Притча Баал Шем Това об изгнании и возвращении в Сион



Баал Шем Тов рассказывает своим ученикам странную историю. Очень странную. Жил был один торговец. И была у него жена праведница. И как то раз, отправляясь по делам своего бизнеса на корабле, он страстно молился, чтобы Вс-вышний даровал ему спасение в заслугу его праведной жены.

На беду, его молитву услышал какой то гой-идолопоклонник. Услышал и стал смеяться. «Видали мы этих праведных женщин. Нет ни одной женщины, которую невозможно было соблазнить…»

Что делает наш торговец? Недолго думая, заключает пари с идолопоклонником. У нее есть драгоценный перстень, которым она оче нь дорожит. Принеси его мне, и я буду знать, что она мне изменила». Цена — товар. Кто выиграет пари — получит весь товар проигравшего.

Итак, жена поставлена на кон. Идолопоклонник, отчаявшись получить перстень сравнительно «честным» путем, нанимает служанку, чтобы та выкрала кольцо. Служанка выкрадывает кольцо. Торговец проигрывает весь свой товар. И с пустыми руками возвращается домой.

Не о чем не подозревающая жена встречает его с любовью и лаской. Но ее мужа как будто бы подменили. Что случилось — недоумевает она.

Далее история делает крутой вираж.

Муж, подозревающий жену в измене, сажает ее на какой то корабль без капитана, и отправляет плыть неизвестно куда. Сам он при этом переодевается моряком, и плывет на том же корабле.

Несчастная женщина, вынуждаемая голодом и жаждой, вынуждена сожительствовать с этим мерзавцем.

При первой же возможности она покидает корабль, переодевается мужчиной, находит какое то чудо-лекарство, зарабатывает кучу денег…

Далее история делает еще один крутой поворот…

Она возвращается домой. Полная гнева на мужа, устроившего ей такое испытание. Полная раскаяния за то, что вынуждена была согрешить с моряком…

А муж — а муж рад услышать, какой доблестной женщиной оказалась его праведная жена…

Вот такая странная майса.

О чем она? Баал Шем Тов говорит, это история об Изгнании и Избавлении.

Йегуда Ифрах добавляет — это история о Возвращении в Сион.

Подробности здесь:

Баал Шем Тов на Тору. Гл. Ваэтханан, 9

«И рассеет Вс-вышний вас среди народов… и будете искать оттуда Вс-вышнего Б-га твоего и найдешь ты…»

Слышал я от учителя моего пример на одного торговца, который вышел в море, и море становилось все более бурным, и буря уже угрожала жизни, и один торговец стоял и молился, чтобы Вс-вышний даровал ему спасение в заслугу его скромной жены, и был там один гой-идолопоклонник, и удивился на этого торговца, который молился в заслугу жены, и тот ответил ему, что действительно, у него есть особенная, праведная жена. И сказал этот гой: «пойду и соблазню ее».

- «И какой знак ты просишь от нее»?

И ответил, что есть у нее одно кольцо на руке, и, если принесешь мне его, я буду знать что…

И договорились, что тот, кто проигрывает в споре — отдает весь свой товар победителю.

И пошел, и попытался соблазнить ее, и не мог даже приблизиться к ней. И пытался несколько раз заговорить с ней, говоря, что есть у него тайное сообщение от ее мужа, и не обращала на него внимания. И тогда он подкупил одну из служанок, чтобы украсть ее кольцо, и после многих хитростей, он сумел достичь этого.

И он вернулся с этим кольцом к ее мужу, и забрал весь его товар, и тот вернулся домой с пустыми руками.

И когда услышала жена его, что муж ее возвращается домой, украсила себя и вышла навстречу ему, со словами умиротворения и любви, как было между ними всегда, и несмотря на все ее слова — он не слышит их и не замечает ее. И удивилась, что же произошло с ним?

И не знала, почему вдруг он разлюбил ее, и вернулся домой и сердце его не с ней.

И устроил дело так, что отослал ее от лица своего на морском корабле без капитана,

А сам переоделся и изменил язык свой, как будто бы он сам моряк из команды корабля. И шла по морю несколько дней без еды и питься, и умоляла этого моряка дать ей немного еды, чтобы поддержать жизнь ее, и сказал ей: «с условием, что поцелуешь меня» - тогда дам тебе еды. И так сделала по необходимости, и потом потребовал интимной близости с ней.

И настал день, и судно бросило якорь на берегу моря, и она убежала с корабля и прыгнула на сушу. И стала искать еду, и нашла два дерева — одно, что тот, кто кушает от него, становится прокаженным. И второе — что тот, кто кушает от него — излечивается от проказы. И положила это в дорожный мешок свой, и пришла к дому царя, переодевшись в мужчину.

А там как раз нужно было такое лекарство, и она излечила больного, и дали ей много денег за это.

И вернулась домой, и нашла там своего мужа, и разгневалась на него, за то, что он сделал с ней, отослав из дома на морском корабле, с одним мерзким моряком, которого она вынуждена была целовать и делать все остальные мерзости из-за голода,

А муж ее радуется в сердце своем, когда слышит ее горькие слова и слышит о ее скромности, и расследовал, и выяснилось, что обманул его гой, укравший ее кольцо.

И выяснилось это дело, и наказали того…

И о чем эта притча, понятно из всех дел этого мира начиная от разрушения Храма и до прихода Мошиаха, да произойдет это в скором времени, в наши дни!

Ибо учитель мой сделал «возвышение души» и увидел, как Михаэль, защитник Израиля, оправдывает еврейский народ, что все их грехи, по сути дела, заслуги, ибо то, что они иногда нечестно ведут дела — это все для того, чтобы мог сделать шидух дочери с мудрецом Торы, или дать больше цдака и т.п. И все это по необходимости.

И скромная женщина — это Шехина, в тайне стиха «Доблестная жена — корона мужа своего». И самех мем (Сатана) переполнился завистью, и сказал, что вот сейчас есть у них Храм и жертвоприношения, но если захочешь испытать их — разрушь Храм, и я соблазню их…

И с помощью служанки украл обручальное кольцо, и это тайна жребия двух козлов, одного во имя Вс-вышнего, и одного сбрасываемого со скалы, и посредством греха сумел достичь этого, и был разрушен Храм, и как пишет Рамбан.

И отослал ее на корабле — и как будто бы сам Вс-вышний изменил себя в тайне имени סא"ל, и это есть тайна исповеди, и того, что Шехина гневается на него, за то, что была вынуждена и т.д.

И потом выяснилось то, что обманул его..

И тогда «Жертвоприношение Вс-вышнему в Боцра».

И эта притча пронизывает все мироздание сверху до низу. И постигни ее

(Толдот Яаков Йосеф, гл. Шофтим)

***

До сих пор — текст истории, рассказанной Баал Шем Товом.

Урок Йегуды Ифраха по этой истории

Эту историю можно изучать целый год. Одна из самых глубоких историй у Баал Шем Това. Удивительно смелая история. Что здесь происходит? Мы не пытаемся понять здесь логику «мужа», что пришло ему в голову, почему он посылает идолопоклонника соблазнить собственную жену, и заключает пари с Сатаном.

Давайте тем не менее, попробуем понять, что происходит с «женой».

Базовый уровень — «принуждение Вс-вышний прощает»

Она теряет обручальное кольцо — оно у нее украдено. На самом базовом уровне можно сказать, что все, что она делала с «моряком» - она делала по принуждению. Она грешила с моряком не потому, что она этого хотела действительно. Она была принуждена это делать. И «Принуждение Вс-вышний прощает». Она находилась в таком месте, где у нее не было никакой реальной возможности сопротивляться, и она была вынуждена делать то, что она делала, только для того, чтобы выжить.

Все, что она делала, она делала с ним

Но можно посмотреть на это более глубоко. В сущности, все, что она делала, она делала с ним. Она делала со своим мужем. Только она не знает, что это ее муж.

Покидая корабль, она не возвращается к мужу

Что происходит в дальнейшем? Она достигает суши, но не возвращается сразу к назад к мужу. Она покидает корабль, она покидает эту историю вообще. На корабле она постоянно находится в некотором внутреннем конфликте: то ли она с мужем, то ли она с «мерзким моряком», она постоянно находится в какой то «кислотной» системе взаимоотношений со своим мужем, притворившимся «мерзким моряком».

Далее она покидает корабль, и переодевается в мужчину. Организует какой то «стартап» по производству чудо-средства, находит какое-то дерево, превращает его в курицу, несущую золотые яйца, раскрывает свою способность самостоятельно действовать в мире. Муж вообще не в кадре. Она уходит, действует совершенно самостоятельно. И она действительно зарабатывает кучу денег. И даже по дороге вылечивает какого-то императора…

Баал Шем Тов предвидит весь процесс возвращения в Сион

Если взять эту историю, как аллегорию на то, что происходит с народом Израиля в последних поколениях, то, на первый взгляд, Баал Шем Тов предвидит здесь весь процесс возвращения в Сион.

Сначала есть здесь эта женщина, брошенная мужем, народ Израиля, брошенный в Изгнание. И этот народ оставляет веру. Но это оставление веры не происходит из  глубокого внутреннего желания — это жизненные обстоятельства заставляют его так поступать. Не позволяют вести себя иначе. Но даже в самом этом оставлении веры — мало того, что она делает то, что она делает «как будто бы ее схватил черт», от безысходности, из-за того, что ситуация вынуждает делать то, что она не желает. Кроме этого — все что она делает — она делает с ним. В сущности это Он. Только она об этом не знает.

Если хотите, все основы учения Ижбицкого Ребе — в этой истории, рассказанной Баал Шем Товом.

Но в конечном счете, когда она уже находится на самом дне — что она делает? — Она просто сбрасывает с себя иго «мужа». Она переодевается в мужчину. Она теряет свою женственность, забывает об этом. И она выходит, чтобы действовать самостоятельно в мире, действовать — без Него.

Она также разгневана на него. Есть у нее неразрешенная система взаимоотношени й. Она ненавидит его. Она находится в пост-травме. Она пережила от Него очень болезненное переживание, она чувствует себя брошенной и отверженной. Эдипов комплекс, или еще какой-то комплекс. И она отбрасывает все. И зарабатывает кучу денег. Но эта куча денег позволяет ей вернуться к Нему совершенно из другого места. Она не возвращается к нему назад «тряпкой», о которую можно и дальше вытирать ноги. Она приходит назад с позиции силы и самостоятельности. Можно увидеть в этом аллегорию на феминизм. Она возвращается с силой и мощью. И лишь когда она возвращается с силой и мощью — Он способен  вдруг увидеть, что она делала на самом деле.

Гневная исповедь

Она исповедуется перед Ним. Но она полна гнева. Из-за тебя это случилось со мной! Ты виноват! Где ты был? Есть здесь очень глубокий гнев на того, кто привел ее ко всему этому процессу. Это также гнев на тот духовный мир, в котором она находилась раньше. Когда она все время на подозрении. Когда ее все время проверяют. Место, где ее постоянно ограничивают и душат, проверяют и испытывают. Место, где ей не верят.

Бегство от персональной репрессивной системы взаимоотношений к радикальному феминизму

Смотрите, что происходит. Она начинает с персональной системы взаимоотношений, и эта первичная система подавляет ее, это репрессивная система, патриархат, как говорят феминистки, система «верх-низ», система избыточно-духовная, не оставляющая места личностному росту. Эта система приводит ее в такие места, где она не хочет находиться. Она приводит человека к само-презрению, само-омерзению. И тогда она отрывается совершенно. Она «отрезает» себя от иудаизма. Она переодевается в мужчину. Ей больше не нужен муж. Она — радикальная феминистка. Она «подает в суд» на своего, кажется, бывшего, мужа. И ей верят — автоматически, не вдаваясь в подробности…

Переодевание в мужчину — выстраивание собственной личности

В том месте, где она оказывается, переодевшись в мужчину, нет места для взаимоотношений. Нет милости. Нет уважения. Вообще, нет никакого отношения. Это этап, когда нет вообще никакой системы взаимоотношений с окружающим миром. Когда есть лишь она сама, и она действует в мире совершенно автономно. Но именно в этом месте она зарабатывает свой «первый миллион». Что она «зарабатывает»? — Она выстраивает собственную структуру личности. Она превращается из «точки» в структуру («парцуф»). Это то, что в каббале Ари называется «выстраиванием структуры Нуква». Поэтому, когда она внезапно возвращается — он встречает совершенно другого человека. Это уже не зависимая женщина эпохи пат риархата, когда он почти что проиграл ее на пари, но и она сама была почти что никто, не была активным игроком, не имела никакого самостоят ельного значения. А сейчас она превращается в нечто весьма значимое. Это уже совсем другая система взаимоотношений.

Все что было в ней — это глубокая страсть вернуться к своему мужу

Что означает «открыл в ней скромность ее»? после того, как она предприняла такое путешествие, она может считать себя «скромной»? После  того, как она переспала с моряком? Но в тот моме нт, когда она обнаруживает, что все, что было в ней —это лишь глубокая страсть вернуться домой, и, в сущности, она всегда была вместе с ним. Даже восставая против Него, она нуждалась в Его тепле, она нуждалась в этой связи с ним. Даже когда она восстала против него, она сохранила зрительный контакт с исходной точкой.

Это очень тонкая история. Можно изучать ее бесконечно. Можно рассматривать его как некое историческое описание того, что происходило с еврейским народом в последних поколениях.

[Вопрос слушателей: это трактовка самого Баал Шем Това или это современный комментарий?[

Я не знаю. История рассказана Баал Шем Товом. Ясно, что здесь есть несколько уровней.

Но есть нечто, что система взаимоотношений нуждается в женственности. Она обязана вернуться к женственности. Женственность означает, что человек возвращается в то место, где он не самодостаточен, в место, где Луна ущербна. Место, где он нуждается в другом, в место, где он стремится наполниться от другого. Без этого нет на самом деле никакой системы взаимоотношений.

«Новый мужчина» - способный дать выражение также «женским» сторонам своей личности

Новое время принесло новое понимание роли мужчины в семье. Мужчины, которые идут вместе с детьми после полудня играться в песочнице. Или слушают классическую музыку. Мужчины, способного дать проявление также «нежным» сторонам своей личности. Мужчины, демобилизовавшегося из армии. И не каждый день делающего «милуим».

Есть люди, которые даже год после дембеля ощущают себя солдатами. 24 часа в сутки. Тот же образ мышления. Но есть этап, когда ты должен освободиться. Даже если ты делаешь милуим, есть этап, когда ты снимаешь форму, и ты можешь снять ботинки и ходить по дому в домашних тапочках.

Там где мужчина разрешает себе проявить свои «женские» стороны характера — там начинаются меж-человеческие отношения. Там, где наша «радикальная феминистка» позволяет себя ненадолго быть «женщиной старого типа». Не только защищать свои права, и не только воевать за то, чтобы сдвинуть перегородку в синагоге еще на несколько сантиметров, и за то, чтобы иметь возможность выступать с толкованиями Торы при любом возможном случае, но она способна быть женщиной. В этом месте начинаются отношения между людьми.

Сионизм как этап «отрезания» Евы от Адама

[Есть такой каббалистический термин «несира». Буквально обозначающий «разрезание». Имеется в виду библейская история, когда Вс-вышний наводит сон на Адама, и «отрезает» от него Еву. Здесь этот термин применяется для обьяснения того, что происходит с еврейством в последние двести лет[

На определенном этапе, на этапе «несира», необходим сионизм. Для того, чтобы создать страну — нужны тоже сионисты. Нужно идти в Пальмах. Нужны ночные посиделки. Нужно петь песни про «Афинжан». Это была эпоха, когда требовались «супер-мужчины». Та эпоха и те люди создали все то, что мы сегодня здесь имеем. Ребята, на которых можно было положиться. Они были эмоционально ущербны, и чем более ущербны они были в эмоциональном плане, тем полезнее они были на поле битвы. Коммунисты. Идиоты. Их социальные способности были на уровне ребенка, и за счет всего этого — смотрите, есть здесь страна! Есть здесь цивилизация! Это активная сила, это сила которая строит мир!

Но после того, как построили дом, он должен быть чем то заполнен внутри. В нем должна быть связь между людьми. И внутри этого дома следует вернуть женскую энергию. Которая всегда была там

Запись опубликована в рубрике: .