Рав Эльхонон Буним Вассерман. ПЕРЕД ПРИХОДОМ МАШИАХА

Рав Эльхонон Буним Вассерман

Иерусалим

Rabbi Elchonon Bunim Wasserman

EPOCH OF THE MESSIAH

The publication of this book was made possible throw a grant by anonymous donor

Перевод Цви Вассермана

Консультант рав Бенцион Зильбер

Редактор Эмма Концевая

Художник Михаил Гонопольский

1995, русский перевод, Цви Вассерман

Вступление

Эпоха, которую мы сейчас переживаем, уникальна, и в особенности это касается жизни еврейского народа. Мы — свидетели неожиданных явлений. События врываются в нашу жизнь с быстротой молнии, оставляя нас пораженными и непонимающими. "И ты сойдешь с ума от того, что откроется твоим глазам" (Дварим 28:34). О чем это сказано? О ситуации, когда наш подход к событиям опирается на человеческий разум. Но как только мы углубимся в Тору, все станет ясным и очевидным. Все события еврейской истории — как уже происшедшие, так и те, которым еще предстоит произойти, — Письменная Тора и Тора Устная предвидели изначально. Каждое слово Торы есть реальность, настоящая реальность, подобной которой нет во всем мире. Тысячелетия тому назад нам было предсказано в пророчестве: "И рассеет тебя Ашем среди всех народов от края земли и до края земли" {Дварим 28:64), и это пророчество стало реальностью. Если до сих пор еще оставались на Земле какие-то отдаленные уголки, где не было еврейского населения, то ныне и туда добрались беженцы. Неизбежно должны полностью исполниться слова Писания — "среди всех народов". Если мы хотим постичь сущность происходящих с нами событий, следует обратиться к Писанию и изречениям мудрецов, описывающих период непосредственно перед приходом Машиаха, т.е. период перехода от Изгнания к Избавлению. И если мы сравним написанное с происходящим, то обнаружим в Торе, как в волшебном зеркале, все постигающие нас события и причины, их вызывающие. Все, сказанное в этих стихах, осуществилось, и все, что осуществилось, было предвидено пророками. Итак, начнем читать Тору!

Перед приходом Машиаха

1. В истории народа Израиля можно отметить несколько особенных периодов: танаев, амораев, савораев, гаонов, комментаторов и т. д. Последний период известен в святых книгах как "конец дней"; Гемара же называет его "поступью Машиаха" или "муками Машиаха". Понятие "конец дней" включает в себя время, непосредственно предшествующее Избавлению, и само Избавление. В то время как понятие "поступь Машиаха" или "муки Машиаха" относятся только к завершающим дням порабощения Израиля другими народами. Рамбам пишет об этом периоде, что "все слова пророков полны упоминаний об этом". И в самом деле, как в Пятикнижии, так и в книгах Пророков описано духовное и материальное положение Израиля в эти дни. В книге Даниэля (гл.12) говорится, что стеснение тех дней превзойдет все, что случилось с Израилем за всю его историю, т.е. превзойдет даже беды периода разрушения Храма. И то же самое сказано в книге Ирмеяу (гл.30). Наши благословенной памяти мудрецы, которые предвидели заранее грозную природу того периода, выразились по этому поводу так: "Пусть он придет, и я его не увижу" {Санхедрин 98 и конец трактата Сота) — пусть Машиах приходит, но да не будем мы свидетелями его появления. Ви-ленский Гаон пишет, что Избавление называется родами: "болеет и вот даже родила Цион" {Иешаяу 66:29). Еврейский народ родится тогда заново, и так же как боль — родильные муки — сообщает о начале родов, и она усиливается по мере приближения момента родов, так муки Машиаха предварят Избавление и будут усиливаться изо дня в день по мере приближения его прихода. Такое же положение было в Египте. В последний период египетского рабства фараон "утяжелил работу": "Соломы не дают, кирпичей, говорят нам: делайте" (Шмот 5:16). И сегодня есть страны, лишающие живущих в них евреев всех источников заработка и, вместе с тем, облагающие их непомерной ношей налогов.

Песнь Аазину (Внемлите)

2. Песнь Аазину — единственный раздел Торы, который начинается с Вступления {Дварим 31:19-21) и завершается Заклю-

чением {Дварим 32: 46). Это обстоятельство подчеркивает ее большую значимость. О чем говорит Песнь? Обо всем, что произойдет с Израилем до прихода Избавителя. Отдельные стихи, которые мы приведем здесь вместе с комментарием Раши, относятся к периоду непосредственно перед приходом Машиаха. "Ибо Ашем будет судить Свой народ и сжалится над Своими рабами" — после того как Израиль постигнут страдания, к которым присудит его Ашем, исполнится также и "сжалится над Своими рабами", т.е. придет Избавление. Когда? В час, когда Пресвятой увидит, что иссякли силы Израиля, и нет у него искупителя и спасителя, Он пошлет Своего праведного Машиаха. Об этом же говорит пророк: "Я смотрел, и не было помощника, умолк — и нет поддерживающего, и спасла Меня Моя десница..." {Иешаяу 63:5), "И он увидел, что нет никого..."(там же), т.е. даже нет никого, кто помолится за них. "И Я скажу: где Б-г, их твердыня, на которую они уповали?" — Ашем спросит: где идолы, на которых вы уповали, надеялись, что будут вам защитниками, идолы, "евшие тук их жертв" — которым вы приносили лучшие из жертв? Пусть встанут и помогут вам. Все эти стихи говорят о том, что в канун Избавления евреи будут блуждать среди чужих богов, уповая по своей недалекости то на одного, то на другого идола.

Каковы они — идолы, которым поклонялись? Прежде всего, мы должны постичь смысл понятия авода зара — идолослуже-ние. Каждое явление, представляющееся человеку независимым от воли Ашема и обладающее способностью одаривать или вредить, определяется как идолослужение. (Это помогает, а это вредит — Санхедрин 67а). Давайте вкратце обозрим распространенные в последнем столетии различные виды идолослужения. Берлинское Просвещение, а точнее Берлинское Оглупление (на иврите игра слов: и то, и другое слово произносится одинаково — аскала) — вот от кого ожидали Великого Спасения. Как только задул ветер либерализма, евреи тотчас стали в ряды его защитников. После заката либерализма евреи служили демократии, социализму, коммунизму и прочим "измам", в изобилии посыпавшимся на наше поколение. Этим идолам приносили жертвы, отдавали и средства, и жизни. Все они обманули ожидания, ни один из них не оправдал связанных с ним надежд. Более того, все эти "измы" умерли внезапной смертью, исчезли быстрее, чем появились. Чем это объяснить? У пророка Ехезкеля (гл.29) сказано, что Египет будет наказан "за то, что служил Израилю опорой", т.е. за то, что Израиль возлагал на него свои надежды. Если дело обстоит таким образом, возникает вопрос: чем согрешили египтяне? На это отвечают законы Торы: всякому идоло-служению приходит конец, и оно исчезает. "Над всеми египетскими богами произведу суд" (Шмот 12:12), "Идолы же полностью исчезнут". Надеясь на египтян, евреи сделали из них объект аводы зары.

Нашим глазам предстало удивительное зрелище: в одной стране (имеется в виду Германия — прим. ред.) 16 миллионов социалистов исчезли в одну ночь, почти не оставив о себе никакой памяти. А какая была авода зара! Евреи не удержались от того, чтобы служить ей с настоящим самопожертвованием. Уповали на коммунизм, несущий на своих крылах свободу и равенство. Ну так "правительство красных" наглядно доказало, каковы они — те свобода и равенство. Мы убедились в том, что все виды аводы зары, на которые мы возлагали надежды, разочаровали и осрамились. А Всевышний говорит: "Пусть встанут и помогут вам". "Узрите, что Я, Я — Ашем" — настал час, когда вы поймете, что кроме Меня нет спасителя. Но многие по-прежнему отказываются понять и все цепляются за подол агонизирующей демократии. Но и она не поможет, поскольку не обладает реальной силой.

3. Кроме общих для всех народов "измов", мы были "благословлены" и специфическим еврейским "измом": национализмом, претендующим на то, чтобы принести общине Израиля материальное и, в особенности, духовное Избавление. Его целью является обновление еврейского народа, который должен стряхнуть с себя "пыль минувших поколений" и провозгласить, что новому еврею " ни к чему упоминать Имя Всевышнего". Программа действий еврейского национализма чрезвычайно проста: удалить Владыку миров из Дома Израиля и из сердец сынов Израиля. А если вы спросите кто постоит за нас в час беды? — получите ответ: мы сами — "моя сила и крепость моей руки". Кто это "мы"? Это лидеры, "национальная" молодежь, богатыри, возглавляющие борьбу еврейского народа против власти Небес.

