22. "Таханун"

"Таханун"

1. В будни после "Шмонэ-эсрэ" читают "Таханун" (досл. "мольба"). Между этими молитвами запрещено вести разговоры на посторонние темы. Однако во время чтения всей оставшейся части "Шахарит" можно прерываться в любом месте, чтобы ответить на "Кадиш" и т. п., - только желательно делать это, дочитав фразу до конца.

2. Главная часть "Тахануна" - исповедь в грехах и "Нефилат апаим" ("Падение ниц"). Во время чтения исповеди принято слегка ударять себя в грудь кулаком правой руки при каждом слове.

3. Перечислять "тринадцать образов Б-жественного милосердия" можно только в "миньяне".

4. В "Нефилат апаим" читают 25-ю главу из книги Тегилим с небольшими добавлениями - сидя, спрятав лицо как бы из-за страха пред Шхиной, находящейся перед нами.

5. Во время "Шахарит" в "Нефилит апаим" лицо склоняют на правую руку (причем она не должна быть обнаженной), так как на левой - тфилин шель яд. Во время же "Минхи" лицо склоняют на левую руку.

6. Во время "Нефилат апаим" садятся, склонив лицо на руку, только в помещении, где есть свиток Торы. (При исключительных обстоятельствах там разрешается читать 25-ю главу Тегилим стоя.) Однако если в помещении свитка Торы нет, весь "Таханун" читают стоя. Если молятся в другом помещении синагоги, где нет свитка Торы, но дверь в главный молитвенный зал открыта, для прочтения "Нефилат апаим" садятся и закрывают лицо.

7. Слова "А мы не знаем, что делать нам..." произносят еще сидя, после этого сразу встают и заканчивают: "...потому что к Тебе - наши взоры".

8. Когда молятся в доме, где кто-нибудь умер или справляют траур по умершему, то в течение всех семи дней траура не читают "Таханун" -даже в "Минхе" в последний день траура. Так поступают, даже если сам скорбящий отсутствует. Принято, что участники этого "миньяна" не читают "Таханун" даже по возвращении домой. Однако если скорбящий приходит в синагогу, то "миньян" читает "Таханун", но скорбящий молчит.

9. Не читают "Таханун" в синагоге в тот день, когда там должна проходить церемония обрезания, а также если во время молитвы присутствуют отец новорожденного, сандак и могель - даже если обрезание будут совершать вне синагоги.

Не читают "Таханун", когда молятся там, где совершают обрезание, до торжественной трапезы или во время ее. Однако если в этом помещении молятся "Минху" после ее завершения и прочтения "Биркат гамазон", то весь "миньян" - кроме отца ребенка, сандака и могеля - "Таханун" читает.

10. Не читают "Таханун", если в "миньяне" присутствует жених в день его свадьбы, а также в любой из "семи дней пира" - если хотя бы одна из сторон вступила в брак впервые. Однако если вдовец женится на вдове, то в "миньяне", где он молится, не читают "Таханун" только три дня.

11. "Таханун" не читают в течение всего месяца нисан, в Песах-Шейни (14 ияра), в Лаг-Баомер; с 1-го по 12 сивана (включая праздник Шавуот); Девятого ава, Пятнадцатого ава; в канун Рош-f ашана; начиная с кануна Йом-Кипура и до конца месяца тишрей; в Ту-Бишват; в Пурим-Катан (14 и 15 первого адара в високосный год), в Пурим, в Хануку и в рош-ходеш.

Кроме того, "Таханун" не читают в "Минхе" в кануны Хануки, Пурима (включая канун дня Пурим-Катан), Девятого ава, Пятнадцатого ава, Лаг-Баомера и Ту-Бишвата. Однако в "Минхе" перед кануном Рош-Гашана, Йом-Кипура и в канун Песах-Шейни "Таханун" читают. 12. Согласно обычаю хасидов Хабада, "Таханун" не читают также 19-го и 20-го кислева (хасидский "Рош-Гашана", годовщина освобождения основоположника Хабада р. Шнеура-Залмана из заключения в Петропавловской крепости, в Петербурге, в 1798 г.), 12-го и 13-го тамуза (в годовщину освобождения шестого хабадского Ребе р. Йосефа-Ицхака из заключения и ссылки в 1927 г.) и 10-го кислева (в годовщину освобождения из заключения раби Дова-Бера, второго хабадского Ребе, в 1826 г.), а также в "Минхе" накануне этих дат.

13. Понедельник и четверг - дни особого благоволения Всевышнего, поскольку по велению Всевышнего Моше-рабейну поднялся на гору Синай для получения вторых Скрижалей Завета в четверг и спустился с ними в понедельник, через 40 дней, принеся Израилю полное прощение за грех построения золотого тельца. Поэтому в эти дни после "Нефилат апаим" читают молитву "Вегу рахум" ("А Он - милосердный...") - просьбы о прощении, снисхождении и искуплении грехов. Читают ее стоя, неторопливо, вдумываясь в значение слов, как произносят просьбы, желая, чтобы они были исполнены.

Если в понедельник или четверг не читают "Таханун", то и молитву "Вегу рахум" не произносят.

14. После окончания "Тахануна" хазан произносит "Хаци-кадиш".


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .