Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ГЛАВА 15

ОКУНАНИЕ В МИКВУ

Общие положения

Прежде чем войти в микву, женщина осматривает и ощупывает себя, проверяя, нет ли на ней предмета, препятствующего окунанию. Женщина должна погрузиться в микву, немного согнувшись (подробности см. ниже), так, чтобы все части ее тела оказались под водой. Затем она должна вынуть голову из воды (если вода прозрачная, то надо взболтать ее руками), покрыть голову и произнести благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам совершать окунание».

Затем окунание повторяется.

Некоторые женщины окунаются три раза, другие — семь раз. В этом вопросе каждая женщина должна следовать традиции, принятой в ее семье. Если устоявшейся традиции нет, женщина должна окунаться два раза.

Как производится окунание

Женщина не должна окунаться выпрямившись, так как в этом положении некоторые части ее тела не соприкасаются с водой. Но и слишком сильно наклоняться не следует, чтобы не препятствовать воде войти во все складки кожи. Лучше всего наклониться подобно тому, как наклоняется над столом женщина, замешивающая на нем тесто; кроме того, надо немного раздвинуть ноги (чтобы они не касались друг друга) и слегка поднять руки (чтобы они не касались тела). Но не следует слишком далеко раздвигать ноги или слишком высоко поднимать руки, так как в результате этого могут образоваться складки в других частях тела.

Женщина не должна раскрывать рот, чтобы в него вошла вода, так как рот называется скрытым местом (бейт гастарим). В скрытые же места вода входить не должна — достаточно, чтобы в них не было предметов, препятствующих окунанию.

К числу скрытых мест относятся также области подмышек, естественные складки тела, половые органы, глаза. (Соответственно и открывать глаза во время окунания женщина не должна.)

Однако и закрывать глаза и рот слишком сильно не рекомендуется, так как в результате этого на лице образуются противоестественные морщины и складки, куда не сможет проникнуть вода. Некоторые авторитетные раввины полагают, что окунание в микву недействительно, если женщина слишком широко раскрыла или слишком плотно закрыла глаза, либо если она слишком сильно сжала губы, либо окунулась не согнувшись. В подобных случаях, если женщина еще находится в микве, ей следует повторить окунание. Если же она успела вернуться домой, а в микву окунулась дважды, заново окунаться ей не нужно. Но она должна вернуться и окунуться в микву, если до этого окунулась только один раз. Если после возвращения домой она вступила в интимную близость с мужем, ей следует проконсультироваться с компетентным раввином, как поступить.

Женщина не обязана поднимать ноги со дна миквы во время окунания, и желательно не делать этого, чтобы не образовались складки в области коленей. Но если на дне миквы много грязи, щепок и т.д., женщине следует немного поднять ноги со дна, чтобы грязь не прилипла и не застряла между пальцами ног, так как грязь является предметом, препятствующим окунанию. Если на дне миквы есть липкая грязь, смола или глина, прилипающие к ногам, окунаться в такой микве не следует.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы во время окунания ни один волос не оставался вне воды. Но так как самой женщине во время окунания трудно за этим проследить, рядом с миквой должна находиться другая женщина, которая могла бы проследить за тем, чтобы все волосы окунающейся женщины были покрыты водой миквы. Это должна быть еврейка старше двенадцати лет. Если же наблюдающей женщины нет, то окунающаяся женщина перед окунанием должна покрыть голову каким-либо материалом или свободной сеткой, не препятствующими контакту воды с волосами.

Существует мнение, что душ после окунания женщина может принять, только вернувшись домой, а делать это в микве запрещено.

Факторы, препятствующие окунанию

Если при окунании волос женщины находился у нее во рту или она сжала руку так сильно, что вода не попала в кулак, то окунание считается недействительным.

Другая женщина не должна держать ее за руку во время окунания. Если же это необходимо (вследствие слабости окунающейся женщины или боязни ее окунуться), то другая женщина может слегка поддержать ее, но сделать это следует так, чтобы вода миквы могла коснуться места, за которое ее держат. Поэтому помогающая женщина должна предварительно смочить свою руку в воде миквы.

