Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Симхас бейс шоево 5724

стр. 18

… и здесь мы видим, каким образом в пнимиюс[2] этих вещей становится понятны все эти вещи по простому, и это объяснение, {?которое находится в биур?}, и намек на это есть в шмонэ проким Рамбама в нескольких местах, достоинство, которое есть у баал тшуво[3] относительно цадика.

Речь не идет о награде, только о «я создан, чтобы служить своему создателю», в чем состоит достоинство {баалей тшуво} в служении Вс-вышнему? — превосходство {баал тшуво}, что праведник еще не прошел никакого испытания, и даже если у него было испытание — это все еще не испытание, которое было у баал тшуво, или он не находился в таком положении и ситуации, или, как Алтер Ребе подробно говорит в Тании в объяснении идеи ал тодин эс хавейрхо ад шетагиа лимкоймой[4], что если бы у него было йицрой бойер[5] и т.д. и т.д., со всеми подробностями, которые он там перечисляет, неизвестно, что бы с ним было. И правило, которое он говорит в Танах, ал йисhалел хойгер кимфатеах[6], если это, рахамоно лицлан[7] провал, это у праведника не было. И поэтому не только, что радость несравнимо больше у баалей тшуво, как говорилось выше, но также в отношении уверенности в будущем — неизвестно, что с ним будет дальше. Баал тшуво уже прошел это и уже знает, что это такое, и он на это сделал тшуво[8] и знает, как это предупредить, эйн хохом ке-баал hанисойон[9], у праведника этого нет, неизвестно, было ли у него такое испытание во всеми подробностями, как это было у баал тшуво.

И поэтому говорится, что в отношении ани ниврейси лешамеш эс койни[10], — несмотря на то, что у баал тшуво — сурой ро[11], что поэтому Магид объясняет, что «пусть не скажет человек ‘не хочу’, но — хочу, но отец мой в Небесах запретил мне», — это поведение праведников, а баал тшуво должен предпринимать все меры предосторожности, он должен кричать «я не хочу», лишь бы не споткнуться в этом грехе, поскольку сурой ро, но это дает уверенность, что он знает больше, как уберечься от этого греха, поскольку это с ним произошло.

И поэтому святость, которая связана с баалей тшуво, которую приносят баалей тшуво, это не только кдушо[12] на время, но — кдушо навсегда, поскольку он уже прошел этот мир, нижний мир, ниже которого нет, и он знает, что там делается, и у него было уже не только «ойле[13]» но также «йойред[14]«, и «мойрид шеол[15]» у него уже было, и «вайоал[16]» он прошел, и он предупреждает это, и он знает, как воевать с этим.

Хойгер кимфатеах, когда он только идет на войну, действительно, у него нет никаких пятен, это чистая душа, но — это ступень праведников, он не знает, что будет дальше, что поэтому также первые скрижали оказались непрочными, а вторые скрижали оказались прочными. На первый взгляд, это как раз наоборот, первые скрижали, как они были даны со всем раскрытием Б-жественности, которое у них было совершенно несравнимо со вторым скрижалями, вплоть до того, что там была Б-жественность в раскрытии, как говорится, что первые скрижали были даны «берааш[17]«, но Мидраш говорит, наоборот, именно потому, что были даны берааш, поэтому не сохранились, тогда зло не имело никакого существования, и потом, когда зло пришло — это было новой вещью, и были такие, которые йипойл hанойфел мимену[18]. Хотя это нигзор[19] на него с шести дней творения, как Геморо говорит в трактате Шабос, но — йипойл нойфел. Последние скрижали, которые были после провала дней которые между, это имело прочность — существования вовек и во веки веков.

