11 Нисана, выпадающего в этом году на 24 марта, евреи всего мира празднуют столетие со дня рождения Любавичского Ребе.
Юбилей Ребе имеет для нас огромное значение в первую очередь потому, что речь идет не просто об авторитетнейшем духовном лидере еврейского народа современности. Ребе всей своей жизнью доказал, что личность может в огромной мере влиять на историю. Не вызывает никаких сомнений, что то, как выглядит современное еврейство, несет на себе яркий отпечаток жизни этого удивительного человека. 100 лет Ребе почти совпали с XX веком. Итак, какими они были?
1902 год. Детство
Из обращения Ребе в январе 1990 года
«У детей есть сильное чувство, что они являются центром Вселенной, и все создано для того, чтобы им служить. В этом эгоцентризме, разумеется, присутствуют негативные аспекты, но ощущение себя, определяющее человеческое бытие, играет центральную роль в задаче созидания. По этому поводу Талмуд гласит: "Каждый человек должен сказать: ради меня был создан мир". Задача образования - направлять это врожденное убеждение на верное выражение: личность должна расценивать каждую мысль и действие как реально и глобально значимые».
Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон родился в пятницу 18 апреля 1902 года (по еврейскому календарю 11 Нисана 5652 года) в Николаеве. Его отец, рабби Леви-Ицхок Шнеерсон, был известным знатоком Кабалы и Талмуда, мать — ребецн Хана — из семьи потомственных раввинов.
Когда Менахему-Мендлу было 7 лет, семья переехала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), где рабби Леви-Ицхок стал главным раввином города.
Для евреев царской России это были тяжелые годы, годы погромов и преследований. Ребецн Хана вспоминала, как в 1905 году, чтобы переждать погром, множество еврейских семей были вынуждены прятаться в укрытии. Дети пребывали в страхе, и, чтобы из-за их плача или неосторожного поступка не обнаружили тайник, родители успокаивали их ценой неимоверных усилий, хотя и сами с трудом преодолевали то же чувство. Трехлетний Мендл подходил к малышам, ободрял. Годы спустя Ребе опишет свое раннее детство как время, когда его мировоззрение и жизненные задачи уже были сформированы. Будучи мальчиком, он уже обнаруживал те уникальные задатки, которые впоследствии реализовались в его учении и делах.
Он видел, что хотя на уровне деяния ребенок не соответствует взрослому, на уровне личности — иное дело. И, наделенное собственными преимуществами — детской верой, честностью, энергией, энтузиазмом, жаждой знания, чувством собственной значимости, — дитя является подобием взрослого. Так что задача образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, но и в том, чтобы взрастить и сохранить дары, данные детством, направить их к максимально позитивному выражению.
Все это для Ребе не было только теорией. В 1980 году он организовал «Цивойс Ашем», свою «детскую армию», призванную нести спасение миру. С самого начала он воспринимал детей как основную, авангардную силу своей деятельности, они были его самыми большими энтузиастами и посвященным «войском». Несколько раз в году Ребе организовывал детские собрания. Он говорил на доступном всем языке, но без снисхождения, отдавая детям «приказы», в которых проявлялось его отношение к ним как к полноценным участникам человеческой миссии в этой жизни.
О юности Ребе мало сведений — по той простой причине, что в эти годы все дни и ночи он посвящал своему собственному образованию. Известный как одаренный ученик, он окончил хедер в раннем детстве и обучался у частных учителей, а вскоре под руководством отца и вовсе начал самостоятельные занятия. Уже в отрочестве Мендл переписывался со знаменитыми исследователями Торы.
Будучи мировым лидером Хабад-Любавич, Ребе основал около дюжины ешив, включая академии по изучению Торы в Марокко (1950), Австралии (1950), Монреале (1957), Майами (1974), Сиэтле (1976), Каракасе (1977), Лос-Анджелесе (1978), Буэнос-Айресе (1980) и Йоханнесбурге (1984).
Из обращения Ребе весной 1962 года
«Наши мудрецы утверждают, что Б-г создал мир потому, что пожелал обитать в материальном мире. Как правило, человек осуществляет свою жизненную задачу не тогда, когда запирается в комнате, молясь и учась в течение целого дня, но когда выходит во внешний мир и пытается превратить его в святое, Б-жественное место. Однако чтобы по-настоящему реализовать эту цель, нашей вовлеченности в материальный мир должен предшествовать период тотального погружения в мир духовный. Так было в истории нашего народа: перед тем, как израильтяне вошли в Святую Землю, они скитались по пустыне 40 лет. Соответственно, на индивидуальном уровне все это выглядит следующим образом: начинается жизнь годами, освобожденными от материальных забот, полностью посвященными учебе. То же и на уровне каждого дня: мы начинаем его отстранением от внешнего мира - для молитвы и изучения Торы».
Первая мировая война
Первая мировая война наводнила Россию толпами беженцев. Многие из них прибывали в Екатери-нослав, где вдобавок к острой нехватке продовольствия, жилья и предметов первой необходимости им приходилось сталкиваться с враждебностью местных властей. Евреи, в частности, страдали
от классических антисемитских обвинений в якобы сотрудничестве с врагом, подвергались арестам, облавам ради выкупа, доходило и до казней.
Родители Ребе для беженцев открыли двери своего дома и делали все возможное для их обеспечения, выкупа пленников, ходатайствовали за обвиняемых перед правительством с риском для собственной жизни и свободы. И сын их не оставался в стороне — во всех этих делах принимал активное участие. Годы спустя он вспоминал то глубокое, неизгладимое впечатление, которое производило на него, четырнадцатилетнего мальчика, благочестие его родителей, в особенности матери. Внимание к материальным нуждам ближнего всегда было краеугольным камнем движения Хабад, с самого его возникновения. И Ребе, в разное время стоявшие во главе этого движения, никогда не считали себя исключительно «духовными» лидерами, поскольку физическое состояние людей было для них не менее важно, чем состояние душ. В царской России они основывали сельскохозяйственные поселения и фабрики для производства продуктов питания, необходимых нуждающимся евреям, при коммунистическом режиме тайно поддерживали «контрреволюционеров», лишенных всех средств существования, в разгар Холокоста посылали эмиссаров на помощь узникам лагерей смерти. Седьмой Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон в одной из своих бесед, цитируя основателя Хабада рабби Шнеура-Залмана из Лядов, сказал: «Внимание к материальным нуждам ближнего — самая высокая добродетель».
Сегодня его последователи управляют наркологическим реабилитационным центром в Калифорнии, вывозят самолетами детей из радиоактивной чернобыльской зоны, содержат благотворительные кухни в разных городах от Иерусалима до Москвы. Согласно указаниям Ребе создан ряд беспроцентных фондов для ссуд и последователи Ребе значительную часть своих средств выделяют на обслуживание социальных нужд общины.
1923-й. Советские евреи
Из речи Ребе летом 1964 года
«Давайте все скажем "лехаим" за тех, кто там [в Советской России], и пожелаем им иметь возможность изучать Тору, соблюдать заповеди и избежать страданий от рук их злобных гонителей. Еврейский народ - это одно тело. Одна и та же кровь течет в его органах: вливание жизненной силы в один орган укрепляет все тело. Когда мы здесь укрепляем нашу преданность иудаизму, мы укрепляем их. Они, в свою очередь, своим самопожертвованием ради иудаизма укрепляют нас. И они делают для нас больше, чем мы для них...»
В 1923 году Менахем-Мендл Шнеерсон познакомился с рабби Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном, шестым Любавичским Ребе, учителем и лидером всемирного движения Хабад-Любавич.
Уже шесть лет как партия коммунистов захватила власть в Российской Империи, и Евсекция (Еврейская секция), основанная Иосифом Сталиным, начала безжалостную войну против иудаизма: повсеместно закрывались еврейские школы, синагоги и религиозные организации. Религиозных лидеров арестовывали, многие из них были вскоре расстреляны в подвалах ЧК.
Рабби Йосеф-Ицхок вел борьбу за сохранение иудаизма в Советской России, посылая своих эмиссаров во все концы страны для создания подпольных школ, микв, налаживания каналов доставки финансовой помощи и кошерной пищи. В его тайную, очень опасную работу включился и Менахем-Мендл Шнеерсон. А в 1926 году в роду Шнеерсонов произошло большое событие: состоялась помолвка Менахе-ма-Мендла со второй дочерью рабби Йосефа-Ицхока Хаей-Мушкой.
Когда летом 1927 года агенты ГПУ пришли в ленинградскую квартиру рабби Йосефа-Ицхока, чтобы его арестовать, Хая-Мушка сумела через окно подать знак жениху о случившемся, так что ему удалось своевременно убрать «улики», предупредить об опасности тех, кого было необходимо, а впоследствии задействовать все международные силы для отмены смертного приговора, вынесенного рабби Йосе-фу-Ицхоку, и в конце концов добиться его освобождения.
