Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Контрос ахаройн гл. 7

Контрос ахаройн гл. 7

С Б-жьей помощью

(7)

…И благотворительность — как могучий поток (книга Амоса, конец гл. 5[1]). Могучий (эйтан) поток — это сфира Бина [постижение] — поток, исходящий из сфиры [Хохма — мудрость], называемой эйтан (могущество) и точкой, расположенной во дворце, [символизирующем сфиру Бина]. Кроме того, эти две сфирот называются двумя неразлучными друзьями. Буквы алеф, йод, тав, нун, из которых образовано слово эйтан, используются для образования будущего времени глаголов, и поэтому это слово как бы означает: Я Тот, Кто раскроет Себя в грядущем. И так сказано [о Машиахе] Обретет раб Мой мудрость[2] — ибо в те времена проникнет свет Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, в самую глубину души, ибо могучий поток, эманация высшей мудрости озарит ее, так что человек полностью сольется с Б-жественным единством, стремясь к этому всем сердцем, после того, как удалит крайнюю плоть своего сердца[3] — земные желания.

И в настоящее время, когда народ находится в изгнании[4], тоже есть возможность озарить частицей Б-жественного света глубину души, отчасти подобно тому, как это произойдет в будущем. Этого можно достичь, возбуждая в высших мирах великую жалость по отношению к Б-жественной искре, заключенной в душе человека. Поскольку на самом деле эта искра заслуживает великой жалости все время, пока человек не удостоился откровения Б-жественного света, исходящего из [высшей мудрости, называемой] эйтан, и проникающего в самую глубину души, так что человек полностью сольется с Б-жественным единством и душа его растает [в Б-жественном свете]. Ведь [искра эта] происходит из высшей мудрости, и все время, пока не может она раскрыть свою сущность в средоточии сердца, — месте, где ее сиянию предназначено раскрыться, — ее существование именуется изгнанием. И высшая великая жалость освобождает ее из изгнания и плена и дает ей возможность раскрыться в средоточии сердца как великая любовь; об этом известно из толкования стиха Яаков, который избавил Авра-гама[5], приведенного в Тании, часть 1, глава 45. Известно, что откровение свыше приходит в результате соответствующих действий внизу. А именно [откровение высшей жалости произойдет] тогда, когда евреи, по природе своей милосердные и склонные оказывать помощь ближнему, пробудят великую жалость в своих сердцах и наделят тех, кто беднее их материальными благами, золотом и серебром. Поэтому [наша] благотворительность вызывет могучий поток [Б-жественной милости к нам]. Но ведь известно, что за кожу человек [готов отдать] кожу, но всем готов он пожертвовать ради своей души[6] — Б-жественной души, чтобы озарить ее светом жизни, светом Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он.

К отрывку седьмому

[1] Амос, 5:24.

[2] Йешаягу, 52:13.

[3] Дварим, 10:6, 30:6.

[4] См. Овадья, 1:20.

[5] См. Йешаягу, 29:22.

[6] Ийов, 2:4. Слово ор, по мнению многих комментаторов, означает здесь не кожа, а орган тела — т. е. человек готов пожертвовать одним органом тела, чтобы спасти другой, более важный для жизни.

וצדקה כנחל איתן (בעמוס ססי’ ה’). פי’ כמו שנחל איתן הוא המשכה הנמשכת מבחי’ איתן שהיא בחי’ נקודה בהיכלא ותרין ריעין וכו’ ואותיות איתן משמשות לעתיד פי’ אנא עתיד לאתגליא כמ»ש הנה ישכיל עבדי וגו’ והיינו שיתגלה אז אור א»ס ב»ה ויחודו ית’ תוך פנימיות נקודת הלב ע»י המשכת נחל איתן הוא הארת חכמה עילאה שיאיר בפנימיות הלב ליבטל ביחודו ית’ בתכלית מעומקא דלבא אחרי הסרת הערלה מתאוות הגשמיות וכו’. והנה עתה בגלות החל הזה יש ג»כ עצה יעוצה להאיר קצת אור ה’ מבחי’ איתן לתוך נקודה פנימיות הלב כעין לעתיד והיינו ע»י שמעורר על ניצוץ אלקות שבנפשו בחי’ רחמים רבים העליונים כי באמת כל זמן שאין האדם זוכה שיתגלה אור ה’ מבחי’ איתן בנקודת פנימית לבבו ליבטל ביחודו ית’ מעומקא דלבא עד כלות הנפש ממש אזי באמת יש רחמנות גדולה על הניצוץ שבנפשו כי הניצוץ נמשך מבחי’ חכמה עילאה ממש וכשאינו יכול להאיר מבחינתו לתוך פנימיות הלב ששם מקום גילוי הארה זו ה»ז בבחי’ גלות ממש וע»י רחמים רבים העליונים יוצא מהגלות והשביה ומאיר לתוך נקודה פנימיות הלב בחי’ אהבה רבה זו כנודע ממ»ש ליעקב אשר פדה את אברהם וכמ»ש בלק»א פמ»ה. ומודעת זאת כי אתערותא דלעילא באתעדל»ת דוקא תליא מלתא דהיינו ע»י התעוררות רחמים רבים בלב רחמנים וג»ח להשפיע למטה השפעה גשמיות זהב וכסף וכו’ ולכן פעולת הצדקה היא פעולת נחל איתן ממש. והנה מודעת זאת מ»ש כי עור בעד עור וכל אשר לאיש יתן בעד נפשו האלקית להאירה באור החיים א»ס ב»ה: