19. Изменения, вносимые в "Шмонэ-эсрэ" в зависимости от времени года

Изменения, вносимые в "Шмонэ-эсрэ" в зависимости от времени года

1. Мудрецы, составившие молитву "Шмонэ-эсрэ", постановили, что летом в нее надо включать просьбу о росе, а зимой - просьбу о дожде (в соответствии с климатическими особенностями Страны Израиля). С точки зрения Галахи, "лето" - это период времени между праздниками Песах и Шмини-Ацерет (который следует сразу после праздника Сукот), а "зима" - период времени между праздниками Шмини-Ацерет и Песах. Поэтому в течение летнего полугодия во втором благословении "Шмонэ-эсрэ" говорят "ниспосылающий росу", а в девятом - "и пошли благословение"; в течение зимнего полугодия во втором благословении говорят "заставляющий дуть ветер и лить дождь", а в девятом - "и пошли росу и дождь".

2. Если летом молящийся по ошибке сказал во втором благословении "заставляющий дуть ветер и лить дождь", но заметил свою ошибку прежде, чем завершил благословение, он должен повторить его с начала. Если же он спохватился уже после того, как завершил все благословение, ему следует прочесть "Шмонэ-эсрэ" с начала.

3. Если зимой молящийся не сказал во втором благословении "заставляющий лить дождь" и спохватился, уже закончив это благословение и начав следующее, он должен прочесть молитву с начала - даже если слова "заставляющий дуть ветер" он произнес. Однако если он по ошибке упомянул росу вместо дождя, то может молиться дальше, ничего не повторяя.

Если молящийся не упомянул ни дождя, ни росы и спохватился прежде, чем завершил благословение, он должен сказать "заставляющий дуть ветер и лить дождь" сразу же, как заметил свою ошибку. Если же он заметил ошибку после того, как завершил второе благословение, но еще не начал читать третье, он должен только произнести слова "заставляющий дуть ветер и лить дождь", не заключая их формулой "Благословен Ты...", и начать следующее благословение: "Ты свят...".

4. Если тот, кто, прочитав "Шмонэ-эсрэ" летом, сомневается, не сказал ли он во втором благословении "заставляющий дуть ветер и лить дождь" вместо "ниспосылающий росу", он обязан повторить "Шмонэ-эсрэ" - при условии, что от первого дня Песаха прошло не более 30 дней. Если же прошло более 30 дней, повторять молитву не нужно: согласно Галахе, тридцати дней достаточно, чтобы человек привык к новой формуле, и, по всей вероятности, молящийся машинально произнес нужные слова.

5. Слова "ниспосылающий росу" во втором благословении "Шмонэ-эсрэ" произносят, начиная с "Мусафа" в первый день Песаха и до "Мусафа" в Шмини-Ацерет. Однако слова "и пошли благословение" в девятом благословении произносят, начиная с "Мусафа" в первый день Песаха и до "Минхи" 6-го хешвана, а слова "и пошли росу и дождь" - начиная с "Маарива" в ночь с 6-го на 7-е хешвана.

За пределами Страны Израиля вместо слов "и пошли благословение" произносят "и пошли росу и дождь" в "Маариве" вечером 4-го декабря в обычный год и 5-го декабря в год, предшествующий високосному.

6. Слова "и пошли росу и дождь" произносят вплоть до "Минхи" в канун первого дня Песаха. Если же сказали "и пошли росу и дождь" после этого срока, надо повторить девятое благословение - независимо от того, замечена ошибка до или после его завершения. Если же молящийся спохватился уже после того, как произнес несколько следующих благословений, ему следует вернуться к девятому благословению, прочитать его правильно и продолжить "Шмонэ-эсрэ" далее по порядку, повторив уже прочитанные благословения.

7. А именно: если были пропущены слова "и пошли росу и дождь", но это замечено до начала следующего, десятого, благословения, эти слова надо произнести немедленно, до начала десятого благословения. Если же ошибка замечена позже, но еще до окончания шестнадцатого благословения ("Внимающий молитве"), просьбу о росе и дожде нужно произнести перед заключением этого благословения ("Благословен Ты..."). Если молящийся заметил свою ошибку, уже закончив шестнадцатое благословение, но еще не начав читать следующее ("Отнесись благосклонно..."), он должен произнести слова "и пошли росу и дождь на лицо земли" в этот момент. Если молящийся заметил свою ошибку, уже начав читать семнадцатое благословение, он обязан вернуться к девятому благословению. Если же он заметил свою ошибку еще позже, ему следует повторить всю молитву "Шмонэ-эсрэ" с начала.

8. Если молящийся не попросил зимой о дожде в девятом благословении, он обязан вернуться к началу этого благословения даже в том случае, если попросил о росе (в отличие от правила о втором благословении).


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .