Теология дедуктивна
Теология дедуктивна. По определению…
Возможно, именно в этом состоит ее противоречие с современной наукой (лучше даже сказать, научным методом, или в общем, тому, как мы сегодня смотрим на мир. Наше познание сегодня почти исключительно индуктивно). Которая индуктивна. Тоже по определению.
Если верить Расселу, что новое знание всегда индуктивно, т.е., идет от реальности — то можно подумать, что известные слова Хазаль «все что откроет прилежный ученик в Торе» говорят об индукции. А продолжение цитаты «уже дано Моше на Синае» говорит о дедукции. Т.е., эта фраза означает соединение этих двух подходов: от того, что сказано в Торе, и от того, что человек видит в мире. Причем последнее предшествует первому.
===========
«Индукция обладает меньшей убедительностью, чем дедукция, и дает только вероятностное, а не достоверное знание; но, с другой стороны, оно дает новое знание, которого не дает дедукция. Все важные выводы вне логики и чистой математики индуктивны, а не дедуктивны; единственными исключениями являются юриспруденция и теология, каждая из которых выводит свои исходные принципы из не подлежащего сомнению текста, а именно из свода законов или из священных книг.»
Б.Расселл. История западной философии.
====
В определенном смысле «дедукцию» можно понимать как сведение множественности к единству. Если так — то индукция означает принципиальную несводимость к единству, к единому принципу и т.д.