Даже если глубина миквы превышает рост женщины, та не должна окунаться, стоя на стуле или каком-либо другом подобном предмете. (Если все-таки она окунулась таким образом, ей следует повторить окунание.) В столь глубокой микве женщина должна окунуться, стоя на последней широкой ступени, ведущей на дно миквы. Если же и эта ступень окажется для нее расположенной слишком глубоко, она должна стать на одну из предыдущих ступеней.

Скромность при окунании

Женщина должна вести себя скромно и не сообщать другим о своем окунании в микву, если в этом нет большой необходимости. Принято, чтобы женщины ходили в микву тайком, так, чтобы другие не узнали об этом. Про женщину, которая не делает этого, сказано в Торе: «Проклят, кто ляжет со скотом», поскольку скот делает это открыто.

Если женщина находится в гостях и опасается, что другие люди узнают о том, что она окунулась в микву, она может отложить окунание. Если женщине известно, что ее знакомая окунулась, она никому не должна рассказывать об этом, даже своему мужу. Если мужчине известно, что его жена или другая женщина окунулась в микву, он никому не должен рассказывать об этом, даже своей жене. Тем не менее, если женщина окунается в микве, где никого нет, она обязана взять с собой другую женщину, которая следила бы за тем, чтобы все ее волосы были под водой. Это не является нарушением принципа скромности.

Женщина должна позаботиться о том, чтобы первым, кого она встретит, выходя из миквы, был ее муж или подруга и чтобы во всяком случае это не был нееврей или нечистое животное. Женщине следует стремиться к тому, чтобы во время окунания очистилось как ее тело, так и душа, чтобы она стала чиста для своего мужа и они смогли дать начало благословенному роду праведников. Женщина должна нарядиться и украситься для своего мужа, чтобы умножились любовь и дружба между ними. Ни в коем случае ей нельзя допускать, чтобы этой ночью ею овладел гнев; она должна владеть собой.

Желательно, чтобы в день окунания муж и жена вместе читали Иггерет гаКодеш Рамбана, Шаар гаКедуша Раавада или другие подобные книги. И благодаря святости, чистоте и любви, которые установятся между ними, Шехина пребудет с ними. Наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, говорили: «Если муж и жена достойны, Шехина присутствует между ними, если нет — огонь поглотит их». Леа, угодившая Яакову, удостоилась дать начало большинству из двенадцати колен Израилевых, и подобных ее детям не было даже в поколении Моисея.

Законы, касающиеся миквы

Женщина не может стать чистой, если она искупается в бане, бассейне или ванне. И если даже омоют ее при этом все воды мира, она все равно останется нечистой. Она должна окунуть все свое тело в воду миквы или в естественный водоем, объем которых не менее сорока сеа.

Вода в микве должна быть стоячей. Если же в микве есть какая-либо трещина, по которой вода просачивается наружу, она считается непригодной для использования Поэтому, если женщина, окунающаяся в микву, подозревает, что вода вытекает из нее, она должна обратить на это внимание смотрительницы миквы или местного раввина.

Грязь, устилающая дно миквы, может прилипнуть к ногам женщины и стать предметом, препятствующим окунанию; поэтому желательно, чтобы дно миквы было облицовано.

Уровень воды в микве должен быть не менее чем на тридцать сантиметров выше пупка женщины, чтобы ей не приходилось слишком сильно нагибаться во время окунания. Однако постфактум окунание считается действительным и в том случае, если уровень воды в микве ниже указанного.

При необходимости женщина может окунуться в море или в источнике, но желательно, чтобы она предварительно посоветовалась с раввином. В этом случае во время окунания женщине следует обратить особое внимание на следующее:

— к ее ногам не должна прилипнуть грязь;

— она должна надеть не купальник, а широкую одежду, так как обычно купальник прилегает к телу и пред-тавляет собой предмет, препятствующий окунанию;

— вблизи от места окунания не должно быть других людей, так как если женщина испугается, что они увидят ее, она не проведет окунание как положено;

— другая женщина должна следить за тем, чтобы все ее волосы покрывались водой;

— уровень воды должен быть не менее чем на тридцать сантиметров выше пупка женщины; в противном случае она должна провести окунание не согнувшись, а лежа.