Вчера учили "Тайна Бога боящимся его" рава Гинзбурга.
Тема, которую он поднимает: учение "вширь" и учение "вглубь" и соотношение между ними.
Рав говорит о том, что изучению "вглубь" должно предшествовать всегда изучение "вширь".
Ближайшая аналогия: мудрецы говорят, что следует сначала учить "гирса" (букв "зубрить") и только потом "свара" (понимать).
Рав говорит, что учение "вглубь" без предшествующего "вширь" - это "диним" ("обвинения")
*
Пересеклось с утренним обсуждением личной ответственности человека.
https://www.youtube.com/watch?v=gLJBmSh-Y6o
"Бог отвечающий сломленным сердцем".
Маарал приводит следующий мидраш:
Этот мидраш говорит, что со стороны логики вообще непонятно, как можно разрешить грешнику раскаяние.
То, что есть раскаяние и исправление - это не категория разума. И также не категория пророческой морали. И даже не категория Торы, как ни странно. Но это Божественный подарок, совершенно непонятный, совершенно нелогично.
Но "От Бога это, и это чудо в наших глазах"
У рава Гинзбурга есть такая идея:
есть понятие в хасидизме, "жилище в нижних мирах".
И рав как то сказал: что такое "жилище"?
И ответил: дом - это там где понимают мои шутки...
Шутки - это высшая ступень неформального общения.
Возможно что также в чтении святых книг есть формальное понимание. И есть неформальное понимание. И на этом уровне святые книги приобретают другое звучание.
Даже само понятие "страха перед небесами" (книга которую мы вчера учили - "Тайна Всевышнего боящимся его") зачастую отталкивает современного читателя.
https://www.youtube.com/watch?v=KFzWGtfI22g
Один раз рав Штейнзальц сказал:
Известно что из каждой мицвы, которую человек исполняет полностью - творится ангел.
Любовь и страх, с которыми он исполняет заповедь - создают крылья этому ангелу.
Эта духовная сущность заставляет человека двигаться дальше в святости.
Но что, если человек исполняет заповедь, но не полностью? Он при этом думает о чем то другом?
https://www.youtube.com/watch?v=N80NQPiKZ2Q
У рава Гинзбурга есть такая идея:
есть понятие в хасидизме, "жилище в нижних мирах".
И рав как то сказал: что такое "жилище"?
И ответил: дом - это там где понимают мои шутки...
Шутки - это высшая ступень неформального общения.
Возможно что также в чтении святых книг есть формальное понимание. И есть неформальное понимание? И на этом уровне книги приобретают другое звучание.
Дальше мы читаем книгу рава Гинзбурга "Тайна Всевышнего боящимся его"
Сегодня день рождения Александра Галича. Слушаю знакомые с юности песни.
С Галичем меня познакомил один мой сокурсник на 1 курсе института Связи. 1982 год. Затащил к себе домой, поставил катушечный магнитофон и сказал: "Слушай!"
И я слушал.
Потом от того же сокурсника я получил стихи Иосифа Бродского.
Тшува и иудаизм - это было примерно через год.
А вот сегодня я подумал: кроме того что Галич был "неправильный" еврей, "выкрест" и проч. (тоже тема для обдумывания). Судя по тому, что он тесно общался с о. Александром Менем - я могу предположить что он был - внутренне - глубоко верующим человеком.