Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ГЛАВА 4

ПОВЕДЕНИЕ МУЖА И ЖЕНЫ В ДНИ НИДЫ

Сущность отдаления

В Торе сказано: «И к жене во время отлучения в нечистоте ее не приближайся». Может ли мужчина обнять женщину, поцеловать ее, вести с ней пустые разговоры? В Талмуде сказано: «Не приближайся» (запрещена любая близость). Может ли мужчина спать с одетой женщиной в постели? В Талмуде сказано: «Не приближайся».

Запрет «Не приближайся» означает запрещение любой физической близости. Поэтому кроме запрета, накладываемого Торой на половую связь с женщиной, находящейся в состоянии нечистоты, запрещаются также прикосновения к ней и всякие другие виды близости. (Запрет «не приближайся» не связан с законами Храмовой нечистоты, которые сегодня не применяются.)

В Гемаре рассказывается: «Сказал саддукей раву Кагана: «Вы, Мудрецы Израиля, говорите, что женщина, которая нечиста, может жить в одном доме с ее мужем. Не опасаетесь ли вы, что они нарушат запрет? Может ли огонь в поленнице не опалить дров?» Ответил ему рав Кагана: «В Торе сказано: «Окаймленная лилиями», то есть даже столь непрочная ограда, как ограда из лилий, защищает от нарушения запрета.

Итак, оградой может служить даже нечто столь непрочное, как лилии. Вот женился человек на женщине, и он пришел совокупиться с ней, и она говорит ему: «Подобное красной лилии видела я». И он немедленно отделяется. Что же заставляет его отделиться? Стена? Или железный столб? Может быть, его ужалила змея или скорпион? Нет, причина не в этом, а в словах Торы, столь же нежных, как лилии: «И к жене во время отлучения в нечистоте ее не приближайся».

И однако, хотя мужчина не должен иметь близость со своей женой, когда она нида, это вовсе не значит, что следует совершенно отдалиться от нее и воздерживаться от нормального общения. Нужно избегать лишь любовных разговоров, приводящих к сексуальному возбуждению. Более того, мицва проявить свое хорошее отношение к ней дозволенным способом, если видит, что она чувствует себя отдаленной и огорченной. И во все дни, и также во время ниды, мужчина должен любить свою жену как самого себя и почитать больше, чем самого себя. И не следует выполнять законы отдаления строже, чем это установлено нашими Мудрецами, да будет благословенна память о них, так как излишняя строгость в этих вопросах может вызвать серьезные отрицательные последствия.

По этому поводу в Талмуде разъясняется, что некоторые Мудрецы предписывали женщине во время ниды не подводить глаза, не причесываться и не наряжаться в цветные одежды. Но рабби Акива сказал: «В этом случае женщина будет неприятна своему мужу, и он разведется с ней». И рабби Акива пришел к заключению, что женщина может подводить глаза, причесываться и носить красивые одежды также и во время ниды.

Таким образом, не следует истолковывать эти законы ни слишком сурово, ни, наоборот, чересчур снисходительно.

Требование отдаления от женщины во время ниды должно соблюдаться с начала менструации и заканчиваться после окунания женщины в микву. И даже если прошло значительное время после окончания менструации, но женщина не окуналась в микву, до окунания она остается нидой. Все это время никакая близость с женщиной недопустима.

Незамужние женщины не окунаются в микву, и поэтому постоянно находятся в состоянии ниды. И запрещено касаться их, приближаться к ним, оставаться с ними наедине, рассматривать их и т.д. Особенно строги эти запреты во время сватовства и помолвки, так как в этот период взаимное влечение мужчины и женщины усиливается.

Существует несколько типов поведения, на которые распространяются запреты в дни ниды:

1. Поведение, запрещенное заповедью Торы «Не приближайся».

2. Поведение, которое может привести к супружеской близости.

3. Поведение, которое может привести к нарушению запрета Торы «Не приближайся».

4. Поведение, которое может вызвать у мужчины вожделение к женщине и, как следствие этого, напрасное истечение семени.

Это основы запретов; в жизни же каждого человека встречается множество разнообразных ситуаций. Нижеследующие законы являются лишь примерами и типичными случаями, исходя из которых человек должен научиться беречься и остерегаться. Если он видит, что во избежание нарушения запретов он нуждается в дополнительных мерах предосторожности, пусть примет их и пусть он так поступает, пока не увидит, что способен удержаться в предписанных рамках. И пусть не говорит человек: «Я не нуждаюсь в ограде, возведенной нашими Мудрецами, я смогу контролировать себя и не поддаться искушению». Люди более великие, чем он, говорили так, но и они потерпели неудачу.

