75. Канун субботы

Канун субботы

1. В пятницу, когда наступает время "Малой Минхи" (с половины десятого солнечного часа), следует прекратить ту работу, которой занимаются постоянно, чтобы сосредоточиться на подготовке к субботе. Бедняку, стремящемуся заработать на нужды субботы, Галаха разрешает продолжить работу и после наступления этого времени (при условии, разумеется, что он прекратит ее перед наступлением субботы).

2. В пятницу нельзя отправляться в далекий путь, который, учитывая скорость передвижения, может стать причиной того, что еврей не успеет прибыть к месту назначения до начала субботы.

Если врачи настаивают, чтобы больной прошел операцию, надо приложить все усилия, чтобы она состоялась в первой половине недели, не позднее среды (разумеется, речь не идет о безотлагательных случаях).

3. Начиная с девятого солнечного часа в пятницу запрещается устраивать трапезу - даже тому, кто в будни обычно обедает в это время. Если необходимо устроить трапезу в честь исполнения заповеди - обрезания, бар-мицвы и т. п., - лучше всего это сделать как можно раньше. Но, во всяком случае, ее следует начать раньше 10-го солнечного часа и пригласить небольшое число гостей - только чтобы гарантировать наличие "миньяна". Если нет острой необходимости, Галаха советует вообще воздерживаться даже от устройства малой трапезы, чтобы во время первой субботней трапезы есть с ббльшим аппетитом.

С наступлением сумерек есть вообще запрещено.

4. Галаха предписывает каждому взрослому еврею прочитать в пятницу тот раздел Торы, который в субботу будут читать в синагоге. Читают его вместе с переводом на арамейский язык, принадлежащим Онкелосу (II в. н. э.). Каждый стих Торы прочитывают дважды, а потом - один раз его арамейский перевод. Поэтому эта заповедь так и называется: "Дважды - текст Торы, один раз - перевод". Стих, которым заканчивается субботний раздел, следует прочитать в третий раз после его перевода, чтобы все чтение закончить словами Торы. Затем прочитывают также "гафтару", которую будут читать в субботу.

Согласно Кабале, лучшее время для этого - в пятницу после полудня. Если не успели прочитать "Дважды - текст Торы, один раз - перевод" в пятницу, следует это сделать в субботу до утренней трапезы, а если не прочитали и тогда, - остается время до "Минхи", но не позже, потому что тогда уже начинают читать новый раздел Торы.

В исключительных обстоятельствах прочтение недельного раздела Торы все же разрешается закончить до конца вторника.

5. Галаха предписывает мыться в пятницу в честь субботы. Как минимум, надо вымыть горячей водой лицо, руки и ноги. Принято также в канун субботы или праздника окунаться в воды миквэ.

Запрещено посещать в баню или миквэ одновременно с отцом, тестем, отчимом или мужем сестры. Точно так же запрещается мыться вместе со своим учителем Торы, но если тот нуждается в помощи - оказать ее есть исполнение заповеди.

6. Желательно также вымыть голову и остричь ногти. Но не принято стричь ногти на руках и на ногах в один день. Согласно обычаю, стричь ногти надо в таком порядке: на правой руке - на 2-м, 4-м, 1-м, 3-м и 5-м пальцах, на левой - на 4-м, 2-м, 5-м, 3-м и 1-м пальцах. Некоторые благочестивые евреи избегают стричь ногти в четверг, так как считается, что те начинают отрастать на третий день, а этот день - суббота.

После того, как остригли ногти, их следует сжечь или во всяком случае выбросить в такое место, где не ходят люди.

Тот, у кого отросли длинные волосы, должен постричься в честь субботы. (В некоторых общинах, однако, есть обычай не стричься в канун рош-ходеша даже тогда, когда он совпадает с кануном субботы.)

7. Наши мудрецы говорят: "Пусть в субботу твоя одежда не будет такой же, как в будни". Поэтому следует постараться приобрести субботний комплект одежды - более красивой, чем одежда будней. Желательно также иметь талит для субботы - больший по размерам и с более красивыми цицит, чем для будней. Даже находясь в дороге, среди неевреев, нужно в субботу одеваться по-праздничному, так как это делается не для окружающих, а в честь субботы.

Надевая одежду перед наступлением субботы, следует хорошо ее проверить: не осталась ли в ней воткнутой иголки, не лежит ли в карманах что-либо, что запрещено переносить в субботу.

8. Принято класть халы на стол еще засветло, до зажигания субботних свечей. Желательно, чтобы хлеб на столе оставался в течение всей субботы (ср. со сказанным выше, 49:2).


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .