В последние недели возникла тема сравнения рава Адина Штейнзальца и рава Ицхака Гинзбурга
Естественно, это все чисто субъективно, но вырисовывается картина "правых" людей (линия хесед, открытость миру) и "левых" людей, основное качество которых суд и внутреннее постижение.
Сегодня вечером читали 2 главу из "Сод аШем", где эта логика прослеживается еще сильнее.
Есть люди, чье сердце "беспокойно внутри них". То есть люди, постоянно полные негативными эмоциями, свого рода "черная дыра" которую никто и ничто не может заполнить. Удивительно, но только таким людям раскрываются тайны Торы. Только Всевышний способен наполнить эту пустоту, этот вакуум, существующих внутри таких людей.
Такое впечатление, что как правило праведники это люди такого типа. При условии что они удостаиваются найти учителя, который заполнит их "вакуум".
У меня впечатление, что это люди типа Каина. Недовольные собой. Злые. Полные недовольства. И - именно эта тьма способна превратиться в свет.
Проблема, что сегодня мы в основном ищем "иудаизм с человеческим лицом". И поэтому иудаизм Штейнзальца популярен. А иудаизм Гинзбурга - как это сказать... Только если он политкорректен...
Так или иначе я понял что это ощущение ненаполняемой пустоты - это не плохо (и не хорошо). Это не баг, это фичер. Если ты удостоишься - Он наполнит твою пустоту. И тогда ты сможешь наполнить светом множество других душ. При условии что ты не упадешь в отчаяние (тоже "фичер" Каина)