И это есть также объяснение, что первая кдушо, которая была посредством работы цадиким[20], еще не знали, как это выглядит работа 39 увдин дэ-хол[21], тано сидуро дэпас катоней[22], все ганhогос[23], которые есть в Эрец Исроэл, сначала сразу получили приказание Вс-вышнего со всеми условиями, после этого начали трудиться, чтобы сделать из материальной земли, чтобы из нее сделать Эрец а-койдеш. Освятили ее на тот момент, но после этого было несколько аспектов и причин, от причины причин, которые привели к тому, что нисгало авойном[24], и после этого был аспект голус[25] и это прекратилось. Это не было вечным, поскольку не знали, какие испытания при этом могут быть. Им когда это пришло, то был провал, даже в трех заповедях, про которые сказано йеhорейг ве-ал йаавор[26], потом нашли способ, как это предупредить, вплоть до того, что добились ве-шоханти бесойхом[27] как изначально, как в дни Йегошуа бин Нун, пока не поставили это так, что «годол йиhйе Квойд габаис hазэ[28]«, как говорилось в маамаре Алтер Ребе, что это не приходит Свыше, но после этого это притягивается ниже и ниже, в «hамихтов михтав Элойким hу[29]«.

И это создало такую святость, что тогда нечего бояться, уже все попробовали {на себе}, и на все нашли «а эйцо[30]«, и он знает, как это предупредить, чтобы быть уверенным, и это то, что говорится о достоинстве служения баал тшуво, что хотя он должен иметь больше осторожности, поскольку сурой ро, но это не будет для него ничем новым, или новым испытанием, и не обескуражит его, и не встретит его неготовым, поскольку это уже было всегда.

И это есть объяснение идеи, то, что говорят, что кибуш[31] и первая кдушо освятили на тот момент, но не на будущее, а вторая кдушо освятила навеки тоже. И это есть ясные слова Рамбама, как это было {?показано?}, поскольку это так в духовности, тот так это выглядело в материальности, первая кдуша, говорит Рамбам, пришла посредством кибуш, не перевернули здойнос[32] в зхийос[33], не получили согласия 31 царя, чтобы они стали добром, но протрубили в шофар[34], и принесли арон койдеш[35], и «растаяли как воск», мциюс[36] зла перестало существовать, как это было с первыми скрижалями, которые были даны берааш, но в мире не было никакого рааш, это было чистое добро, после этого, когда нужно было начинать после кибуш организованную работу по простому смыслу, в ежедневной будничной работе, то, действительно, сделали хазоко[37], но это уже была хазоко в такой земле, что это не было исhапхо[38] зла, чтобы перевернуть его в добро, оно осталось в своей силе.

Как это говорится в Торе, что во время Дарования Торы было, что со всех четырех сторон света кричали{?} онойхи[39], но, когда было «бимшойх hайойвел hеймо йаалу боhор[40]«, знак ухода Шхины, тогда началась работа — самая тяжелая война, вплоть до провала в трех грехах, которые йеhорейг ве-ал йаавойр, как это было тогда во время греха эгель[41].

И поэтому эта хазоко, которая приходит после такого кибуша, не может быть сильнее, чем сам кибуш, в явном виде, по простому смыслу. Подобно тому, как это в авойдо[42], что поэтому святость, прежде чем он прошел различные испытания, нельзя быть уверенным, когда завтра придет новое испытание, сможет ли он его выдержать, неизвестно, или это временно, или это также на будущее.

И поэтому хазоко, приходящая после кибуш, не может быть сильнее, поскольку она — следствие кибуш. И об этом говорит Рамбам, что это да было хазоко, но через что была эта хазоко, не посредством исhапхо дурного начала, даже не посредством искафья[43], но что — посредством кибуш. Но тогда хазоко не помогает, она не может быть сильнее, чем кибуш, поскольку Рамбам уточняет, не посредством кибуш, не посредством того, что была война, и враг остался врагом, хотя и был побежден, но было оглашено, что каждый, кто хочет (Гашем Элойков имой) вайоал[44], что леумас зэ[45] отвечает омейн, способом искафья, и тем более и тем более, способом исhапхо, не посредством кибуш, который остается, подобно войне с 31 царем, но такой сорт кибуш, что это не аспект кибуш, но он делает гам ойвов йашлим имой[46], тогда это хазоко, что после этого это остается навечно.

Это есть также история, которую я не слышал от своего тестя, поэтому я не буду пересказывать в точности, я нашел это в бихл[47], что однажды Алтер Ребе говорил хасидус, и говорил о достоинствах Мошиаха относительно Мойше рабейну, и после этого у него было видение во сне, и была на него кфейдо[48], и после этого он объяснил, и после этого он объяснил, что это различие между доктором, который уже имеет практику, и доктором, который только начинает.

Это совершенно непонятно, какое отношение имеет здесь врачевание — опытный, или неопытный доктор. Но в общем это, что Мойше — он гоэл ришойн[49], и он — гоэл ахаройн[50], но это был доктор, который только начинает, вошли {в ЭИ} посредством кибуш, и не знают, как будет идти работа. Тот, о ком сказано «эс хольену hу носо[51]«, что это говорит о работе Мошиаха, как он объясняет подробно в Сангедрин, что проходят через все испытания, и это не посредством кибуш, и это будет ойвов йашлим имой, начиная с искафьо, и заканчивая исhапхо, что здойнос становятся ему как зхийос, что это приводит солахти кидворехо[52], дарование последних скрижалей, которые не были сломаны и существуют вовек и во веки веков, и как он говорит, что арон также сейчас находится полностью, и раскроется в скором будущем действительно, с приходом Мошиаха цидкейну.

И здесь Рамбам делает к этому общее предисловие: о чем идет речь, когда говорится о вещах, которые приходят посредством работы человека, что работа человека может быть или как доктор, который только начинает, и йецер hо-ро[53] остается в своей силе, подобно тому, как служение бейнони[54], как Алтер Ребе подробно объясняет в Тании, само собой, даже если пройдет день или год или шмита[55], и он ведет себя в соответствии с тем, что говорится «не совершал греха и не совершит никогда», тем не менее, это остается в своей природной силе, и наоборот, еще усиливается, посредством того, что пользуются им, как он объясняет там подробно.

Когда, однако, это было таким образом, что он имеет опыт работы со злом через искафья, и он при этом не остановился, и это стало исhапхо, не идея кибуш, но ойвов йашлим имой, не аспект «холол бекирби[56]«, но, как он говорит в Йерушалми относительно Авраама, «умоцосо эс левовой неэмон лефонехо[57]«, с двумя бейс, что йецер hо-ро также так делало, бехол левовхо[58]бишней йецорехо[59], вплоть до способа исhапхо, тогда это уже опытный доктор. Но все это только в отношении вещей, которые зависят от работы человека.

После этого есть аспект, что посредством работы человека притягивают свыше не только аспект руах айси руах веамших руах[60], награду в соответствии с работой человека, как берут это — для этого достаточно только приготовить сосуд, быть кли рейкон[61], и тогда притягивается Свыше в соответствии с роцон[62] Свыше, что это была идея ве-шоханти бесойхом, и Мойше задал вопрос, и после этого Шлоймо задал вопрос, и этот вопрос остается {без ответа?} hейн hашомаим ушмей hашомаим лой йехалкелухо веаф ки габаис hазэ[63], и нет никакого ответа на это, почему нет никакого ответа, и поэтому этот вопрос продолжает существовать. Объяснение на это, что баис — это не идея йехалкелухо, настолько, насколько хочется на «небесах и небесах небес», это только идея что делают кли рейкон, и после этого нойсен беаин йофо нойсен[64], в соответствии с силой Высшего, как это у Высшего кумт ойс[65], и тогда не имеет значения, что происходит с мато[66], поскольку Высший уже дал, как счел нужным.

И это дает после этого силу, что даже после того, как он упал со своей ступени, и на первый взгляд непонятно, каким образом может быть после «семь раз упадет», и после этого, чтобы было «ве-ком[67]«, ведь нельзя самого себя схватить за волосы и вытащить, нужно иметь на что опереться, что это йесойд кайом[68], бал йимойт леойлом.

И это есть hакдомо[69], которую Рамбам подробно объясняет в hалохо, что первое — что Шхино эйно бтейло[70], поскольку это берется из такого места, что нецах Исроэл лой йешакер велой йинохейм[71], там не имеет отношения идея битуль[72], нужно было только найти место, hамоком ашер йивхар[73], и там поставить эти и эти вещи, для того, чтобы было, чтобы первый раз стало Шхино здесь внизу. И когда это было после Дарования Торы, что это различие, что то, что было раньше внизу, в ган Эйден, это было в то время, когда еще была гзейро[74], что высшие и нижние — это две различные вещи, но, когда это было после Дарования Торы, когда гзейро была уничтожена, когда первый раз Шхина была внизу, не способом «воэсhалейх бооhел[75]«, но способом менухо венахало[76], тогда дела человека не могут это затронуть.

И тем более и тем более, если даже шеореhо товъу боорец[77], как Хазал объясняют, что Невухаднецар ничего не мог сделать с воротами, которые только погрузились в землю, со стороны воли Свыше, тем более и тем более Святость, которая связана с этими шеорим, и кдушо, которая находится в этих шеорим.

Когда Шхино эйно бтейло леойлом, это дает силу, что после того, как есть кдушо ришойно[78], способом кибуш, что это прокладывает путь на вторую работу, уничтожение зла и битуш[79] в общем, и после этого есть кдушо шнийо[80], может быть после этого, что было шева йипойл и после этого будет во-ком, поскольку он опирается на аспект, который эйной ботейл леойлом[81]. И тогда, когда он идет не таким порядком, что он оставляет йецер hо-ро в своей полноте, и он его только койвеш[82] временно, но искафья и после этого исhапхо, вплоть до ойвов йашлим имой, бехол левовхо, бишней йецорехо, это приносит кдушо, которая эйно бтейло леойлом. И это есть также связь, которая в посуке, как аспект Суккойс по простому смыслу, что это есть достоинство баалей тшуво, что это есть преимущество суккос относительно Пейсах, вплоть до того, что там говорится три раза симхо[83], и три раза — это хазоко, это есть кидшо лешаато векидшо леосид ловой, но Пейсах — это не так, после этого пришел аспект хейт hоэгел[84], также то, что он говорит далее, что возвратившиеся изгнанники создали такой вид святости, как со дней Йегошуа бин Нун, и тогда также так не было, поскольку освятили шмитин[85] и йовлойс[86], и это было таким образом, что освятили на тот момент и освятили на будущее, что это раскроется ниже десяти ладоней с приходом Мошиаха цидкейну.


[1] На мой взгляд, это потрясающая сиха о превосходстве баалей тшуво перед цадиким (вообще – это одна из «любимых» тем Ребе, можно вспомнить «навскидку» – маамар на Симхас Тойро 5742 и еще). Переводить Сихойс Койдеш очень трудно – это запись слов Ребе на идиш «один к одному» (если это будний день – как правило – это расшифровка записи с кассеты). Я не знаю, насколько понятен этот «подстрочник» – но мне не хотелось отступать от языка оригинала. Я начал переводить с середины, речь идет о Галахе, что «первая святость (т.е., захват Эрец Исроэл во времена Йегошуа) освятила только на свое время, вторая святость (возвращение в Эрец Исроэл во времена Эзры) освятила на свое время и освятила вовеки». Ребе приводит слова Рамбама, и после этого объясняет идею этой hалахи с т.зр. хасидизма, как различие «цадиким» («первая святость») и «баалей тшуво» («вторая святость») Примечание переводчика.

