Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Урок 14 (1). Возвышение страха



Стр. 161

Чтобы привлечь мир в Творение, следует возвысить Б-жественную Славу к корню ее, т.е., к страху, как говорит Писание «дабы убоялся этого величественного имени» (Дварим 28)

Страх перед Вс-вышним как «возвышение» земного страха

Рабби Нахман предлагает здесь удивительный «рецепт» для установления мира во всем мире. Для того, чтобы наступил столь желанный мир, нужно всего лишь «возвысить Б-жественную славу к корню ее», и это посредством «возвышения страха». Промежуточной ступенью в этом «мирном процессе» является «Торат а-хесед» — «Тора милосердия» (обьясняется ниже), с помощью которой возможно пробудить и вернуть в тшуве также гейрим и далеких от Торы евреев.

Рабби Нахман утверждает, что изучение Торы, если только оно происходит правильным образом, пробуждает корень души изучающего, раскрывая ему, каким образом он и вся его жизнь являются частью глобального Б-жественного плана. Это заставляет его приблизиться к еврейству, и тем самым вернуть Б-жественную славу на подобающее ей место в мире.

«Возвышение», или, точнее, возвышение упавших искр к их источнику — это достаточно специальный хасидско-каббалистический термин (в свое время слышал от Йегуды Ифраха о том, что по его мнению, подобное «возвышение» является основой основ хасидизма Баал Шем Това, однако через два-три поколения, когда хасидизм превратился в массовое народное движение, идею «возвышения» искр из него аккуратно убрали. Прим переводчика). Как правило, речь идет о «возвышении» эмоций, мыслей и наклонностей человека. Вкратце это выглядит так:

Обнаружение и раскрытие корня негативной эмоции/мысли/наклонности, даже если речь идет о дурных мыслях или низменных наклонностях человека — есть основной путь ее исправления, а отнюдь не «лобовая» атака на эту негативную составляющую.

Поэтому хасидизм отвергает разного рода методики «умерщвления плоти» (представляющее, по сути, само-наказание) или прямое противостояние с проявлениями зла.

Само осознание пропасти между первичным святым корнем каждого явления, и между его проявлением в мире, которое зачастую может быть негативным, и сознание того, что этот высший корень способен проявить себя различными способами, успокаивают человека и дают ему возможность сконцентрировать свои силы на позитивных вещах.