Они ли принесут нам Избавление? Пусть они лучше поймут, что не удастся им удалить Царя миров из нашей среды. Это не так уж сложно сделать: ведь Его силы больше их сил. А мы уподобляемся сейчас дуракам, получающим удары. Да не простым дуракам, а "наиглупейшим глупцам, которых учат, а они ничему не научаются". Учат нас и терзают нас, но наши уши плотно заткнуты и ничего не слышат. Сказано: "Придет к Циону избавитель, к возвратившимся от греха сынам Яакова" {Иешаяу 59:20) (грехом здесь является бунт, неповиновение), т.е. предварительное условие Избавления — тшува бунтарей, их возвращение на пути Торы. И пока наши лидеры не перестанут бунтовать против Небесного Царя, Избавление не наступит.

Дела отцов

4. Как объяснить слово "Тора"? Тора значит Учение. Каждое слово в ней учит, иначе его появление неоправданно. Возникает вопрос: чему учат столь детальные описания событий прошлых времен? Мидраш снабдил нас замечательным ключом к пониманию сообщений Торы: "Дела отцов — знак для сыновей". В повествованиях Торы — вся история еврейского народа от первых до последних дней. В разделе Ваишлах описывается встреча Яакова с Эсавом, в которой содержится намек на жизнь евреев среди других народов. В первой части раздела говорится о галу-те, изгнании (Рамбан, комментарий к Торе) — пророчество об изгнании Иеуды среди сыновей Эсава. Во второй части Тора рассказывает о возвращении нашего праотца Яакова в Эрец Исраэль из Падан Арама — земли его изгнания. По словам Ви-ленского Гаона в этой части раскрывается содержание периода перед приходом Машиаха. Сказано в этом разделе: "И поставил рабынь и их детей первыми". Отсюда видно, — говорит Вилен-ский Гаон, — что перед приходом Машиаха во главе нашего народа станут потомки эрев рав — того скопища народов Египта, которые присоединились к евреям во время Исхода.

И вот сегодня, когда мы видим руководителей еврейского народа, отвергающих основы иудаизма, нам ясно, сколь справедливы слова Виленского Гаона: эти люди — потомки эрев рав. "А Лею и ее сыновей последними" — намек на простых евреев, верных Торе и ее заповедям, тело Дома Израилева, которые будут в подчинении у эрев рав, как это происходит сейчас в Советской России и еще в одной стране (Эрец Исраэль — прим. ред.). "А Рахель и ее сыновей самыми последними" — это тал-мидей хахамим, мудрецы Торы, которые будут в самом униженном положении. И этому явлению мы свидетели: нет, пожалуй, ни одной страны, где остатки мудрецов еврейского народа не служили бы предметом посрамления и насмешек.

5. Еще сказано: "И боролся с ним человек" {Берешит 32:25). Яаков — опора Торы. "Человек" — это Самаэль. Отсюда следует, что перед приходом Машиаха нечистота будет бороться с учением Торы. "И поразил бедренный сустав Яакова" {Берешит 32:26). Бедро Яакова — это дети, учащие Тору в хедерах и талмуд-торах, в течение тысяч лет являвшиеся основанием нашего народа. И этому основанию перед приходом Машиаха также суждено сотрястись от внутренних и внешних вредителей. И это происходит в наши дни во всех странах рассеяния: большая часть детей растет настоящими гоями.

6. Понятие "бедро Яакова" означает еще и людей, поддерживающих Тору, тех, кто дают возможность талмидей-хахамим учить Тору в достатке и спокойствии. Со дня возникновения еврейского народа в нем неукоснительно соблюдалась эта заповедь — товарищество Иссахара и Зевулуна. Но когда мы услышим поступь Машиаха, и она перестанет исполняться. Повсюду, даже в богатых странах, где не жалеют денег на всевозможные проекты, Торе достаются гроши. Состоятельные люди, как правило, относятся к Торе равнодушно. Неудивительно поэтому, что молодежь практически лишена знаний Торы и неспособна даже постичь ценности ее изучения. Получается, что одно зависит от другого: резкое уменьшение числа детей, изучающих Тору, и сокращение числа людей, поддерживающих Тору материально. Каков же ответ Небес? За грех пренебрежения Торой меч и грабеж приходят в мир, как сказано: "И наведу на вас меч возмездия за завет"(Ваикра 26:25). А завет это не что иное, как Тора, ибо говорится: "Если бы не Мой завет днем и ночью, законы неба и земли Я бы не установил" (Шабат 33а). В одной только Вене разграбили еврейского имущества на 40 миллионов долларов. "Горе людям от посрамления Торы" (Авот 6:2).

Будем как народы

7. Ехезкель пророчествует (гл.20), что перед приходом Машиаха среди евреев провозгласят лозунг: "Будем как народы". Это пророчество начало осуществляться 150 лет тому назад адептами Берлинского Оглупления. Лозунг сей прикрыли высказыванием: "Будь евреем у себя дома, и человеком — на улице". Минуло совсем немного дней, и плод этого подхода созрел: их потомки отказались от веры своих предков и крестились. Лозунг "Будем как народы" разрушил самые основы Торы, которая, кроме всего прочего, предупреждала евреев тщательно соблюдать полное отделение от всех окружающих нас народов. "И Я отделю вас от народов, быть Моими" {Ваикра 20:26). Оглугшенцы, однако, стояли на своем. По этому поводу Б-г сказал: "То, что вы говорите будем как народы, быть тому не бывать, но а) крепкой рукою б) и простертой десницей в) и изливающейся яростью воцарюсь Я над вами". Ашем, да будет Его Имя благословенно, начнет с "крепкой руки". Если народ будет упорствовать, в дело вступит Его "простертая десница". Если же народ продолжит идти наперекор, его постигнет "изливающийся гнев". Невозможно определить, на какой из этих трех стадий мы находимся сегодня — будущее покажет. Но совершенно ясно, что пророчество "быть тому не бывать" осуществляется полностью. Гои изгоняют нас из своей среды. Поговорка утверждает, что "трудно быть евреем". Но времена меняются, и сегодня всемеро тяжелее еврею стать гоем. Передают от имени гаона автора Бейт Алеви: написано "разделяющий между светом и тьмой, Израилем и народами". Между светом и тьмой есть известное постоянное расстояние: бейн аше-машот — сумерки. Никто не в силах прибавить к этому расстоянию или убавить от него. Точно также определенное и неизменное расстояние отделяет Израиль от других народов. Если евреи преступают границу и приближаются к гоям больше установленной меры, гои выталкивают их обратно, восстанавливая исходное состояние. Из вышеприведенных слов гаона Бейт Алеви еле-

дует, что сила этого выталкивания прямо пропорциональна мере сближения. И мы видим, что в тех странах, где ассимиляция почти достигает своего предела, евреи испытывают наибольшее отталкивание. В пору усиления египетского рабства сыны Израиля стремились сблизиться с египтянами, полагая, что таким образом им удастся облегчить свою участь. Что сделал Ашем? "Перевернул их сердца, чтобы ненавидеть Его народ" {Теилим 105:25). Ненависть египтян только возросла от стремления евреев сблизиться с ними. И только когда евреи распознали свою ошибку, пришло Избавление. То же правило относится и к нам: "Если вы отделяетесь от народов, тогда вы Мои. А если нет, тогда вы принадлежите Нэвухаднэцару и его сообщникам" (Раши на Ваикра 20:26).

Пастыри

8. Ехезкель в 34-й главе изображает поколение периода прихода Машиаха и его вождей. Он подразделяет это поколение на пять категорий, различающихся в духовном плане: 1) изможденные, 2) больные, 3) разбитые, 4) отверженные, 5) потерянные. Три последние категории обозначают три вида отступников. "Разбитые" — это люди, отделившиеся от общины Израиля тем, что сбросили с себя иго одной или нескольких заповедей Торы. О таких Виленский Гаон сказал, что у них в душе не хватает какого-то органа. "Отверженные" и "потерянные" отрицают всю Тору. Разница между ними в том, что "отверженные" — это отступники, которые все еще соединены с общиной Израиля, в то время как "потерянные" настолько затерялись среди других народов, что исчезла даже самая память об их еврейском происхождении.

