Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Учение 35. Сомневаться или жить?



Это сказка, очень известная сказка рабби Нахмана:

И ответил ему тот мудрец: знай, что я говорю тебе, и дело это ясно и очевидно, что нет в мире никакого царя вообще. И весь мир заблуждается в этой глупости, когда они думают, что есть какой-то царь. И посмотри и пойми, как это возможно, чтобы все люди мира полагались на одного человека, царя. Несомненно, нет никакого царя.

Ответил ему царский посланник: «Но ведь я принес тебе письмо от царя»

Спросил у него мудрец:  «разве ты сам получил письмо от самого царя?»

Ответил ему: нет. Но один человек вручил мне это письмо от имени царя.

Ответил и сказал: Смотри сам, что я прав, что никакого царя на самом деле не существует.

И спросил его еще: Скажи мне, ведь ты живешь в столице, и ты родился там, скажи мне, приходилось ли тебе хоть раз в жизни встретиться с царем?

Ответил ему: нет (ибо действительно, не каждый может удостоиться увидеть царя, ибо царь являет себя лишь в очень редкие времена).

Ответил ему мудрец: Смотри же сейчас, насколько верны слова мои. Нет никакого сомнения, что никакого царя никогда не существовало, ведь даже ты сам не встречал царя никогда…

Рав Шагар дает ей очень следующую интерпретацию:

«Этот мудрец — инициативный, талантливый, стремящийся многого достичь в жизни, но находящийся в состоянии постоянного недовольства своим сегодняшним положением. Поэтому он постоянно живет тем, что вовне его, и неспособен отдаться какой-либо отдельной цели. Он сомневается во всем, и тем самым он лишает свое существование какой либо реальности, и тем самым его собственное существование как бы становится лишенным реальности и смысла. Он хочет вернуться домой после своих путешествий по миру, но обнаруживает, что у него нет дома, куда он мог бы вернуться. Он начинает с сомнений, и заканчивает неверием, неспособный освободиться от сомнений….

А простак — говорит Шагар — живет в достаточно иллюзорном мире. И вместе с тем, наивность приводит его к реальному созиданию, когда он становится высокопоставленным министром у того самого царя, в существовании которого сомневается мудрец…