В Гемаре указывается, что в Субботний вечер запрещено читать при свете свечи из опасения, что человек наклонит свечу, чтобы стало светлее. Сказал рабби Ишмаэль бен Элиша: «Я буду читать и не наклоню свечу». Однажды он читал и захотел наклонить свечу. Воскликнул он тогда: «Как велика мудрость Мудрецов, запретивших читать при свете свечи!» Рабби Натан говорит, что в действительности рабби бен Элиша читая наклонил свечу и написал: «Я, Ишмаэль бен Элиша, читал в Субботу и наклонил свечу, и, когда будет построен Храм, я принесу тучную очистительную жертву».

В Галахе упоминаются следующие действия, подпадающие под запреты законов ниды:

1. Легкомысленное поведение.

2. Касание и передача из рук в руки.

3. Еда за одним столом.

4. Доедание после жены.

5. Сидение и лежание на постели жены.

6. Сидение на одной скамейке (а также уединенные прогулки и поездки).

7. Сон в одной кровати.

8. Законы, касающиеся наготы женщины.

9. Наливание бокала и подача еды.

10. Расстилание постели.

11. Поливание воды для умывания.

12. Забота о больном.

1. Легкомысленное поведение.

Мужчине запрещено вести себя легкомысленно с женой в состоянии ниды, так как это может привести к сближению или половым отношениям или к вожделению, вызывающему напрасное истечение семени. Разговаривать с женой не запрещается, запрещается только вести себя легкомысленно и шутить — то, что разрешено в дни, когда женщина чиста. К легкомысленному поведению относится также получение удовольствия от запаха духов, которыми надушена женщина или ее одежда, даже если она сняла свою одежду и положила на стол. В данном случае роль лилий, которые должны служить оградой в соответствии со словами «Окаймленная лилиями», играет запах. Поэтому запрещается также прикуривание сигареты, обдувание веером и т.п.

2. Касание и передача из рук в руки.

Мужчине запрещено касаться жены, когда она нида, а также передавать что-либо из рук в руки, так как при этом он может коснуться ее и нарушить запрет «Не приближайся».

Запрет прикосновения распространяется не только на тело жены, но и на ее одежду. Гемара приравнивает запрет ниды к запрету замужней женщины: «И жену ближнего не оскверняй и к жене в состоянии ниды не приближайся». И подобно тому как запрещено прикосновение даже к одежде чужой жены, запрещено касаться одежды своей жены в состоянии ниды.

Как разъясняется в Гемаре и Мидрашах, мы не можем точно знать, с какой степенью строгости Бог судит человека — тем более, что каждого Он судит индивидуально (чем более человек велик, тем строже он судится). В книге «Тана Девей Элиягу» приводится история об одном ученике, который много учился, много читал, служил Мудрецам, но, несмотря ни на что, умер в юности. И жена взяла его «тфилин» и носила их в синагоги и в дома учения и говорила: «Написано в Торе: «В этом жизнь твоя и долгота дней твоих». Мой муж много учился и много читал, и много служил Мудрецам, почему же он умер в юности?» И никто не мог ответить ей, пока не дошла она до пророка Элиягу. И она рассказала ему свою историю, и он спросил ее: «Дочь моя, как он вел себя с тобой в дни ниды?» Ответила она: «Боже упаси! Даже мизинцем не касался он меня». — «А как он вел себя на протяжении семи чистых дней? Может быть, ты поднесла ему нож, и он коснулся тебя мизинцем?» Ответила она ему: «Он ел со мной и спал со мной, и каждый из нас был в одежде, и ему в голову не приходила мысль о телесной близости». И сказал ей пророк Элиягу: «Благословен Бог, убивший его! Ведь сказано в Торе: «И к жене во время отлучения в нечистоте ее не приближайся».

Таким образом, запрет прикосновения включает также запрет на передачу вещи из рук в руки — из опасения, что при этом мужчина и женщина коснутся друг друга. И в качестве ограды запретили передавать из рук в руки не только вещь обычных размеров, но также длинную и большую вещь, хотя в этом случае опасность прикосновения меньше.

Не следует поднимать вместе длинную или тяжелую вещь. Делать это можно только в том случае, если нет другого выхода. Например, разрешается вместе поднимать и спускать по ступенькам коляску с ребенком, если поблизости нет другого мужчины, который может помочь.

3. Еда за одним столом.

Так как совместная трапеза сближает сердца, наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, постановили, чтобы муж и жена, если они едят вместе в отсутствие посторонних, сделали какое-либо изменение за столом для напоминания, чтобы не допустить чрезмерной близости. Знак для напоминания, который они для себя делают, может быть:

а) изменения в предметах, стоящих на столе;

б) перемена мест, которые супруги занимают за столом.

4. Доедание после жены.