Пастухи, пропитание которых зависит от вверенных им стад, обязаны заботиться о них. Те, кто пренебрегают своими обязанностями, пасут не стада, а самих себя. Стада же блуждают между гор и холмов, становясь легкой добычей хищников. "Нет взыскующего и нет ищущего". Поэтому говорит Пресвятой: Я отстраню пастухов и буду Сам пасти Свое стадо. Что же Я сделаю со стадом, Мною пасомым? 1) потерянных разыщу, 2) отверженных верну, 3) разбитых излечу. Стоит приглядеться к порядку, в котором будет развиваться этот процесс. Прежде всего, Я разыщу потерянных, предки которых изменили своей вере 120-130 лет назад. Поднимут старые записи, чтобы установить их неарийское происхождение. Дадут им по голове и скажут яснее ясного: знайте, что вы — евреи, и против своей воли останетесь евреями. Даже в том государстве, где на тысячу неевреев приходится только один еврей, будут искать евреев, искать и находить. Сегодня мы дожили до такой ситуации. Процесс в этой своей стадии еще не завершен; с огромной скоростью он захватывает все новые и новые страны. После того как эта стадия завершится, и все потерянные будут выявлены, начнется вторая стадия — "отверженных верну". Только "отверженных", в число которых будут включены и найденные "потерянные". И, наконец, осуществится "разбитых излечу" и т. д.

9. В приведенном выше пророчестве следует обратить внимание на выражение "будет блудить мое стадо". Оно доказывает, что, за исключением руководителей, Ашем будет считать все поколение заблудшим, "ибо весь народ грешит неосознанно". Если бы не лидеры, укрепляющие железную завесу между Израилем и его Небесным Отцом, не исключено, что можно было бы вернуть поколение к Торе. Учителя, наставники, писатели, партийные лидеры — именно они препятствуют проявлению света Торы, который мог бы разогнать царящую в сердцах тьму. У них есть своя "Тора", свои "мудрецы", свои "гиганты". С помощью своих новых учений и новых заповедей они творят настоящую тьму в мозгах и сердцах людей. Стоит также отметить, что когда людям представляется необычная возможность услышать слова Торы, они впивают их с превеликой жадностью. Однако "пастыри" снабжают свою паству камнями вместо жемчужин и вместо мировоззрения Торы преподносят своим читателям и слушателям идеологию безверия. Развлекательство, гаерство и добрая порция сквернословия считаются первосортным материалом для чтения и слушания. Таковы лидеры нашего поколения, которых издалека провидел пророк.

10. Пророчество выделяет также различные "стада" внутри паствы. "Жирные и здоровые" — это многие из богачей нашего поколения, растрачивающих свои деньги во всех неподобающих местах и проявляющих невероятную скаредность как раз в тех случаях, когда Тора повелевает не скупиться. Богачей окружают стражи, преграждающие путь всем нуждающимся. Пророк говорит: "Оставшееся на пастбище топчете своими ногами, отстоявшейся воды напьетесь, а остальное замутите своими ногами? А Мое стадо истоптанное вами будет есть и взбаламученное вами пить?" {Ехезкель 34:18). Тот, кто поразмыслит над отношением богачей нашего времени к изучающим Тору, к беднейшим из бедных сегодня, поймет истинный смысл этих слов. Что же станет с богатыми? Они разделят судьбу вождей. Исполнится пророчество: "И оставлю в твоей среде бедный, нищий народ" {Цефаня 3:12).

11. В последнее время мы являемся свидетелями странного зрелища. Во многих еврейских общинах можно встретить евреев, собравшихся из самых разных мест. Раньше было иначе, не было такого, чтобы в каком-то городе существовала большая община евреев из дальних краев. Что же изменилось? Относительно наших дней существует особое пророчество: "И буду трясти Дом Израиля среди народов, как трясут сито" {Амос 9:9). Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, часто говорил: "Зерна падают на сито, одно — далеко, другое — близко. Но ни одно из них не остается на своем первоначальном месте. Такова будет и судьба евреев перед приходом Машиаха". И еще он добавлял от имени Раавида (в конце трактата Эдуйот): "Перед приходом Избавителя еврейская семья рассеется на все стороны. Родители окажутся в одной стране, а каждый из детей — в другой, пока не придет Элияу и не "повернет сердца отцов к сыновьям и сердца сыновей к отцам"(Малахи 3:24).

12. Еще одно характерное явление. Человечество буквально одержимо конвульсиями злобы — будто мы живем в густом лесу в окружении диких, хищных зверей. Государство враждует с государством; внутри одной страны враждуют народы; в одном на- -роде партия враждует с партией. Все против всех, каждый готов разорвать своего ближнего. И это явление нашей эпохи предвидели пророки: "И напущу я каждого человека на своего ближнего" {Зехария 8:10).

13. "Когда придет сын Давида, лицо поколения будет подобно собачьей морде" (Сота 49б и Санхедрин 97а). В природе собаки бежать впереди хозяина; на первый взгляд кажется, что собака бежит, куда вздумается, а хозяин тащится за нею, повинуясь ее воле. Но все это только на первый взгляд; мы-то знаем, что дело обстоит как раз наоборот: хозяин идет, куда хочет, а собака бежит перед ним, прислушиваясь к его приказаниям. Как только хозяин меняет направление, собака поворачивает и снова мчится впереди, но уже в другую сторону. В прежние нормальные годы, когда евреи внимали указаниям Торы, лидеры Торы определяли дорогу, устанавливали направление движения, а поколение шагало вслед за ними. Перед приходом Машиаха власть Торы будет повержена, поколение само изберет путь, по которому пойдет, куда глаза глядят, а вожди еврейства побегут по этому пути перед толпой, как собака перед хозяином. (От имени гаона раби Исраэля Салантера.) В наше время есть раввины, которые влекутся за общественным мнением и, пытаясь доказать, до какой степени они демократичны, катятся с вершины в бездну. Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, (от имени гаона раби Ицхака, сына раби Хаима из Воложина) на другой лад объяснял выражение "лицо поколения как лицо собаки". Собачья природа такова, что если собаку отогнать камнем, она тотчас бросается на камень и кусает его. Когда на нас восстает очередной Аман, нам следует знать, что этот Аман — не что иное как палка, брошенная в нас с неба: "Ведь Ашур — жезл моего гнева" (Иешаяу 10:5). Нет никакого смысла воевать с палкой, ведь на небесах нет недостатка в палках. "У Вездесущего много посланцев", поэтому следует принять меры, предотвращающие бросание в нас таких "палок". Перед приходом Машиаха покинет нас разум, и, как взбесившаяся собака, мы будем бросаться на "палки". Наши новые вожди объявят войну могущественным странам. Какова наша сила, и откуда берется наша мощь? Газетными статьями мы стреляем по врагу, и какого достигаем результата? Только разжигаем гнев и взращиваем змеиную ненависть к нам. Вожди видят только палку и отказываются признать Того, Кто эту палку держит. "А народ не вернулся к Тому, Кто причиняет ему удары" {Иешаяу 9:12).

14. "Перед приходом Машиаха возрастет людская наглость". Эту фразу можно истолковать иначе: "наглость возвеличится". В прежние времена от лидеров поколения требовали, чтобы они были одарены знаниями Торы, Б-гобоязненностью и мудростью. Перед приходом Машиаха титулом "Великий" будет увенчан тот, кто обладает гипертрофированной наглостью. Мало того, более наглые будут являться и более авторитетными. Мы видим, что необходимым условием политического успеха является развитая наглость и беспардонность.

15. "И никто не упрекает". С древнейших времен были в Израиле "обличители", которые странствовали из города в город и упрекали народ. И рав города также время от времени произносил слова порицания. Сто лет назад в народе славился Дубнен-ский Магид (проповедник), и сам Виленский Гаон посылал за ним, чтобы тот сказал ему — Гаону — свое нелицеприятное слово. Совсем недавно жил среди нас Магид из Кельма, многих евреев возвративший к Торе своими зажигательными речами. Из алахических ответов Ришоним (Рашба, Риваш) нам известно, что в их время в каждом городе существовал совет "выявителей прегрешений", назначением которого было порицать согрешивших. Ныне обличители перевелись. Говорят-то вокруг много, но никто не упрекает. У нынешних ораторов не в обычае произносить слова Торы. Да и кто же сегодня ораторствует? Партийные агитаторы, навевающие толпе сладкие грезы об избавлении Израиля, которое принесет ему национальная партия, или о спасении всего мира, которое зависит от партии интернациональной. Мы могли уже убедиться, что это — пустые иллюзии. Все эти виды идолослужения доказали свою бесперспективность, лишились своих корней и пресеклись, но их пророки не унимаются. В свое время разведчики, которых Моше послал осмотреть землю, желая солгать, начали с толики правды, "ибо чистая ложь не устоит" (Раши). Лжепророки нашего поколения вообще не заботятся о том, чтобы ложь выглядела основательно, ибо как только одна ложь развенчивается, тут же из котомки вынимаются другие небылицы, и толпа, несведущая в Торе, принимает все за чистую монету. "У лжи нет ног", поэтому она нуждается в подпорках и в поддержке. Что сегодня укрепляет позиции лжепророков? Забвение Торы, невежество. Хофец Хаим говорил: "Тора освещает глаза. Но без Торы глаза-то видят, да не понимают, что видят". Так во тьме и мраке животные спотыкаются о свои же норы. "В ней (в ночи) будет рыскать всякий лесной зверь", "Если нет по-

нимания, откуда возьмется различение", "Ибо многих оно (невежество) сразило, могучие им убиты. Это сказано об ученике, который не достиг необходимого уровня, но, тем не менее, дает указания" (Авода зара 19б). В последнем примере речь идет о кашерном и трефном. Тем более он справедлив в отношении вопросов, касающихся всего Израиля. Кто они — вершители судеб нашего поколения? Пустышки и выскочки, лишенные знания Торы, низкие людишки, готовые за чечевичную похлебку отказаться от еврейства. И они — вожди нашего поколения! Так исполнилось пророчество "И править будут им шуты" {Иешаяу 3:4).

16. "Приходит обвинение на талмидей хахамим" {Кетубот 112б). Отступники прошлых поколений заявляли: какое нам дело до мнения рабаним, которые изучают Тору для себя? (Саихед-рин 99б). В сущности они признавали выгоду и духовное благо, связанные со знанием Торы. Отступники же нашего поколения утверждают, что те, кто учат Тору, навлекают бедствия на самих себя и на весь народ. Эту фразу можно понять еще и так: дух обвинительства проникнет в среду самих талмидей хахамим, и они будут обвинять один другого.

17. "От меча погибнут все грешники моего народа" {Амос 9:10). Хофец Хаим от имени Зоара сказал об этом стихе, что наказание мечом заменилось наказанием бедностью. Перед Избавлением умножится число нищих в Израиле. "Бедный, нищий народ я спасу" (Амос). Хофец Хаим к этому добавлял: те, кто пока обладают состоянием, пусть не полагаются на обманчивые иллюзии, что деньги надолго останутся в их руках: опустеют еврейские карманы. Если бы в их головах имелась хоть капля мозгов, они бы знали как правильно распорядиться деньгами. Прошло двадцать лет с тех пор, как Хофец Хаим произнес эти слова, и они сбылись во всей полноте относительно большой части еврейского народа. Гемара пророчествовала об этом так: "Бен Давид не придет, пока последний грош не исчезнет из карманов" (Санхедрин 97а).

18. Еще сказал Хофец Хаим: "Сегодня в мире за короткий период происходят такие изменения, на которые прежде уходили сотни лет". Мы видим, что колесо времени вращается с удиви-

тельной скоростью. "Что сделал нам Ашем?" Почему все так изменилось? На эти вопросы ответил Хофец Хаим: "От дней Творения и доныне на небесах накопились кучи неоплаченных счетов. Перед приходом Машиаха следует все эти счета оплатить, потому что Избавление устранит ецер ара (наклонность ко злу), что приведет к ликвидации всего современного миропорядка, построенного на войне человека с ецер ара. Поэтому на каждую душу возложена обязанность оплатить все, что она осталась должна небесам. А поскольку дни Машиаха очень близки, необходимо ускорить этот процесс". С тех пор как Хофец Хаим высказал это мнение, темп событий в мире еще более возрос. Кажется, будто колесо времени ускоряется приказом: "Торопись!". Каждый разумный человек поймет, что мы живем в особую эпоху, которой в самом скором будущем предстоит изменить весь миропорядок, и поэтому с каждым днем темп событий ускоряется.

19. "И учи им своих сыновей"(Дварим 6:7). Обучение маленьких детей Торе в течение тысячелетий являлось тем основанием, на котором покоилось все здание иудаизма. Заветной мечтой всех родителей было воспитать своих детей полными Торы и страха Б-жьего. А что будет с пропитанием? Знали, что "Тот, Кто дает жизнь, дает и на жизнь". В последнее время вместе с потерей веры уменьшилось и упование на Ашема. Родители обеспокоены материальным аспектом будущего детей: только успехи в светском образовании гарантируют удачу на долгие годы. Более того, от этого зависит и спасение Израиля: чем совершеннее мы освоим светские науки, тем больший вес приобретем в глазах народов. Насколько "справедливо" это предположение, доказали наши дни. Доказали в аспекте материальном. В духовном же плане на этом пути мы вырастили законченных гоев, гоев национальных и интернациональных. Какой ответ дали небеса на эту духовную чуму? "Твое же зло тебя и поразит" (Ир-меяу 2:19). Образованщина, "просвещенцы" — это они бесчинствуют в нашей среде во многих странах. Еврейских интеллигентов железной перчаткой бьют их же "товарищи" по университетам. Когда-то еврейские дети жертвовали всем, чтобы учить Тору. Сегодня мы готовы пожертвовать всем, ради "великого почета" сидеть на одной скамье со всякой нечистью и мерзостью.

20. "Не радуйся, Израиль, не веселись, как народы" (Ошеа 9:1). Еврею не следует по-гойски наслаждаться жизнью. У представителей других народов после работы есть свободные часы, которые они прожигают в развлечениях и играх. Для еврея не существует понятия "свободное время". После того, как он закончил рабочий день, он обязан учить Тору. Тот, кто не способен учиться сам, должен найти себе учителя. Еврей также обязан посвятить определенное время исполнению заповедей и добрых дел, помогая по мере возможности окружающим его людям. "Будьте святы" — вот какой образ жизни должен вести еврей! Еврей должен быть свят, еврейский дом должен быть свят, каждое еврейское сердце должно быть свято. "Я отделил вас от народов, чтобы вы были Моими" (Ваикра 20:26): если вы отделены от других народов, то вы Мои. В последнее время евреи стали пренебрегать изучением Торы, и, естественно, у них появилось свободное время. Как же они его используют? Толпы евреев заполняют театры и увеселительные заведения, оттуда возвращаются домой, впитав дух нечистоты; так оскверняется еврейский дом. Небеса не замедлили с ответом: как прокаженных, гонят евреев из увеселительных мест: "Евреи, прочь отсюда, здесь вам не место". И верно, место еврея в бейт-мидраше (доме учения). Там он учит Тору, там изливает свое сердце над псалмами. Предупреждали нас об этом, сказав: "Если вы не отделены от других народов, вы принадлежите Нэвухаднэцару и его компании" (Раши на Ваикра 20:26).

21. В наше время евреи избрали для себя два главных вида идолослужения, которым они приносят свои жертвы. Речь идет о социализме и национализме. Суть нового национализма можно сжато определить следующим образом: "Будем как все народы". От еврея не требуется ничего, кроме национального чувства. Тот, кто жертвует на Керен Каемет и поет Атикву, освобождается от всех заповедей Торы. Ясно, что Тора считает подобную концепцию идолопоклонством. Эти два вида идолослужения отравили головы и сердца еврейской молодежи. Оба они имеют свои генеральные штабы лжепророков в виде литераторов и ораторов, делающих свое дело на совесть. И произошло чудо: на Небесах эти два идолослужения объединили в одно — национал-

социализм, сделали из него жезл страшного гнева, поражающий евреев во всех уголках земли. Мерзости, которым мы поклонялись, сейчас разят нас. "Твое же зло и поразит тебя".

22. Пророки предсказывали, что в будущем Израиль постигнет большая беда, равной которой он не знал за всю свою историю. Виленский Гаон пишет: "Страдания галута уподоблены в Писании тяготам беременности, муки периода Машиаха — боли родов". Так же как боль родов не идет ни в какое сравнение с тяготами беременности, так нельзя сравнить страдания галута с муками прихода Машиаха. Беды галута имеют определенный, известный порядок. Намек на него содержится в разделе о галуте (начало раздела Ваишлах). В нем говорится: "а оставшийся лагерь предназначен для спасения" (Берешит 32:8). Когда евреев преследуют и мучают в одной стране, всегда находится другая страна, служащая им убежищем. Во время изгнания из Испании перед евреями открыли свои двери Турция, Польша, затем Голландия. Перед приходом Машиаха будет иначе: евреев станут преследовать всюду, прогонят изо всех мест, и никуда не впустят.