[2] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[3] Букв. «обладатель тшувы». Раскаивающийся грешних

[4] не суди своего товарища, пока не окажешься на его месте

[5] дурное начало его горит

[6] «Пусть не хвалится опоясывающийся (своим оружием), как распоясывающийся.» (Млахим Алеф 20, 11)

[7] не дай Б-г

[8] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[9] Нет мудреца, подобного тому, кто это испытал

[10] «Я создан, чтобы служить своему Создателю»

[11] «отход его — зол» (т.е., он легко может вернуться к прежним ошибкам)

[12] Кдушо — Святость

[13] поднимающийся

[14] опускающийся

[15] «Низводит в преисподнюю» (Шмуэль Алеф 2, 6)

[16] «И поднимает.» (Шмуэль Алеф 2, 6)

[17] «с шумом»

[18] «Упадет, кому упасть, с него» (Ки сейцей 22, 8)

[19] постановлено (Свыше)

[20] Мн. число от «цадик«

[21] будничные дела

[22] Тана объясняет порядок приготовления хлеба

[23] поведение

[24] раскрылся их грех

[25] Голус — Изгнание

[26] будет убит, но не нарушит

[27] «Я пребывать буду среди них» (Трумо 25, 8)

[28] «Больше будет слава дома этого последнего (второго), чем первого» (Хаггай 2, 9)

[29] «И письмо, письмо Б-жье оно, начертано на скрижалях.» (Тисо 32, 16)

[30] «совет»

[31] захват

[32] грехи

[33] заслуги

[34] Шойфор — Шофар

[35] Ковчег Завета

[36] Мциюс — Существование. Реальность

[37] Твердая уверенность

[38] переворачивание (тьмы в свет)

[39] «Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского» (Йисрой 20, 2)

[40] «(А) по долгом трублении рога могут взойти на гору.» (Йисрой 19, 13)

[41] телец

[42] Авойдо — Работа; служение.

[43] Искафья — Подавление (дурного начала). См. также исhапхо

[44] «Г-сподь, Б-г его, с ним, и да взойдет он!» (Диврей гаЙамим Бет 36, 23)

[45] Сторона, противоположная Святости

[46] «То и врагов его примирит с ним» (Мишлей 16, 7)

[47] книжка (обычно — хасидская рукопись)

[48] недовольство

[49] первый избавитель

[50] последний избавитель

[51] «Но болезни наши переносил он» (Йешайа 53, 4)

[52] «Я простил, по слову твоему.» (Шлах 14, 20)

[53] Йецер го-ро — Дурное начало

[54] Бейнони — Средний

[55] седьмой год

[56] «сердце мое сокрушено (букв. «пусто») во мне.» (Тегилим 109, 22)

[57] «И Ты нашел его сердце верным перед Тобой» (Нехемия 9, 8)

[58] «Всем сердцем твоим» (Воэсханан 6, 5)

[59] обоими твоими началами

[60] дух приводит дух и притягивает дух

[61] Пустой сосуд

[62] Роцойн — Воля, желание

[63] «Ведь небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем более этот дом, который я построил.» (Диврей гаЙамим Бет 6, 18)

[64] дающий подарок — дает по максимуму

[65] решено

[66] Ниже

[67] «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет» (Мишлей 24, 16)

[68] прочная основа

[69] предисловие

[70] Шхина не прекращается

[71] «Сильный Исраэйля не солжет и не раскается» (Шмуэль Алеф 15, 29)

[72] Битуль — Подчинение, самоустранение

[73] «место, которое изберет Вс-вышний» (Рээй 12, 11)

[74] Установление, декрет (часто — антиеврейский)

[75] «Странствовал в шатре и в скинии.» (Шмуэль Бет 7, 6)

[76] «покой и удел» (Рээй 12, 9)

[77] «Ушли в землю ворота ее» (Эйха 2, 9)

[78] первая святость (когда впервые вошли в Эрец Исроэл во времена Йегошуа)

[79] разбивание

[80] Вторая святость (возвращение в Эрец Исроэл во времена Эзры)

[81] неуничтожима вовек

[82] захватывает

[83] Симхо — Радость

[84] Грех золотого тельца

[85] седьмые годы

[86] пятидесятые годы