подлежат быстрому излечению. Один мой товарищ называет это «подстриганием травы». Краткосрочный интенсивный курс терапии, резко изменяющий внутреннее состояние и самоощущение человека.

Но есть такие вещи, которые накопились в течение многих лет, и также чтобы излечить их — требуется продолжительное время.

И есть неврозы, и другие состояния, когда просто беседа с психологом уже не поможет. Они сидят на столь глубоком ядре, что излечить их очень тяжело.

Что следует из всего вышесказанного? — Что лучше всего начинать лечение как можно раньше. Лучше ранняя жесткая терапия, чем позднее лечение. Лучше быстрый процесс, подчиненный жесткой самодисциплине, чем откладывать вещи на более поздние ступени, когда это уже становится хроническим состоянием, или, не дай Б-г, смертельным.

Также здесь Аризаль описывает некоторый психологический дефект, накопившийся за многие годы и поколения. И процесс исправления и очищения — очень и очень жесток. Египетское изгнание — самое жестокое из всех изгнаний. 210 лет рабства.

Поврежденное сознание: «добавляющий знания добавляет печали»

В некоторых ситуациях, когда даат раскрывается, т.е., пытается исправить себя, но неправильным образом, это лишь «добавляет печали». Вместо того, чтобы привести к исправлению — это лишь усиливает питание клипот. И тогда, как пишет Ари, «нет большей боли», чем эта боль. Боль сознания может стать самой сильной болью человека.

Процессы роста. Пирамида потребностей. Задержка роста на этапе выживания

Мы уже говорили о том, что процессы роста начинаются с того, что Зеир Анпин получает нижние ступени последних сфирот от Аба и Има.

Как правило, процесс роста весьма чувствителен к разного рода отклонениям. Свет должен прийти в определенном порядке, и если этот порядок нарушается — развитие останавливается, и даже может пойти в обратную сторону. Если мы возьмем цветок, и начнем тянуть его сильнее чем нужно — он от этого не вырастет. Скорее, завянет.

Ребенок (зеир анпин) должен сначала получить внешние сосуды последних сфирот Матери, в которые облачены внешние сосуды последних сфирот Отца. После этого наступает время более внутренних сосудов Матери, в которые облачены более внутренние сосуды Отца. После этого средние сосуды. После этого — внутренние сосуды. Есть очень постепенный и упорядоченный процесс роста, весьма чувствительный к нарушению порядка.

Причина тому — ибо душа на каждом этапе роста имеет различные потребности. Сначала есть потребности нефеш. Потом — потребности руах. Лишь после этого — потребности нешама.

На уровне нефеш основная потребность души — выживание. Руах — это потребность творить, потребность в самореализации. Нешама — это развитие сознания.

Что происходит, когда какой-либо этап пропущен? Когда есть базовые потребности, которые не были исполнены? Тогда более высокие потребности, вместо того, чтобы привести к настоящему росту и развитию души — превращаются в убежище, призванное восполнить пропущенные этапы развития. В душе накапливается внутренняя ложь.

Основная потребность души — выжить. Прежде всего, физическое выживание. Ребенок рождается на свет. Прежде всего он нуждается в пище. Это его первичная забота. Вторая забота — не быть физически уничтоженным. Он хочет жить, но он абсолютно беспомощен и неспособен защитить себя. Он не способен самостоятельно одеться. Он неспособен защитить себя от перепада температур воздуха. Он неспособен защитить себя от нападения. Это — выживание на самом базисном этапе.

Дальше приходит этап социального выживания. Чтобы «стадо» не покинуло меня. Ибо я — часть стада. И стадо может меня оставить. Что чувствовал Спиноза, когда раввинат Амстердама вынес против него херем? — Травматическое переживание, когда стадо оставляет меня в одиночестве. Тебя выгоняют из шатра, запрещают заходить в синагогу и принимать участие в общественных молитвах. Печатают о тебе «пасквиль».

У каждого есть «Анаш». «Наши люди». «Среди своих». Некоторая группа, где меня принимают за своего. Светские. Вязаные кипы. Ортодоксы. Каждый нуждается в некоей общественной группе, где он может сказать «мы» в первом лице.

Есть еще одна потребность — в продолжении рода. Человек чувствует, что он построил что-то, и он хочет, чтобы это имело продолжение, и для этого необходимо плодиться и размножаться. Если человек испытывает страх, что у него не будет продолжения — это может разрушить множество функций его организма. Он способен разрушить целый мир из-за страха, что он не будет иметь продолжения. Человек способен создать новую религию из страха не иметь продолжателя рода.

Базовые потребности человека — это потребности выживания. Это принцип, который следует постоянно иметь в виду. Это сидит в душе на самом глубоком, самом базисном уровне. В тот момент, когда мы понимаем, что базовая потребность души — это выживание — есть тысяча и одно явление, которые вдруг получают объяснение. Вы видите, что просто срабатывают механизмы выживания.

Особенно это видно в крайних ситуациях. В крайней ситуации почти всегда раскрываются механизмы выживания. Я это вижу очень часто в милуим. Когда проводятся длительные и утомительные учения, и настает время ужина, и все умирают от голода. И ты видишь, что люди, которые, как правило, весьма вежливы, вдруг ты обнаруживаешь такого зверя, который не уверен, что ему останется тарелка лашпи… Основа выживания — это самый глубокий уровень в душе. И если он начинает действовать — он «отключает» все более высокие ступени эмоций и разума.

Основная причина «выживательного поведения» — недостаток уверенности в себе

Что превращает жизнь человека в войну за выживание? Что увеличивает шансы, что человек будет руководствоваться моделями поведения, основанными на выживании? Как правило, такие модели поведения несут в себе много отчаяния и потенциал насилия, и куда меньше — внутренней свободы, раскрпощенности, любви и покоя. Что заставляет человека выживать, а не жить? — Его внутреннее ощущение отсутствия безопасности и уверенности в себе. Чем больше человек чувствует, что его базовые потребности были удовлетворены, чем больший заряд уверенности в себе человек получил в раннем детстве — тем больше у него шансов не превратиться в будущем в зверя, который борется за выживание. И тогда он способен действовать, как свободный человек.