23. "И положите расстояние между стадами" (Берешит 32:16). В эпоху галута преследования евреев всегда чередовались с передышками. Перед приходом Машиаха беды будут сменять одна другую, "накатываясь, подобно водам реки". Более того, с каждым днем положение будет ухудшаться: "Утром ты скажешь: что принесет вечер?" И Раши уточняет: грядущий вечер. Есть еще одно очень важное отличие нашей эпохи от прежних времен. В прошлом евреи не ощущали себя оставленными, покинутыми. Они знали, что у них есть Небесный Отец, страж Израиля, который обещал им: "Но даже когда они будут в земле своих врагов, не возгнушаюсь ими и не отвращусь от них настолько, чтобы погубить" (Ваикра 26:44). Знали очень хорошо, что терпят страдания за свою веру в Ашема и что их жизнь обладает таким значением, "что никакое творение не может удостоиться разделить их судьбу". Это сознание облегчало страдания. В наши дни забвение Торы стало причиной ослабления веры среди большой части еврейского народа, что сделало евреев несчастнейшими из людей, не понимающими смысла своих мук. Им не к кому обратиться в час беды; кто измерит их отчаяние и разочарование; безысходность гонит вверх кривую самоубийств.

Совет Торы

24. Что же делать человеку в столь тяжелый час? Неужто ничего нельзя ему посоветовать? Тора дарит нам свой совет. "Спросили ученики у раби Элиэзера: что должен сделать человек, чтобы избежать страданий, сопутствующих приходу Машиаха? Ответил им раби: Пускай занимается Торой и благотворительностью". Хофец Хаим пояснял: сказано "Пускай занимается", т.е. пусть посвятит себя Торе с такой же полной самоотдачей, с какой люди посвящают себя бизнесу, и тогда спасется.

25. "Что мы сделаем с нашей сестрой в день, когда будет говориться о ней" (Шир аширим 8:8). Евреев в галуте уподобляли овце, находящейся среди семидесяти волков. В таком положении лучшее, что может сделать овца, — постараться, чтобы волки забыли о ее существовании. Нет для евреев большего блага, чем периоды, когда народы мира заняты своими собственными делами и не обращают на них особого внимания. Тогда же, когда гои беспрестанно о нас говорят, возрастает поджидающая нас опасность. Спросили ангелы: "Что мы сделаем нашей сестре — Общине Израиля — в день, когда о ней будут говорить?" На этот вопрос ответил Сам Всевышний: "Если она подобна крепостной стене, построим над нею серебряный дворец" (там же 8:9). Если они крепки в вере, как крепостная стена, и не поколеблются никаким ветром, будет построен над ней серебряный дворец. Как серебро входит в огонь и выходит оттуда совершенным, так и Израиль отправляется в Изгнание и выходит оттуда совершенным. "Куст горит в огне, и куст не сгорает" (Шмот 3:2). "А если она подобен двери (как дверь, вращающаяся на своей оси), сделаем из нее кедровую доску" (Шир аширим 8:9). Если евреи будут болтаться во все стороны, как дверь на ветру, если будут захвачены любым случайным потоком и поддадутся воздействию каждого ветерка, то станут деревяшкой, которую гонят по влажным, гнилым местам. Здесь нам дан совет, как поступать в тяжелые дни. Этот совет вечен: быть как стена в нашей вере и не сдаваться под напором окружения. Как это сделать в нашем особом положении? И на этот вопрос есть ответ: "Я — стена" это Тора, только Тора в состоянии закалить нас, чтобы мы стали крепче стали. Тысячелетия еврейской истории — верное свидетельство того, что только Тора хранила нас в нашем пути через огонь и воду. "Когда пойдешь через воду, Я буду с тобой... когда пойдешь сквозь огонь, не обожжешься, и пламя не спалит тебя" (Иешаяу43:2).

26. Та же мысль иными словами выражена в другом месте Шир аширим. "Скажи мне, тот, кого любит моя душа: где ты пасешь? Где ты располагаешь в полдень свое стадо?" {Шир аширим 1:7). Полдень — самое тяжелое для скота время дня. Жарко, нестерпимо жарко. Община Израиля спрашивает своего пастыря — Ашема, — где Ты будешь пасти Свое стадо, когда настанут самые тяжелые часы Изгнания? Стадо будет бесцельно слоняться, не разбирая дороги. Пастырь дает такой ответ: "Если ты не знаешь, куда идти, прекраснейшая из женщин, ступай по следам стада" (там же 1:8). Если вы увидите перед собой множество дорог и не будете знать, какую из них избрать, вот вам ориентир: ступайте по следам стада. Ищите на дорогах следы ваших отцов, и там, где вы их найдете, идите той дорогой. Новыми дорогами, по которым не ступала нога отцов, не ходите. На всех дорогах путников поджидает опасность, а на новых, неизведанных, опасность возрастает. Какой же дорогой шли наши отцы? Дорогой Торы! Вот точное направление, вот способ и средства для нашей самообороны.

Стратегия, которой наши отцы придерживались в галуте

27. Святой муж Хофец Хаим, благословенна память о праведнике, часто говорил: в жизни человека бывают моменты, когда он должен принять решение по некоему вопросу, а он не знает, как поступить. Бывает и так, что проблема жизненно важна для него, и он приходит в отчаяние от того, что не видит выхода. И вот в такой момент кто-то шепчет ему в ухо: ведь ты можешь спросить совета у Самого Ашема! Может ли такое быть! — изумляется человек. Но в действительности, — говорил Хофец Хаим, — такая возможность предоставлена каждому человеку. Есть у нас Тора, содержащая ответы на все вопросы. Нет ничего, на что нет намека в Торе. Решение, которое мы находим в Торе, и есть совет Ашема. Следует знать, что, помимо повелений и запретов, в Торе записаны также советы, причем советы проверенные. И так же как вечна сама Тора, так вечны и ее советы. Например, человек всегда должен делить свои деньги на три части: треть пусть хранится в земле, треть да будет вложена в дело и треть находится в его распоряжении в виде наличных денег. Ибо, если его дело прогорит, он сможет начать новое дело. Это проверенный совет. Тот, кто ему не следует, не нарушает никакой заповеди, однако отказывается от хорошего совета. И еще Хофец Хаим часто повторял: нужны ясные глаза, чтобы видеть написанное в Торе и где оно записано. Ибо в Торе написано все. И если в ней содержатся советы отдельным людям, то тем более есть в ней четкие пометки относительно жизни народа Израиля. И среди прочего Тора разъясняет, каким должно быть в галуте отношение евреев с другими народами. Если в этом вопросе не следуют совету Тору, подвергают весь Израиль серьезной опасности. До последних поколений евреи вели галутную политику в соответствии с советом Торы. Мудрецы Мишны, прежде чем отправиться в Рим ходатайствовать об отмене антиеврейских постановлений, учили раздел Торы об отношениях между Яаковом и Эсавом, что помогало им вырабатывать стратегию действий (Рамбан на Берешит 33:15). Наше поколение умалило честь Торы. К Торе обращаются лишь с вопросами относительно произнесения Кадиша. Вопросы же стратегические, касающиеся всего Израиля, изъяли из ведения Торы и передали профессиональным политикам и писателям, ставшим лидерами поколения. Из какого же источника они черпают свои политические концепции? Естественно, из своей "Торы": "Будем как все народы". А Торой Ашема пренебрегают. По их мнению, так же как следует уподобляться гоям во всех сферах жизни, следует уподобиться им и в политике. Они не знают, а точнее, не желают признать истину, что если бы евреи всегда придерживались этой концепции "будем как все народы", то они, подобно многим могучим и многочисленным народам, исчезнувшим с лица земли, не оставили бы о себе никакого воспоминания.

Всякому мыслящему человеку ясно, что еврейская история движется по совершенно особому, уникальному пути, подобного которому нельзя найти ни у одного народа. Те, кто в еврейской политике пользуются общепринятыми концепциями, меряют фальшивыми мерками и взвешивают на неверных весах. Материю отпускают метрами, а молоко литрами. Наоборот поступают только сумасшедшие. Таковы наши новоявленные политики, измеряющие все подряд неподходящими мерками. Концепции, пригодные для народов, живущих на своей земле, совершенно не приемлемы для евреев. Разумная политика требует учета реалий. И насколько уникально наше положение среди народов, настолько должны быть уникальны наши политические концепции. Эти концепции записаны в Торе, которая все предвидела с самого начала и сообщила нам с самого начала. Тысячелетия доказали, до какой степени верны все идеи Торы. Каковы же они? "Тремя клятвами заклял Ашем Израиля: не бунтуйте против народов"...(Кетубот 111а) Евреи не должны быть революционерами. "Бойся Б-га, сын мой, и царя и с изменниками не общайся" (Мишлей 24:21). Предупредили нас: если будете соблюдать эти клятвы, — благо для вас, а если нет, — никто не взыщет вашу кровь, подобно крови оленя или дикого барана. "Я заклял вас оленями и полевыми ланями" (Шир аширим 2:7).

28. "Если ты видишь злодея, которому улыбается удача, не завидуй ему" (Брахот 7б), "Пойдем, Мой народ, войдем в Мои покои" (Иешаяу 26:20). В момент, когда ты видишь торжество нахальства, не стой перед ним, освободи для него место. Посмотри на Меня, ведь это Я предоставил ему возможность, как сказано: "Отвел назад Свою десницу" (Мидраш). Сказал раби Хия: если вы видите, что Эсав хочет спровоцировать вас, не восставайте против него, но спрячьтесь от него, пока не минует апогей его силы. Сказал раби Иеуда бар Шломо: обратился к Ашему Израиль: Владыка мира! Отец благословил его, что он будет жить мечом, и Ты согласился с ним. И Ты говоришь нам "прячьтесь". Куда же нам деваться? Ответил им Всевышний: если вы увидите, что он приближается к вам для зла, спасайтесь в Торе, как сказано: двиньтесь и повернитесь к северу. А "север"— не что иное, как Тора, ибо сказано: "С севера спасение праведным" (Дварим раба 1:19). Все эти высказывания говорят об одном: нельзя евреям вступать в открытый бой с их преследователями. Это правило соответствует положению евреев в галуте. Один мудрец сказал: хорошо воевать с неприятелем, если я сильнее его, а он порядочней меня. Но если он сильнее меня, а я порядочней его, разумней воздержаться от битвы. Различные Аманы, восстающие на нас, превосходят нас силой и много не добирают в честности. Выходит, нет никакого смысла тягаться с ними в открытом бою. Тора и молитва — вот оружие евреев. "Мы возопили к Ашему, Б-гу наших отцов, и Он услышал наш вопль" (Дварим 26:7). Нет у нас иной силы, кроме той, что в устах. И помогает нам вопль, направленный к небу. Но давайте не будем взывать к "цивилизованному миру" или к "содружеству наций".

29. "Для чего вам выказывать себя перед вашими братьями сынами Эсава и сынами Ишмаэля". В этих словах ясное предупреждение — не давать народам мира повода смотреть на нас и общаться с нами. Чем меньше народы будут обращать на нас внимание и заговаривать с нами, тем лучше будет для нас. Но в тот час, когда нам запрещают соблюдать заповеди Торы, мы должны быть тверды как гранит и не уступать даже в малом. Когда Нэвухаднэцар повелел поклониться идолу, Ханания, Мишаэль и Азария отказались подчиниться приказу и сказали ему: "Царь Нэвухаднэцар! Если сказано "царь", то зачем "Нэвухаднэцар"? Если "Нэвухаднэцар", зачем "царь"? Это значит, что сказали ему следующее: "Для налогов и царской службы ты — царь, и мы тебе подчиняемся. Но если ты хочешь заставить нас отказаться от нашей Торы, ты не царь, а просто Нэвухаднэцар и ничем не отличаешься от любой собаки" (Раши на Даниэль 3:16).

30. Вот вкратце указания Торы об отношениях с другими народами, и в соответствии с этими указаниями евреи вели себя во все века вплоть до последнего времени, когда появились в нашей среде "лидеры", отказывающиеся считаться с Торой и ее советами. Эти "лидеры" ведут еврейскую политику в направлении, противоположном истинному. С кем мы воюем сейчас? С самыми мощными в мире государствами. Стоит ли нам проклинать их, собирать конгрессы и стрелять по ним газетными статьями, думая этим посеять страх в их сердцах? Еврейские газеты пыжатся доказать, что ненавистники Израиля — люди некультурные и не-

демократичные. Читают мораль казаку: "Стыдись, господин казак!" На врагов Израиля вовсе не действуют подобные нотации, и они не собираются раскаиваться, тем не менее наши газеты не прекращают своей "ценной" деятельности и продолжают обращаться к дереву и камню. И действительно, нам есть что сказать, но только самим себе. Следует говорить о различных "из-мах", которых развелось видимо-невидимо, однако именно об этом не догадываются наши писатели. "Твои пророки (ораторы и писатели) пророчествовали тебе пустое и вздорное и не раскрывали твоих грехов, способных привести к раскаянию; вещали тебе о лживых идеалах и иллюзиях" {Эйха 2:14). Известно, что и в пророческую эпоху было немало лжепророков. И когда истинные пророки вопили: "Познай, Иерусалим, свои мерзости", лжепророки называли их "виновниками бед Израиля, возводящими напраслину на святой народ". Истинные пророки без колебания подвергали опасности свои жизни: "Свое тело я отдал во власть бьющих и свои щеки — терзающим" (Иешаяу 50:6). А лжепророки тогда же возлежали за столом нечестивой Иезевели. Истинные пророки стремились пробудить Израиль от спячки, в то время как лжепророки ставили перед собой прямо противоположную задачу: навеять Израилю сладкие сны. И понятно почему: значительно проще плыть по течению, чем против него. Сегодня нет у нас истинных пророков, а вот лжепророков, национальных и интернациональных, предостаточно. Евшие некогда за столом Иезевели кормятся сегодня от различных фондов. И так же как некогда народ Израиля заплатил страшную цену за то, что слушал лжепророков, так и сегодня он платит по подобному счету.

31. Распад нашего народа на различные еретические партии, начиная с реформаторов и кончая "почти харедимными" — величайшее из проклятий, свалившихся нам на голову. Нет единства, да оно и невозможно в армии, лишенной дисциплины. Нет признанных всеми авторитетов. В дни, когда Тора правила Израилем, народ подчинялся дисциплине и признавал верховность Торы. Сегодня мы заменили верность Торе верностью партиям. Вместо того чтобы прислушиваться к нашим мудрецам, мы внемлем партийным лидерам. Т.е. вместо того чтобы верить истин-

ным пророкам, мы верим пророкам лжи. Но ложь очень дорого нам стоит, и приходится платить по счетам сполна.

32. Резюме: все то время, пока наши лидеры блуждают в потемках, объявив войну Всевышнему, нет никаких шансов на улучшение положения. Напротив, оно ухудшается с каждым днем. Есть только один выход: заключить мир с нашим небесным Отцом, стражем Израиля. Лишь тогда Израиль добьется мира.

Национальная идея

33. Отцом современной еврейской национальной идеи считают редактора журнала Ашахар, жившего около шестидесяти лет назад. Всю свою жизнь этот человек с превеликой страстью боролся с Торой. Очевидно, он полагал, что Тора приказала долго жить, что следует найти ей замену, и в качестве таковой предложил национальную идею. В сущности, это изобретение не было оригинальным. В те дни бушевала война на Балканах, и все небольшие балканские народы, вооружившись национальной идеей, пытались избавиться от турецкого ига. И тогда возникла идея пересадить уже сформировавшийся росток на еврейскую почву.

