Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа 11 шват 5724

(стр. 4)

бхино[2], чтобы знать, кто есть роэ неэмон[3], бхино — как это мы находим про Мойше, что тот, кто заботится о своем стаде в одной плоскости, в одном типе вещей — не это есть идея ройш[4], которая дает жизнь всему телу, всем органам, как душа, которая дает жизнь телу, она не дает жизнь только разуму в голове, но также чувству в сердце, и также силе hалихо[5] в ногах, вплоть до сокрытой жизненности, которая в ногтях и волосах, подобно этому признак и бхино на носи[6], роэ нээмон, — когда он заботится как о голове, так и о сердце и материальных органах.

И это было поведение рабойсейну несийейну, и в особенности — баал hилуло, что точно также как он заботился об изучении каббалы и пнимиюс[7] Торы, и учения хасидизма, изучения открытой Торы, даже там, где изучали открытую Тору без пнимиюс Торы, подобно этому он заботился о том, что связано с чувством сердца, о людях чувства, о тех, кто не имеет отношения к пониманию и постижению, вплоть до тех, кто только в аспекте раглаим[8], чтобы исполнить аспект материальный — гашми[9] и хумри[10], вплоть даже до тех, кто в аспекте пойшеим[11] и мойрдим[12] против талмидей хахомим, как известно несколько историй в этом.

(стр. 5)

бейс

подобно тому, как говорилось выше, что бхино на роэ неэмон, — это не так, как он стоит для себя в аспекте ройш и нешомо, но {когда} он опускается в тело в своих учеников и мекаблим[13], в соответствии с их делами, и дает им иш кефи охлой, каждому, то, что ему подходит, что поэтому Хазал рассказывают «уМойше hойо ройэ[14]«, ибо каким образом узнали, что он — Мойше — подходит чтобы быть пастырем Израиля? — Вс-вышний испытал его, как он будет вести себя с овцами Исрой.

(мойцей шабос)

вов

Говорилось по поводу сефер мааморим 5712 (во время hисваадус в субботу) и сефер сихойс 5701, которая была напечатана перед йуд шват.

Среди бесед того года есть одна беседа, где Ребе обсуждает идею четырнадцатого года, поскольку в 5701 году было четырнадцать лет со времени его освобождения из тюрьмы. закончились четырнадцать лет. и он говорил тогда в сихо, что сейчас — четырнадцатый год, до сих пор было йод а-хазоко, а сейчас начинается йод а-гдойло, и он объясняет там, что йод а-гдойло — это было во время рассечения моря, что там было йод а-гдойло ашер осо Гавайе бемицроим[15], и он объясняет, что несмотря на то, что также в Египте были также чудеса и знамения, веhифло Гавайе[16], но тем не менее, это было «облачено» в оболочку природы.

И поэтому фараон говорил, что лой йодати эс Гавайе[17], он знал только имя Элойким[18], hоЭлойким йаанэ эс шлойм парой[19], и как это было также у Авимелеха, так он приводит в сихо, что Авимелех говорил о каболо, высоких ступенях, и тем не менее, он знал только имя Элойким, но не имя Гавайе.

Поэтому нет никакого противоречия, могут быть чудеса, как это было в Египте, что даже египетские колдуны видели это, что это не в силах человека сделать, «перст Свыше», но что это за перст — эцба Элойким, в Б-жественности, но только уровень Элойким, но во время рассечения моря, hайод а-гдойло ашер осо Гавайе, тогда видели аспект Гавайе, Б-жественность, не так, как это одевается в природу.

что это также простой смысл посука бехойзек йод hойциону Гавайе миМицраим[20], бейод хазоко увизройа нетуйо[21], это было только йод хазоко[22], это не йод агдойло[23], годойл Гавайе[24], действительно, это беир Элойкейну, но где видят йод агдойло, тогда, когда видят Гавайе, но когда есть только йод хазоко, он может остаться лой йодати эс Гавайе, только — hоЭлойким йаане эс шлойм, есть благословение в избытке, даже Нил поднимается ему навстречу, и он становится царем над всем миром, как рассказывают мидраши, но тем не менее, все это только как Элойким йаане, он не видит аспект Гавайе.

Что это есть различие по простому смыслу между Элойким и Гавайе, Элойким — от языка силы, как приводится в Шулхан Орух, в объяснении смысла благословений, но это все еще силы, которые принимают изменение и воздействие и вмешательство, и т.д., и т.д., не кодойш умувдол[25], что на это сказано эйн кодойш кеГавайе[26], Гавайе — это hойо hойве вейиhйе кеэход[27], как это во времени, что тогда есть понятия прошлого, настоящего, будущего, а выше чем время вся эта идея отсутствует, невозможно сказать кеэход, как свет, проходящий через цветное стекло, становится красным, зеленым и белым, тогда был есть и будет это как одно целое.

И это не видели первые четырнадцать лет, хотя это йод а-хазоко, что Ребе сказал тогда в сихо, что тогда началось йод агдойло.

Ребе не объяснил, что это означает в отношении нашего служения. какова должна быть наша работа в эти четырнадцать лет, начиная с 5701, и подобно этому — «цадико дэиспатор иштаках бехулhу олмин йатир мибехайоhи[28]«, и тем не менее, в каждый йорцайт и hилуло[29], он поднимается со ступени на ступень. и как это объясняется в каболо, и это также необходимо сказать с т.зр. ниглэ, ибо на первый взгляд непонятно, какое отношение имеет говорить кадиш после 12 месяцев, и в особенности, по псаку, что больше чем 11 месяцев не нужно говорить, и совершенно непонятно, во второй йорцайт после двенадцати месяцев, какое имеет отношение и какой смысл говорить кадиш, чтобы спасти его от наказания.

Тем более и тем более, когда идет речь о hилуло цадика, про которого говорят, что сразу после своей смерти он находится больше, чем при своей жизни, и во всех мирах, и объясняется на это, что говорить кадиш после 12 месяцев, и тем более — у праведника, что идея кадиша это леейло улеейло, что поэтому там есть 42 буквы, что это указывает на имя мем бейс, через которое осуществляются все подъемы, также как в день йорцайт душа поднимается, в самой святости со ступени на ступень, в самом ган Эйден, и этот подъем происходит посредством имени мем бейс, что поэтому говорят кадиш в день hилуло.

Отсюда также понятно, что есть годы после смерти праведника. и в каждый и каждый год есть также подъем у праведника, который называется рейшо, главой поколения, и после этого — гуфо босар рейшо озил[30] — все, кто идут по путям, которые он указал нам, и идти по его путям вовеки, как говорится в Игерес hа-Койдеш симан 27, что тогда «тело идет за головой» также на более высокую ступень.

И здесь объясняет слова баал hилуло, что четырнадцать лет, числовое значение (гиматрия) йо»д, и первые четырнадцать лет — это идея йод хазоко, и после этого — это аспект йод а-гдойло. И он объясняет в отношении его материальной жизни в этом мире, что чудеса и знамения видят, и тем не менее, лой нога велой пога[31], это только Элойким йаане эс шлойм парой, который был царем над эрвас hоорец[32].

И нужно, чтобы было йод агдойло, что это есть особенная возможность, когда проходят (м’ гейт дурх) аспект йод хазоко, и он объясняет, что когда становится йод агдойло — это при рассечении моря, вайар Исроэл эс hайод агдойло, что это подействовало, что поняли, что также то, что было раньше, что это не было «Элойким йаане», но также это было от Гавайе, что, как говорилось на предыдущем фарбренгене (днем в субботу), что идея рассечения моря — это служение с самопожертвованием, выше даже, чем хохмо[33] и сейхел[34] в святости.

(стр. 20 2 абзац)

что с этим становится понятно самый удивительный вопрос — что в то время, когда Вс-вышний сказал «дабейр эл бней Исроэл вейисоу[35]«, {при этом} были Мойше и Аарон и семьдесят зкейним[36], и кто прыгнул в море? — глава колена Йегуды, что это само непонятно вдвойне: алеф) как это может быть, чтобы Мойше рабейну не прыгнул сам? бейс) как это может быть, чтобы Нахшойн бен Аминодов стал подобен мойре hалохо бифней рабой[37], в то время, как была hалохо[38], дабейр эл бней Исроэл вейисоу, он прыгнул перед своим учителем, перед Мойше рабейну?

Но это есть служение со стороны месирус нефеш[39], он не входит ни в какие хешбойнос[40], как только он услышал приказание Вс-вышнего, он его сразу исполняет, он услышал вайисоу — он сразу прыгнул, что эт оможет быть только со стороны месирус нефеш, даже не со стороны хохмо, даже не со стороны такой хохмо, которая может привести его к мсирус нефеш.

Поскольку про Мойше рабейну сказано, что он был онов меойд микол hоодом ашер ал пней hо-адомо[41], как Алтер Ребе это объясняет, что он был в hиспаалус[42], и ба зих аропгефалн[43], со стороны служения с мсирус нефеш, поскольку его работа была со стороны хохмо, что это была ступень Мойше, действительно, хохмо, койах ма[44], мудрость святости на самом высшем уровне, но бе-мокойм гдойлим ал таамойд[45], есть более высокое служение, что это выше даже чем койах ма[46] на самом высшем уровне, что это есть аспект месирус нефеш, ….

что с этим понятно, как Нахшон, что его служение было как служение колена Йегуды, главой которого он был, что колено Йегуды — это как он говорит «Вайхи Яаков беэрец Мицраим» именно, служение Йегуды это «ветаамойд», аспект «hапаам ойдэ эс Гавайе[47]«, не со стороны реио[48] Реувена, не со стороны шмио[49] Шимона, даже не со стороны Лейви, ливьосон[50], йилове иши эйлой[51], что «кирвас Элойким тойв[52]«, и «ли тойв[53]«, но со стороны того, что это аспект hойдоо[54], мойдим хахомим лераби Меир, несмотря на то, что он может понимать по-другому, это его совершенно не касается, тогда нет совершенно идеи хешбон[55], он дерhерт[56] двар Гавайе[57], дабейр эл бней Исроэл вейисоу[58] — он прыгает в море.

И через это видят йод а-гдойло Свыше тоже. Не «берут» это с хохмо и сейхел, даже хохмо и сейхел со стороны святости, — это может быть йод хазоко, это даже может привести, что Элойким, «щит», не hойо гойве вейигье кеэход, здесь — йод агдойло, бе-мокойм гдойлим, что это раскрылось посредством работы рассечения йам суф, когда он прыгает в море со стороны мсирус нефеш, поскольку он знает, что это — воля Вс-вышнего, без всяких хешбойнос, или это мойре hалохо бифней рабой или что то в этом духе, — он услышал вайисоу, — он прыгнул в море.

Тогда добиваются, что аспект рассечения моря — это не только, что не боятся мира, и идут своим путем, а мир идет своим путем, но берут в мире аспект, который разделяет между ним и горой Синай, аспект, который порождает в нем сомнения — может, лучше «нитно ройш веношуво мицроймо[59]«, даже те, кто не думал о Египте, — {у них?} была идея, что нужно идти в пустыню, кишащую змеями и скорпионами, и этот аспект в мире не только прекращает быть мойнеа умеакев[60], но наоборот, это становится помощником для получения Торы, которая — мудрость и воля Вс-вышнего, как объясняется, что идея крияс йам суф[61] — через то, что воды расступились — это стало подготовкой для Дарования Торы.

что это также урок из беседы, которая была сейчас напечатана, что какими бы ни были четырнадцать лет, что несомненно есть такие, и по крайней мере, один, и т.д. и т.д., который еще не достиг йод агдойло, — но сейчас начинается, как Ребе, баал hилуло, постановил о себе, что после йод хазоко начинается йод агдойло, чтобы увидели, ашер осо Гавайе[62], каким образом мир становится ойс велт, это не становится ойс мциюс[63], но это становится таким мциюс, подобно тому, как в крияс йам суф, что тогда получили плоды, которые выросли в море.

И это дало душевную подготовку, чтобы то, что в сокрытии, пришло в раскрытие, и то, что в сокрытии, поднялось бы в сокрытии, что берут из мойнеа и меакев мира, и делают из этого подготовку — hахоно вегехшер — чтобы получить Тору — Онойхи Гавайе Элойкехо[64] — вплоть до «лереехо[65]«, что это включает в себя 620 столпов света, что поэтому есть 620 букв от Онойхи Гавайе Элойкехо до ашер лереехо, что их смысл — как он объясняет в гемшех hилуло, что это подобно столбу, который соединяет и объединяет самый верх и самый них, и как это объясняется в каболо … р. Нехунио бен а-Конэ, 620 столбов света, что это буквы «кесер[66]«, то это — «мокойм гдойлим», еще выше, чем хохмо.