Мужу запрещено в присутствии жены доедать пищу, которую она ела, или допивать напитки, которые она пила, так как это считается проявлением близости. Ножене можно доедать за мужем даже в его присутствии, так как нет опасения, что это возбудит у него сексуальное влечение. Этот запрет распространяется и на тот случай, если к остаткам добавлена другая пища.

Общее блюдо.

С общего блюда можно есть в том случае, если едят не непосредственно с него, а со своих тарелок — например, если на общем блюде подается салат или суп. Однако непосредственно с общего блюда есть запрещено (например, ломти хлеба, оливы, маргарин, семечки). Если эти продукты подаются на общем блюде, их раскладывают по своим тарелкам и едят с них. Если невозможно переложить такую еду на свои тарелки, то, по некоторым мнениям, разрешается есть с общего блюда, если с того же блюда вместе с мужем и женой ест кто-либо еще.

5. Сидение и лежание на постели жены.

Даже в отсутствие жены мужу запрещено садиться, а тем более ложиться на ее кровать. Этот запрет наложен, чтобы не провоцировать вожделение и исключить все то, что может быть им вызвано. Жене также запрещено ложиться на кровать мужа, но только если он дома.

6. Сидение на одной скамейке.

Мужу запрещено сидеть на одной скамейке со своей женой, если эта скамейка подвижна — из опасения, что они коснутся друг друга или между ними возникнет излишняя близость.

В дни ниды супругам также не рекомендуется прогуливаться и уединяться в садах (даже в том случае, если они не садятся на одну скамейку), так как это приводит к близости и появлению сексуальных желаний.

7. Сон в одной кровати.

Мужчине запрещается спать с женой в одной кровати, даже если кровать широкая и они спят на отдельных матрасах и даже если они оба в одеждах и не касаются друг друга. Расстояние между кроватями должно быть таким, чтобы одеяла и кровати не соприкасались между собой и во время сна муж и жена не могли коснуться друг друга протянутыми руками.

Есть дополнительные обычаи, касающиеся отделения кровати мужа от кровати жены во время ниды. Некоторые из этих обычаев хороши, другие приводят к излишнему отделению и не основываются на Галахе.

8. Законы, касающиеся наготы женщины.

Во время ниды мужчине запрещается рассматривать части тела жены, которые обычно прикрываются одеждой, так как это может вызвать сексуальные желания. Но мужу можно любоваться женой, когда она одета, и получать от этого удовольствие, так как она разрешена ему по окончании периода ниды и это не приводит к возбуждению сексуальных желаний.

Хотя во время ниды мужу и разрешено смотреть на жену и жене разрешено красиво одеваться и украшаться, желательно, чтобы у нее были особые одежды на этот период для постоянного напоминания, что она нида. Ей следует выбрать на это время одежды менее красивые, которые меньше нравятся мужу, но и не уродливые, чтобы не внушать мужу отвращение. Женщине следует понимать, что, одеваясь подобным образом, она как бы говорит мужу: «Я нечиста». И не следует одевать эти одежды, пока она не уверена, что она нида.

Пение женщины также ассоциируется с ее наготой. Написано в Песни Песней: «Голос твой сладок, и лик твой прекрасен». Поэтому мужу нельзя слушать пение жены во время ниды. Когда жена поет своему ребенку колыбельную песню, чтобы усыпить его, и нет другого способа успокоить ребенка, мужу разрешается слышать пение своей жены, если он не может уйти в какое-либо другое место. Но муж не должен изучать Тору, слушая пение своей жены. В безвыходном положении — например, если жена начала петь ребенку, когда муж молился или читал «Шма», — он может продолжить свои занятия (к этой проблеме следует подходить строго также и тогда, когда жена чиста). Желательно, чтобы во время ниды жена не возвышала свой голос, участвуя в Субботних песнопениях: «Только губы ее движутся, а голос ее не слышен». И так же пусть делает она, будучи чистой, если за столом присутствуют гости.

9. Наливание бокала.

Все, что жена делает для своего мужа в обычные дни, она делает и во время ниды. Исключение составляют те услуги, которые приводят к излишней близости — например, наливание бокала, застилание постели и поливание воды на лицо, руки и ноги мужа для их омовения. Наливание бокала, о котором говорили наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, заключается в разбавлении вина или подобного ему напитка водой в бокале и поднесении его мужу. Когда эти действия производятся в присутствии мужа, они приводят к возникновению большой близости и взаимного влечения. Сегодня этот запрет распространяется и на наполнение бокала из бутылки и подачу мужу в его присутствии.