34. Суть этой концепции такова: для того чтобы считаться евреем, необходимо лишь обладать национальным самосознанием. Ученики маэстро развили его учение, заявив, что и вероотступник может считаться евреем по национальности. Что же думает Тора по поводу концепций подобного рода? На эту тему есть конкретные четкие законы. В тридцати шести местах Тора предостерегает нас по поводу гера, которого следует нежить, как нежит отец своего единственного сына. Каково происхождение гера? Пусть он будет хоть из потомков Амана, все равно он считается гером. И, напротив, к сыну величайшего в Израиле мудреца, изменившему еврейской вере, относится принцип "опускают, но не подымают", он в наших глазах хуже собаки, на которую не распространяется заповедь "опускания". Мы должны знать, что в соответствии с нашими взглядами происхождение как таковое, помимо Торы, лишено всякой ценности, и что национальная идея есть не что иное, как новый идол. По проше-

ствии некоторого времени национальная идея родила отпрыска по имени "национально-религиозная идея". Это имя служит доказательством, что определение "религиозный" само по себе не достаточно и его следует дополнить определением "национальный". Как таковое оно является отрицанием одной из основ веры. Сказано: "Тора Ашема цельна" (Теилим 19:8); нет в ней никакой нехватки, и порока тоже в ней нет. Нас предупредили: "Не прибавляйте! Тот, кто прибавляет, на самом деле отнимает" (Санхедрин 29а). Если национальная идея — чистой воды идо-лослужение, то идея религиозно-национальная есть идолослуже-ние через соучастие. ("Идолослужение через соучастие" — вид идолослужения, при котором человек верит в то, что в мире есть один правитель, но полагает, что этот правитель может передавать часть своих прерогатив своим творениям.) По правде говоря, уже в далеком прошлом пытались добавить к нашей Торе еще одну Тору. Рамбам в своих письмах пишет, что с того самого дня как была дана Тора, восстают, чтобы воевать с ней с помощью различных ухищрений. Сначала пробовали действовать с позиции силы. На это у нас есть обещание: "Никакое оружие с тобой не совладает" {Иешаяу 54:17). Затем против нас выступили златоусты с дискуссиями и подстрекательствами. И на это есть у нас обещание: "Всяк язык, что станет с тобой судиться, ты посрамишь" (там же). По прошествии некоторого времени придумали новый способ нас извести. "В Торе есть много хорошего, но следует кое-что к ней добавить".

Ухищрения, о которых напоминает Рамбам, приходили к нам извне, от других народов. В эпоху перед приходом Машиаха всеми этими уловками пользуются наши собственные отступники. И когда есть возможность, то не брезгают и силой. В стране красных безбожники из нашей среды преследуют кашерных евреев с невероятной жестокостью. В других местах за недостатком физической силы пользуются иными способами и топчут Тору статьями и речами. Третий метод борьбы — добавление своей "Торы" к нашей Торе — нашел свое воплощение в деятельности национально-религиозного крыла.

35. Эти последние внесли немало путаницы во мнения и понятия. До их появления было совершенно ясно, что евреем считается только тот, кто соблюдает Тору. Отрицающий Б-же-

ственность Торы приравнен к выкресту, и нет у него с нами никакой связи. Национально-религиозные утверждают нечто другое: хоть такой еврей отрицает основы Торы, он все же обладает национальным самосознанием, и поэтому он из наших. Алаха утверждает: "Того, кто лишен страха перед Небесами, запрещено назначать на ответственный еврейский пост" (Рамбам, Законы о царях 1:7). А эти люди объявляют отступников кашерными евреями, провозглашая их "лидерами Израиля".

36. Сказано: "Тигель для серебра, печь для золота, а человек — по своему восхвалению". Серебро проверяется тиглем, золото — плавильной печью, а человек? Как проверить, каково внутреннее содержание человека? Посмотрите, кого он хвалит. Если он всегда хвалит людей достойных, значит, и сам он хороший человек. Если же он хвалит нечестивцев, значит его место среди них. Послушав, кого восхваляют представители национально-религиозного лагеря, можно определить их внутреннее содержание. Ясно, что преданный Торе человек не станет любить ненавистников Торы. Почитающий Тору не станет чтить срамящих ее. "Нет, не напрасно воробей водится с вороном: оба они из одной компании. Воздающего почести нечестивцам поглотит огонь и погубит" (Рабейну Иона, Шаарей тшува).

37. Несмотря на то, что Тора предупреждает: "Запрещено присоединяться к нечестивцам даже для исполнения заповеди", эти люди говорят: "Нет, неверно! Именно присоединившись к нечестивцам, мы укажем им истинный путь". Померещилось им, что они мудрее и милостивее Торы. Тора предупреждает: "Не будь сверхсправедливым". "Сверх" означает более требуемой меры. Какова эта мера? Тора устанавливает и ее, и не следует человеку быть "справедливее" Торы. Рассказывают от имени ра-би Исраэля Салантера: бывает, что человек хочет сделать некое дело, зная, что оно противоречит мнению Торы. Человек убеждает себя, что это дело принесет большую духовную пользу, спасет еврейство. Чему это подобно? Гаон приводит такую притчу. Царь послал своего министра с государственным поручением к другому царю и так предостерег его: если министры той страны захотят заключить с тобой пари, не делай этого ни в коем случае. Царь несколько раз повторил свое предостережение — ни в коем случае! Министр прибыл в далекую страну и исполнил свою миссию. Когда он уже готовился к возвращению, министры той страны сказали ему: "Оказывается, господин министр горбат!" "Неправда, — ответил тот, — никогда не было у меня горба". "Поспорим — стояли на своем царедворцы, — на миллион серебром, есть ли у его превосходительства горб или нет?" Тут вспомнил министр предостережения своего государя. "Однако, — стал он размышлять, — исход пари не подлежит сомнению. Так отчего же мне не согласиться и не добавить столь внушительную сумму к царской казне?" И он заключил пари. Министра раздели, и все убедились в том, что никакого горба у него нет. Заплатили ему выигранные деньги, и счастливый и довольный вельможа отправился домой. По прибытии на родину он предстал перед царем и отчитался во всем, что с ним произошло. Сказал ему царь: "Когда я предупреждал тебя, знал я о чем и для чего это необходимо. Министры той страны заключили со мной пари на сумму, в сто раз большую, что им удастся раздеть моего министра догола. Ты выиграл миллион, а я из-за тебя лишился девяноста девяти миллионов".

Смысл притчи ясен. Если человек полагает, что, несмотря на предостережения Торы, некое запрещенное ею дело принесет большую пользу, ему следует сказать: эту пользу, о который ты говоришь, Тора провидела изначально. И если она запретила идти этим путем, это потому, что нет в нем никакой пользы, а есть лишь один ущерб. Тора, безусловно, предвидела, каким будет результат союза с нечестивцами. Вместо того чтобы обратить нечестивцев к истине, представители национально-религиозного лагеря стали верными учениками безбожников, которые направили весь их энтузиазм и силу на тайную и явную борьбу с миром Торы. Они говорят, что играют роль моста между религиозным и светским лагерями. Но обычно люди движутся по мосту в обоих направлениях. А мост национально-религиозный пропускает их только в одну сторону: по нему уходят и не возвращаются. Пророк Хаги говорит: "Если человек несет в поле своей одежды мясо святой жертвы и полой касается хлеба или похлебки... разве то, чего он коснулся, освятится? Коэны отвечали и сказали: нет! Тогда Хаги сказал: а если нечистый коснется всего этого, то осквернится ли? Коэны отвечали и сказали: осквернится! На это Хаги ответил и сказал: так и этот народ..." Смысл этих слов в том, что одно лишь прикосновение святыни не делает предмет святым, но нечистое касание оскверняет. Тора свидетельствует: "Благословен муж, не ходивший по совету нечестивцев", потому что, если пойдет, то в результате встанет (на путь грешников), а если встанет (на путь грешников), то в результате сядет (в компании шутов), а если сядет (в компании шутов) и т.д. Свидетельства Торы вечны и относятся ко всем эпохам и ко всем обстоятельствам. Тот, кто считает свою ситуацию исключительной, просто-напросто глуп и высокомерен, а прислушивающийся к советам Торы благословен.

