Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Говорили вчера о Боге на небесах и нравственном законе внутри

Говорили вчера о Боге на небесах и нравственном законе внутри. Кажется вышел нетривиальный разговор.

А теперь вопрос: не говорит ли нам путинизм, и еще раньше фашизм, сталинизм, коммунизм — о том что "внешний" Бог уже не работает?

Внешний Бог, страх перед наказанием — это уже не работает в критический момент. Это "можешь выйти на площадь" уже не зависит от внешней религиозности.

Бог "умер", или Бог "опустился с небес на землю" — или он в сердце или он нигде * Другая версия (обсуждалось вчера): возможно что у разных типов душ разные модели бога. Но вышесказанное явно склоняет нас к моральному закону внутри как к определяющему * Еще вопрос (возможно еще более важный): добавляет ли внешняя, ритуальная религиозность к внутренней, зазываемой совестью?

Ответ: не знаю. Но когда внимание человека сконцентрировано на внешнем законе — на "верь и спасешься" хасидизма и христианства — трудно представить что одновременно человек сконцентрирован еще на чем то.

По крайней мере мой личный опыт говорит об обратном. Мое "соблюдение" началось с того, что мне объяснили, что главное шулхан арух. А что об этом думают окружающие вообще не важно… * Вчера прозвучала идея — у Pavel ‘Pasharome’ Vavilin что идея "индивидуального" внутреннего Бога впервые прозвучала у Павла. Не знаю. Персико тоже так говорит. Но лента заполнена призывами "верь и спасешься" * Еще вариант: возможно что начало воспитания это бог снаружи. Но что происходит, когда человек, воспитанный в концепции внутреннего бога (совести) делает "тшуву"? Не происходит ли при этом перехода от "строгой" святости к "легкой"?