Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

1577. Машбиин ойсой теhи цадик

26 ияра 5712

Бруклин

Раву и гаону… р. Мойше Арье Лейбу, шейихйе

Мир и благословение!

Я получил Ваше письмо – хотя и с некоторой задержкой – и то, что я спрашивал у вас:

Алеф) В начале книги Тания когда он объясняет слова РаЗаЛ «машбиин ойсой теhи цадик[1]…», известно объяснение в ДАХ[2], машбиин[3] от языка сойва[4] (см. кицурим и гаоройс к Тании стр. 57 и далее и ссылки там. И в действительности это также смысл нишба лекайем эс hамицвойс[5], хотя он и так давал клятву на Синае), и Вы замечаете, что тогда непонятно, для чего нужна клятва в завершении этих слов РаЗаЛ: «даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь в своих глазах как злодей»

И вот, этот вопрос не столько относится к тому, что объясняется в ДАХ, что швуо это язык сойва, но также по простому смыслу, машбиин – от языка клятвы, требуется объяснение, насколько велико значение того, чтобы быть в своих глазах как грешник, и «даже если весь мир говорит тебе, ты праведник». И по сути вашего вопроса: есть несколько деталей в том, на что он дает клятву, и, как говорят РаЗаЛ: «ваhавэй йойдеа ки hакодойш борух hу тоhойр[6]«, и т.д., И смысл этих всех вторичных вещей, т.е., что это нужно, для того, чтобы исполнить основную клятву, «теhи цадик ве-ал теhи рошо[7]«, и само собой, очень важно, чтобы он не ошибся в способе служения, ибо служение праведника и грешника диаметрально противоположны друг другу, и в особенности, как объясняется в Тании ступень праведника, что сердце его пусто внутри него, и нет в нем зла совершенно, и поэтому все его дела — это не только бехол дрохехо доэhу[8], но это есть аспекты кдушо[9], и само собой, праведник может взять их и поднять их, и не отталкивать их, и т.д., но бейнони[10], что это есть «керошо», должен очень точно определять во всех его делах, приходят ли они от лейв хохом лиминой[11], и ли от лейв ксил лисмойлой[12], и само собой, если есть сомнение, и это есть софек дэойрайсо[13], то это лехумро[14]. И понятно, насколько это важно в каждом и каждом действии.

И следует отметить также из того, что говорится в Контрос hоавойдо гл. 7, в вопросе служения на уровне, который выше его ступени, и недостаток, который есть в этом, и в соответствии с этим будет также объяснено, даже если бы мы объясняли эти слова РаЗаЛ «даже если весь мир… цадик» по простмоу смыслу, т.е., цадик как шейм мушъол, тот, у кого больше заслуг.


[1] «Заклинают его, будь праведником и не будь злодеем» (Сефер шел бейноним, гл. 1)

[2] Диврей Элойким хаим. Учение хасидизма

[3] заклинают

[4] Сытость. Насыщение

[5] клянется, чтобы исполнить заповеди

[6] И знай, что Вс-вышний — чист

[7] будь праведником и не будь грешником

[8] «Во всех твоих путях познай Его» (Мишлей 3, 6)

[9] Кдушо — Святость

[10] Бейнони — Средний

[11] «Сердце мудрого справа» (Когелет 10, 2)

[12] «Сердце глупца – влево.» (Когелет 10, 2)

[13] Софек (сомнение) в отношении заповеди из Торы

[14] в сторону устрожения