От составителя

Подбирая материалы для этого сборника, я хотел познакомить читателя с духовными колебаниями и поисками сынов еврейского народа - интеллектуалов и ученых, пытавшихся понять, каким должен быть образ жизни современных евреев. Вывод, к которому они пришли, — полностью соблюдать все заповеди Торы. В сборнике представлены, в основном, люди, соблюдавшие в молодости мицвот, ушедшие затем в так называемый атеистический мир, на том или ином этапе жизни убедившиеся в ошибочности этого пути и вернувшиеся к религии. Я старался, насколько это возможно, привести их собственные свидетельства того, как и когда произошел переворот в их душах: был ли то продолжительный процесс или внезапное прозрение, когда в один миг открылась им истина.

Все те, о ком говорится в этом сборнике, относятся к числу выдающихся людей - каждый в своей области - и в том числе те, кто занимал центральные места в общественной жизни еврейского народа. Эти люди не собирались основывать новые движения и устраивать революции в жизни нации. Возвращаясь к соблюдению заповедей Торы, они делали это сугубо индивидуально. Они не стали проповедниками-миссионерами своих идей. И поэтому этот сборник предназначен для всех тех, кто ищет свой, индивидуальный путь в жизни. Такому читателю хотели мы показать, что извечный путь еврейского народа заключается не в обращении к новым дорогам, уводящим от Торы и мицвот, но в продолжении древней традиции. Мы не ставили себе задачу на примере героев этого сборника указать, как именно следует возвращаться к иудаизму. Единственной нашей целью было побудить читателя к размышлению, помочь ему понять, что в сфере духа нет раз и навсегда установленных канонов, что никогда не поздно призадуматься над тем, правильно ли он живет.

В Израиле можно услышать разговоры о движении за возврат к религии. Мы же хотим рассказать об отдельных людях, чтобы дать читателю материал для размышления. Цель наша при этом — показать, что в вопросах веры и образа жизни главным оказывается личное решение человека, а не "мода", которая неизбежно приводит к поверхностности.

И еще. В нашу эпоху есть евреи, которые, выражаясь языком Талмуда (трактат Шабат, 68б), являются "детьми, которых взяли в плен язычники". То есть люди, которые не знают, что они евреи. А если и знают об этом, то не знают, что такое иудаизм, что значит жить, как подобает еврею. И виноваты в этом не только десятки лет коммунистического режима. Это началось раньше: эмансипация, обрушившаяся на еврейский народ, и движение "просвещения" - Гаскала[1], охватившее значительные части народа. Многие члены национального организма оторвались от иудаизма и еврейского образа жизни. Воинствующий атеизм, завоевавший позиции и в строящейся Эрец-Исраэль, превратил множество евреев в "детей, которых взяли в плен язычники".

И среди этих "похищенных детей" есть такие, чья иссохшая душа жаждет вернуться к Б-гу. В своих исканиях они вполне могут прийти к религиозности, но не к иудаизму. Ибо иудаизм — это Тора, изучение Торы и соблюдение шестисот тринадцати ее заповедей. Те из них, кто приходит к этому, истинному иудаизму, подобен блудному сыну, вернувшемуся домой. И этот путь домой отнюдь не легок, он полон препятствий и соблазнов, но главное - тот, кто встал на этот путь, должен много, очень много учиться.

К категории баалей тшува я считаю правильным относить людей, выросших в религиозной атмосфере, изучавших в молодости Тору, но затем порвавших с религией и снова вернувшихся к ней. Иными словами баалей тшува это те, кто знакомы с основами иудаизма, по каким-либо причинам решили отвернуться от веры отцов, но в конце концов поняли, что ошиблись, что пошли неверным путем, и вернулись в мир Торы и мицвот.

Позволю себе привести такой рассказ. Известному историку Цви Грецу, поклоннику Гаскалы, пришлось во время работы над своей капитальной "Историей еврейского народа" часто обращаться к еврейским религиозным книгам. Однажды он встретил исследователя Талмуда Айзика-Гирша Вайса и спросил его, где тот находит нужные ему материалы. Вайс ответил ему: "Я ищу и нахожу", и спросил в свой черед: "А Вы как находите?" "И я ищу и нахожу" - ответил Грец. На это Вайс сказал ему следующее: "Разница между нами заключается в том, что я ищу пропажу, а Вы - находку". Так и в нашем случае: для многих иудаизм - это своего рода находка.

Я могу предположить, что большинство читателей этого сборника не были знакомы с иудаизмом. Им предстоит познакомиться с ним, изучать его, искать его.

Надеюсь, что те, кто прочтут этот сборник о людях, отошедших от еврейской религии, но затем заново открывших ее, почерпнут немало для себя полезного. Надеюсь, что читателю станет ясно, что духовный путь мыслящего человека изобилует сомнениями и поисками. Читатель увидит, что войти в мир иудаизма можно всегда, в любой день, и что ворота открыты всегда.

Меир ХОВАВ



[1] Знак г введен для обозначения еврейской буквы ה , произносимой примерно как украинское г или английское h.

 

Запись опубликована в рубрике: .