И через то, что он ставит свое служение выше чем сила хохмо и сейхел дикдушо в его душе, как со стороны месирус нефеш, — дают ему ойцор [67]Свыше, тов-рейш-хоф — кесер, столбов света Свыше, и это притягивается через амудей ойр от маало маало, что это еще выше, чем {просто} маало[68], вплоть до мато мато, вплоть до самого нижнего уровня, чтобы там был свет в раскрытии, вплоть до того, чтобы там был моойр[69], вплоть до того, чтобы там было то, что выше также, чем моойр, становится Ойрайсо Исроэл и Кудшо брих hу куло хад[70].

заин


[1] Я уже говорил в предисловии к переводу беседы на Симхас Бейс Шоэво, что это скорее подстрочник, «поток сознания», чем перевод. Это в значительной степени относится ко многим переводам на этом сайте, но в особенности – к переводам Сихойс койдеш. Предлагать же свой «вариант прочтения» и пересказывать это по-русски – как то не хочется. Примечание переводчика.

[2] различение

[3] верный пастырь

[4] Голова

[5] Переход. Хождение

[6] Глава (сынов Израиля)

[7] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[8] ноги

[9] материальный

[10] материальный (грубо-материальный)

[11] грешники

[12] бунтовщики

[13] Получатели. мн. ч. от мекабель

[14] «А Моше пас овец» (Шмойс 3, 1)

[15] «И узрел Исраэль великую руку (великое деяние), которое совершил Г-сподь над Мицраимом» (Бешалах 14, 31)

[16] «И различие сделает Г-сподь» (Воэйро 9, 4)

[17] «Я не знаю Г-спода» (Шмойс 5, 2)

[18] Элойким — Имя Вс-вышнего. Указывает на гвуро, цимцум, в противоположность имени Гавайехесед, тиферес, гилуй

[19] «Б-г даст ответ на благо Паро.» (Микейц 41, 16)

[20] «Ибо силою руки вывел нас Г-сподь из Мицраима.» (Бой 13, 16)

[21] «И рукою крепкой, и мышцей простертой» (Воэсханан 4, 34)

[22] сильная рука

[23] великая рука

[24] «Велик Г-сподь и прославлен весьма в городе Б-га» (Тегилим 48, 2)

[25] Святой (означает) отделенный

[26] «Нет столь святого, как Г-сподь» (Шмуэль Алеф 2, 2)

[27] был, есть и будет одновременно

[28] «Праведник, который умирает, присутствует во всех мирах еще более, чем при жизни» (Зогар 3, 71, 2)

[29] Гилуло — Подъем; уход праведника

[30] тело идет за головой

[31] не затронуло совершенно

[32] «Нагота земли»

[33] Мудрость. Сфира «хохмо». см. Ов, хохмо

[34] Сейхел — Разум

[35] «Говори сынам Исраэля, чтобы они отправились в путь.» (Бешалах 14, 15)

[36] старейшины

[37] учит галаху перед своим учителем

[38] Закон

[39] Самопожертвование

[40] Счет

[41] «Моше смирен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле» (Бегаалойсхо 12, 3)

[42] волнение, воодушевление.

[43] упал духом

[44] Сила «ма» — битуль

[45] среди великих не становись

[46] Сила «ма» — битуль

[47] «Сей раз возблагодарю Вс-вышнего» (Вайейцей 29, 35)

[48] ВИдение (Б-жественности)

[49] Слышание

[50] левиафан

[51] «На сей раз прильнет мой муж ко мне» (Вайейцей 29, 34)

[52] «Близость Б-га – благо» (Тегилим 73, 28)

[53] «Благо для меня» (Тегилим 73, 28)

[54] hойдоо — Благодарность. признание.

[55] Хешбон — Счет

[56] услышал

[57] слово Вс-вышнего

[58] «Говори сынам Исраэля, чтобы они отправились в путь.» (Бешалах 14, 15)

[59] «Поставим главу (над нами) и возвратимся в Мицраим» (Шлах 14, 4)

[60] препятствующий и задерживающий

[61] Крияс Йам Суф — Рассечение Красного моря

[62] «которое совершил Вс-вышний» (Бешалах 14, 31)

[63] прекращает свое существование

[64] «Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского» (Йисрой 20, 2)

[65] «(И все, что) у ближнего твоего.» (Воэсханан 5, 18)

[66] Кесер — Корона; сфира «кесер»

[67] сокровищница

[68] Выше

[69] Моойр — Светильник, источник света

[70] Израиль, Тора и Вс-вышний — единое целое