И подобно тому, как жене запрещено наливать мужу, ему запрещено наливать и подавать бокал вина жене. Запрещено также подавать или посылать ей бокал, из которого пил муж, даже если это бокал вина, над которым произнесено благословение (кидуш или благословение после трапезы). Посылать бокал специально для своей жены нельзя, однако она может пить из этого бокала, если он передается через нескольких человек и они также пьют из него. В вечер Субботы, если жена хочет, как обычно, выпить вино из бокала, над которым ее муж произнес кидуш, муж должен сначала отпить из этого бокала сам и поставить бокал рядом с собой, а не рядом с женой, то есть он не подает и не посылает бокал жене. После этого жена может взять бокал и выпить из него, так как ей не запрещено пить то, что осталось в бокале мужа. Если в доме принято произносить кидуш над чашей, из которой вино разливается по бокалам для каждого присутствующего, это разрешено делать также и в период ниды, но муж в этом случае не должен подавать бокал непосредственно своей жене.

Запрет на наливание и поднесение вина распространяется не только на отношения между мужем и женой, но и на отношения между любым мужчиной и любой женщиной, запрещенными друг другу. Поэтому, когда приходят гости и жена должна подать им вино и другие крепкие напитки, ей не следует наполнять бокалы и подносить их гостям. Она должна налить вино на кухне или в каком-либо другом подобном месте — не в присутствии гостей — и не подносить его гостям, а поставить на стол. По этому вопросу существует и менее жесткое мнение, в соответствии с которым женщине разрешается подносить вино, если это делается в связи с обслуживанием и приемом гостей. Тем не менее желательно, чтобы мужчины наливали мужчинам, а женщины — женщинам, и будет им благословение.

10. Расстилание постели.

Жене во время ниды запрещено стелить постель мужа в его присутствии. Это касается расстилания простыней и покрывала, так как есть в этих действиях проявление близости и они могут привести к влечению. Приведение в порядок тяжелых матрасов разрешено, так как это работа и в ней не проявляется близость.

11. Поливание воды для умывания.

Жене запрещено лить воду на своего мужа, чтобы омыть его лицо, руки или ноги (даже если она не касается его, и даже если вода прохладная), так как в этих действиях проявляется близость.

Жене разрешено подавать мужу воду для омовения рук — перед или после трапезы.

И, подобно тому, как жене запрещено лить воду на своего мужа, мужу запрещено лить воду на свою жену, так как в этом проявляется влечение.

12. Забота о больном.

Существует три греха, о которых в Торе сказано, что лучше пожертвовать собственной жизнью, чем совершить их. (Это касается не только самих этих грехов, но и других, связанных с ними.) Одним из этих трех грехов является вступление в запрещенные интимные отношения, в том числе с нидой. В соответствии с этим могла бы быть запрещена близость между мужем и женой, находящейся в состоянии ниды, даже в том случае, когда один из них болен и существует опасность, что он умрет. Но «пути Торы — приятные пути, и все ее тропинки — мир». Тора запрещает близость с нидой, приводящую к возбуждению влечения. Однако в определенных случаях, когда нет речи о влечении, допустима необходимая близость — в частности, если муж или жена больны и нет никого, кто мог бы позаботиться о них. При этом нельзя касаться тела друг друга, но можно касаться одежды. И хотя в случае болезни мужа ситуация упрощается, все-таки и в этом случае супруги могут касаться друг друга только через одежду.

Другие запреты, касающиеся ниды.

Женщине, находящейся в состоянии ниды, не следует ходить на кладбище. Кроме того, в соответствии с Каббалой, женщинам вообще нежелательно посещать кладбище, особенно во время похорон.

Женщины обязаны молиться в дни ниды так же, как и в те дни, когда они чисты, причем им разрешается молиться в синагоге. Однако во время менструального кровотечения многие женщины не посещают синагогу, но даже они делают это в следующих случаях:

1. В Новый Год, в Йом-Кипур и в «дни покаяния» между ними.

2. Когда в синагоге справляется какое-либо семейное торжество и, если женщина не будет на нем присутствовать, это огорчит ее.

3. В те дни, когда кровотечения у женщины уже нет, но она еще не окуналась в микву.

4. Если женщина опасается, что дома она не будет молиться подобающим образом либо не будет молиться вообще.

Желательно, чтобы в те дни, когда у женщины есть кровотечение, она не смотрела на свиток Торы при его поднятии и не касалась Стены Плача. Эти действия не являются запрещенными, но лучше их не совершать, чтобы оказать уважение Торе и Храму. Если прокладка, которую использует женщина во время менструального кровотечения, пропиталась кровью и другими выделениями и издает неприятный запах, женщина не должна изучать Тору и молиться до тех пор, пока не заменит прокладку. Но если во время кровотечения женщина использует тампон, она может учиться и молиться до тех пор, пока кровь не просачивается наружу.

Женщина должна остерегаться: когда она чувствует, что у нее началось кровотечение, ей следует прервать учебу (если только это не вызовет серьезных переживаний, связанных с тем, что она обучает других или учится в коллективе).