Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сегодня болтал по фейсу с одним старым другом - лет наверное двадцать уже не встречались

Сегодня болтал по фейсу с одним старым другом — лет наверное двадцать уже не встречались. Что то в его тоне заставило задать бестактный вопрос — парень, а ты женат? Семья? Дети? Ответ не удивил: «ищу»… «Парню» уже хорошо за 40, между прочим. Из всего, что происходит на «русской» улице — мне почему то это кажется самым ужасным. Человек делает тшуву. Начинает соблюдать. Одевает тфилин. Кашрут. Шабат. Что с «пру у-рву»? — А, потом… Когда «потом»? — Когда нибудь. Бегилгуль зэ о бегилгул ахер. У меня нет точной статистики, но, кажется, количество одиноких мужиков среди «русских» баал тшув, кажется, зашкаливает за все возможные пропорции. Почему так происходит? Первая проблема — что когда человек не женится до 25 — потом уже трудно, почти невозможно сделать это без посторонней помощи. Вторая проблема — «русскими» шидухами никто не занимается, или почти никто не занимается. Третья проблема — «русские» привыкли думать, что о них кто то должен позаботиться Четвертая проблема — у большинства «русских» нет «асе леха рав», авторитета которого было бы достаточно, чтобы делать что-то, что трудно, сложно, неудобно, или просто не хочется делать. Пятая проблема — что со временем происходит «вытеснение» — отчаявшись создать семью, человек еще глубже погружается в религию, и никакие отчаянные крики — парень, время твое уходит, оглянись! — уже почти не действуют. Шестая проблема — «рынок» предложения гораздо Уже рынка спроса. Баал тшува, который хочет жениться на еврейке, а не на гийорет — как правило, ничего не находит. А если ему нужна еще девушка — то только чудо может помочь (знаю несколько историй, которые действительно нес галуй, но не у всех так получается). Седьмая проблема — «русские» слишком хорошо знают, что они хотят, и не готовы идти на компромиссы. Разведенная? Ма питом! Сефардка? — ма питом! *** Мы еще не упомянули, сколько семей развалилось из-за того, что один из супругов заболел «мешихизмом» *** Я этого никогда не скрывал, и не скрываю, что Берл Лазар был моим «асе леха рав» в течение лет 15 моей жизни, и я не делал шага, не спросив его. Иногда я думаю, что если в моей жизни что-то все же сложилось, если я не оказался вот таким вот бобылем на старости лет (у нас по Реховоту тоже ходят несколько таких «русских» — никого не готовых слушать, погруженных в «иудаизм» по самые уши) — это из-за того, что это было для меня «хок вело яавор» — то, что говорит тебе твой рав — надо делать! И когда рав Лазар сказал — ребята, поднимайтесь и уезжайте — мы поднялись и уехали — без лишних разговоров. Это не значит, что я со всем согласен. Это не значит, что все было правильно. Это даже не значит, что я перестану критиковать Лазара и компанию за то, что происходит в России. [Иногда мне кажется, что он сам больше всего страдает от того, что происходит там. Просто не находит в себе сил прекратить эту игру.] Но — это было мой рав, и когда я делал, что он мне говорил — я видел успех. Не во всем. Не всегда. Но в каких то главных вещах — да. Во всех этих вещах от «мекабель» зависит зачастую больше чем от «машпиа». Собственно, таков смысл выражения «сделай себе рава». Если ты его сделаешь себе равом — он будет твоим равом. Если нет — то нет. Зависит от тебя, не от него.