Уроки по Ликутей Моаран
Тора 54
1. Память будущего мира и «смерть сердца»
Ибо следует беречь весьма память, дабы не пасть в забытье, в аспекте «смерти сердца». И главное, что следует помнить — помнить постоянно о будущем мире, дабы не было в сознании его, не дай Б-г, что есть лишь один мир. И тем, что наполнит разум свой мыслью о будущем мире, тем самым осуществляется йихуд (единение) имен Гашем и Элоким, о котором говорилось выше.
Рабби Нахман говорил свои учения перед своими хасидами в несколько постоянных праздников: в Рош аШана, во время праздника Шавуот, и также во время Хануки.
Тора, которую мы сейчас будем учить, основана на главе Микец, и рабби Нахман учил ее в Ханукальную субботу. Хотя рабби Нахман не упоминает здесь Хануку явно, но его слова основаны на писаниях Ари в отношении каванот Хануки, и различии между свечами Хануки и субботними свечами. Ари описывает Хануку как исправление и возвышение аспекта hод…
Рабби Нахман начинает свои слова с описания памяти будущего мира, препятствующей падению в забытье, приравненное к «смерти сердца». Подобная память не есть просто вера в то, что существует будущий мир, но память, постоянно находящаяся в сознании и мысли человека. В принципе, то же самое можно сказать о любой памяти, в ее глубинном смысле.
Обычно когда мы говорим «память» - подразумевается некое событие в прошлом, которое мы вспоминаем. Однако та внутренняя память, о которой говорит здесь рабби Нахман, отлична от обычного воспоминания, и не есть нечто интеллектуальное. Поэтому сложно выразить это словами, но мне кажется, что каждый испытывал нечто подобное.
Например, когда я вспоминаю о моих детях, или о моих родителях, подобная память не есть лишь поверхностная мысль о них или их делах, но это также ощущение их присутствия, ощущение, соотнесенное с тем, что они создают внутри меня. Подобная память позволяет мне вернуться снова в мой опыт с ними в прошлом, и к их смыслу в моей жизни. Такая память представляет собой הנכחה, присутствие, а не «мысль про», память, пробуждающая сердце.
[…]
Увы, большинство из нас живут достаточно механически. Подобная «механическая» жизнь ассоциируется в данном учении с забытьем и «смертью сердца». Человек способен прожить в мире семьдесят лет, но не помнить о том, что он жив, не обратить внимания на тот факт, что по земном шару идет себе такой человек, которого зовут Реувен илиЯШимон, у которого есть какие-то мечты, стремления, страхи. Его деятельность будет лишена сознания, выражающего память сердца.
У Антона Чехова есть рассказ, «Скрипка Ротшильда». Старик, вспоминает о прожитой жизни. Жизнь прошла мимо него, даже жизнь с его недавно умершей женой — прошла мимо него, и он даже не ощутил ее. Этот старик сидит и вспоминает, что между ним и его женой ни разу не было какого-то сердечного разговора.
Этот рассказ выражает то чувство упущения, которое наполняет человека, который вместо того, чтобы жить своим истинное «я», потерял в течение своей жизни связь со своими любимыми и с собственным прошлым. И остался разочарованным, чужим и странным для своего окружения и своих близких. Подобная отчужденность способна привести даже к жестокости. Рабби Шимшон Рафаэль Гирш объясняет словоאכזר «жестокость» как אך זר («лишь чужой»).
Это есть состояние забытия, ассоциируемое со «смертью сердца», которое описывает рабби Нахман в этой Торе. И это имели в виду наши мудрецы, когда сказали, что «грешники при жизни называются мертвецами». Отношение подобных людей к собственной жизни и к их окружению лишено внутреннего измерения — памяти, создающей смысл.
[…]