Эрец Исраэль

38. Эрец Исраэль занимает в Торе важнейшее место. С ней связаны три раздела Талмуда: Зераим, Кодашим и Тоорот. Да и значительная часть остальных разделов тоже связана с Эрец Исраэль. Есть несколько трактатов в разделе Моэд. Йома, Шека-лим, Хагига, последняя часть Песахим, последние части Суккот, Таанит, в разделе Нашим: Назир, Сота; в разделе Незикин: Сан-хедрин, Макот, Орайот. Мы видим, что почти две трети Талмуда связаны с Эрец Исраэль. Такую же пропорцию мы находим и в Пятикнижии. Ясно, что Эрец Исраэль жизненно важна для народа Израиля, и, кроме того, поселение в Эрец Исраэль является самостоятельной заповедью. С другой стороны, уже два тысячелетия мы существуем вне Святой Земли, но, несмотря на тяжелые и горькие условия жизни, все-таки не пропали и не исчезли. Возникает вопрос: смогли бы мы выжить, если бы остались на две тысячи лет без Торы? Ответ ясен: без Торы Израиль не просуществует и ста лет. Перед нашим взором страшная картина большевистской России. Двадцать лет как начали бесчинствовать евсеки, выкорчевывая посредством жестоких истребительных декретов даже самую память о Торе, и уже и следа еврейства не осталось в этой стране. Лишь предыдущее поколение еще хранит остатки еврейства, молодежь же не имеет никакого представления о том, что значит быть евреем. И мы видим, что без Торы не в состоянии просуществовать и двадцати лет, в то время как без Эрец Исраэль мы продержались два тысяче-

летия. С чем это можно сравнить? Человеку для жизни необходимы воздух и пища. Что делать, если ему нахватает их обоих, и чем он должен обеспечить себя в первую очередь? Ясно, что без воздуха некому будет есть хлеб. Эрец Исраэль необходима еврейскому народу, но мы все еще не удостоились ее. И Тора необходима Израилю, и мы свидетели страшной картины ее угасания, потому что большая часть сегодняшней молодежи оторвана от нее. О чем же мы должны заботиться в первую очередь: о Торе или об Эрец Исраэль? Нам нужна Эрец Исраэль, но без Торы мы не сможем существовать как евреи. Поэтому следует в первую очередь беспокоиться об евреях, а уж во вторую — о земле для них. Что мы делаем сегодня? Нарушаем порядок! Кричим беспрерывно: "Цион! Цион!", вместо того чтобы кричать "Тора! Тора! Что же станет с ней?" Без Торы мы беспомощны, и наше положение безнадежно. С Торой — нет никого в мире сильнее нас, и это не преувеличение, а истина, которую подтверждает наша трехтысячелетняя история. Овладение Эрец Исраэль не зависит от нашего желания — "Если Ашем не построит дом, напрасно трудятся строители", — но в наших руках распространять знания Торы в массах. Это зависит от нас, и "помогают тому, кто пришел очиститься". Поселение в Эрец Исраэль — заповедь, но заселение Святой Земли отступниками, намеренно гневящими Б-га, — серьезный грех, а не заповедь. Это не строительство, а разрушение Земли. "Они вовсе не стражи города, а разрушители города" (Эйха раба). И такое разрушение тяжелее и опаснее любого опустошения, в которое народы мира ввергали Эрец Исраэль. Те разрушения служили искуплением для еврейского народа, но разрушение Земли руками евреев-отступников — тяжелейшее обвинение общине Израиля, которая снабжает безбожников миллионными средствами, а Торе оставляет гроши.

Основать еврейскую школу — несомненная мицва. И они основывают еврейские школы с одним "крохотным" изменением: вместо Торы там изучают безбожие. Но учителя строго следят за тем, чтобы оно изучалось строго на иврите. Так еврейская школа превращается в школу миссионерскую. Несомненная мицва — поставить во главе каждой еврейской общины рава, который будет указывать ей путь. И они приглашают "рабаним". Правда, те не большие специалисты в Шульхан арухе, но зато в совершенстве изучили современную национальную литературу. Таков результат исполнения "заповедей" без Торы. И эти заповеди соблюдаются с энтузиазмом и с особой преданностью. "Вот поднялись рано утром и предались разврату" (Шмот 32:6). Сказал раби Хия бар Аба: всякому разврату, который начинают с раннего утра, предаются с усердием и проворством (Иерусалимский Талмуд, Шекалим 1:1). Что же мы получим от новых "мицвот" и от новых Тор? Мы оставили Тору наших рабаним, наших святых учителей, и за это послали нам Небеса других "рэбе": Амана и его приятелей, которые преподносят нам наисовременнейшие концепции. Они будут учить нас до тех пор, пока мы не изрыгнем разом и "культуру", и "просвещение". И тогда наступит мир Израилю.

Вот что говорил святой муж Хофец Хаим. Сказано: "Много болячек у нечестивца, но благоволение окружает того, кто уповает на Ашема" {Теилим 32:10). Если человек мается желудком, ему дают горькое лекарство, которое, однако, помогает. Придумали покрывать горькое лекарство сладкой оболочкой, и так глотают его, не ощущая при этом горечи. Так вот, болезни, посылаемые нечестивцу, служат горьким лекарством от его грехов. Но тому, кто уповает на Ашема, облекают лекарство в оболочку благоволения, и так он глотает его. Упование на Ашема избавляет его от ощущения горечи лекарств.

Стих "Вы стоите сегодня" (Дварим 29:9) Раши объясняет следующим образом: страдания ставят вас на ноги и обеспечивают ваше существование. Казалось бы, это объяснение подходит к стиху "Не увидит зла в Яакове", но там Раши говорит, что Ашем не вглядывается в зло, чинимое евреями. Как понять эти слова? Мудрецы говорят: "Пусть у того, кто говорит, что Всевышний уступчив (т.е. снисходителен к прегрешениям), перестанут функционировать внутренности". Вроде бы эти два высказывания противоречат друг другу? Но и то, и другое сущая правда. Всевышний действительно не собирается выискивать грехи Израиля, но и на Небесах существует порядок: "Каждый человек, совершающий грех, приобретает себе тем самым одного обвинителя" (Авот 4:13), и этот обвинитель не молчит. Он говорит и предъявляет доказательства. И отвести его с легкостью невозможно, ибо "Царь судом утверждает землю". И как на земле судья не вправе освободить обвиняемого, будь он самый закадычный его друг, если обвинитель предъявляет несомненные доказательства вины, так поступает и небесный суд в час, когда множатся обвинения против Израиля, не дай Б-г, и есть доказательства, ясные свидетельства его вины, которые нечем отвести. Как поступит Всевышний? С одной стороны, следует обратить внимание на требования обвинителей, с другой же стороны, существует обещание "Я, Ашем, не изменился, и вас, сыны Яакова, Я не погублю" (Малахи 3:6). И тогда Всевышний насылает на евреев Амана, который преследует их с яростью и неистовством. А из того, что евреи становятся преследуемыми, произрастает их спасение. Среди качеств Создателя есть и сочувствие к преследуемому, даже если праведник гонится за нечестивцем. Поэтому Б-г может ответить на все обвинения тем, что Израиль гоним и что следует стать на его сторону. И по мере того как усиливаются и ужесточаются преследования, растут наши шансы на спасение. Если сегодня наши страдания достигли таких огромных размеров, несомненно, Всевышний будет на нашей стороне. "Разве Я могу довести до родов и не дать родить? — сказал Ашем". Т.е. в самую тяжелую пору изгнания придет час родов. Ясно, что сегодня мы проходим через серьезнейший из переломов, и ясно также, что роды уже близки. Амэн.

А нашим преследователям скажем: "Не радуйся, мой враг. Как я упал, так и встану. Даже когда я сижу во тьме, Ашем светит мне. Гнев Ашема я снесу, ибо грешил против Него. Покуда Он не станет вести за меня битвы, вершить мои суды, покуда не выведет меня на свет, и я узрю Его праведность. Увидит это мой враг, и покроет его стыд, ибо он говорил мне: где же Ашем, твой Б-г? Мои глаза увидят, как он будет попран подобно простой глине... Народы увидят и устыдятся при всей своей силе, закроют рот рукою; их уши оглохнут... Будут лизать прах, как змеи, как пресмыкающиеся. Встревожатся в своих укреплениях перед Ашемом, нашим Б-гом, убоятся и устрашатся Тебя" (Миха 7:8-10, 16-17).

Рав Эльхонон Буним Вассерман

ПЕРЕД

ПРИХОДОМ

МАШИАХА

Рав Эльхонон Буним Вассерман - один из крупнейших еврейских мудрецов уходяшего XX века. Он родился в 1875 году, учился в знаменитых литовских ешивах, а затем и в колеле великого Хофец Хаима в Радине. По окончании Первой мировой войны перебрался в Польшу, где организовал ешиву в Барановичах. которую возглавлял до дня своей смерти в 1941 году.

Начало Второй мировой войны застало рава Вассермана в США. Лучше многих других понимая, чем грозит еврейскому народу эта война, он, тем не менее, отклонил настоятельное предложение остаться в Америке. "В такие дни я не могу оставить своих мальчиков", - заявил он и вернулся в растерзанную Польшу. Реб Эльхонон и его ешива были отправлены в ковенский Девятый форт, гае вскоре и погибли, освятив Имя Всевышнего.

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки.

Запись опубликована в рубрике: .