Долее оставаться в стране, где в любую минуту ему грозила смертельная опасность, было более чем рискованно, и в 1927 году рабби решился на отъезд. Но на месте оставалась хорошо отлаженная нелегальная сеть учителей и активистов, и рабби Йосеф-Ицхок продолжал руководить их деятельностью по другую сторону «железного занавеса» вплоть до своей кончины в 1950 году.
Менахем-Мендл был одним из тех немногих членов семьи Шнеерсонов, которым разрешили выехать из страны вместе с рабби Йосефом-Ицхоком, он всегда был активным помощником тестя во всех его делах. В самые мрачные годы антирелигиозных гонений, уже будучи Любавичским Ребе, Менахем-Мендл через множество тайных каналов продолжал поддерживать контакты с евреями Советского Союза и посылал к ним под видом туристов или бизнесменов своих верных эмиссаров. С падением коммунистического режима «сеть» Ребе вышла из подполья, продолжая предоставлять материальную и духовную помощь русским евреям, только теперь уже открыто. И сегодня на всем постсоветском пространстве эмиссары движения Хабад-Любавич помогают евреям возрождать традиционное национальное наследие.
Всякий раз, когда при Ребе заходила речь о страданиях советских евреев и громадных жертвах, которые они понесли из-за приверженности своей вере, его переполняли сильные чувства. И что бы ни приходилось делать для них, он часто говорил, что это всего лишь мельчайшая часть того, что они дают всему еврейскому народу своей мужественной преданностью нашей общей судьбе.
1928-й год. Свадьба
Из обращения Ребе в мае 1984 года
«Муж и жена составляют единое целое, у них одна душа; и Б-гу было угодно, чтобы душа эта на протяжении определенной части ее жизни на земле теплилась в этих двух отдельных телах и каждая ее половина выполняла свое назначение в жизни отдельно до того момента, когда Б-г соединит их женитьбой.
Это объясняет ту великую радость, которая сопутствует свадьбе, - радость, не имеющую себе равных ни в каких других случаях. Две половины души, разделенные с рождения и росшие в разных домах, разных общинах, возможно, даже в разных странах, соединились силой Того, Кто составляет пары. Что может быть выше этой радости?»
В декабре 1928 года в Варшаве состоялась свадьба Менахема-Мендла и Хаи-Мушки. К тому времени героическая борьба шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхока Шнеерсона за права советских евреев получила всемирное признание, снискав ему глубокое уважение тех, во имя кого она велась. Свидетельством этого уважения стало присутствие на церемонии многочисленных раввинов, крупных духовных и светских лидеров европейского еврейства, а также тысяч других людей самых разных убеждений.
Начиная свадебную церемонию, отец невесты сказал: «По традиции, души предков невесты и жениха являются на свадебное торжество и участвуют в нем... Моим приглашением им будет маамар (речь об учении хасидизма), в котором я повторю поучения наших святых и праведных предков: Алтер Ребе (рабби Шнеура-Залмана, основателя хасидизма Хабад), Ребе Дова-Бера и нашего прадеда Ребе Менахема-Мендла из Любавича (тезки последнего Любавичского Ребе) и другого нашего прадеда — Ребе Шмуэла из Любавича, а также моего отца, деда невесты (Ребе Шолома-Дова-Бера). Как говорили наши мудрецы: "Всякий, кто повторяет поучение, должен представить, что перед ним стоит сам его автор"».
Все, кто присутствовал на свадьбе, позже вспоминали то осязаемое ощущение святости, которая наполняла помещение, когда Ребе Йосеф-Ицхок произносил свою речь.
Той же ночью за сотни километров от Варшавы состоялась другая свадьба, но, увы, без реальных невесты и жениха. В Днепропетровске родителям Менахема-Мендла, которых советские власти постоянно донимали за их деятельность на благо иудаизма, было отказано в выезде на свадьбу сына. Но хотя «железный занавес» не дал им возможности присутствовать на свадьбе своего первенца, тем не менее они решили порадоваться его счастью насколько в их ситуации это было возможно. В своих волнующих воспоминаниях мать Ребе ребецн Хана описывает свадебное торжество, состоявшееся в их доме, на котором жених и невеста не присутствовали физически, но радость сияла так же ярко, как сильна была боль в сердцах родителей жениха.
...Жизнь отца Ребе рабби Леви-Ицхока Шнеерсона закончилась трагически: в 1939 году его арестовали, жестоко пытали и отправили в казахстанскую ссылку, где в 1944 году он и умер от болезней и лишений.
1930-е. Тора и наука
Из послания Ребе в марте 1954 года
«Вера в Единого Б-га ведет к вере в единую Тору, из чего следует, что мы должны быть "единым народом на земле". Другими словами, во всех делах человек должен стремиться к единству, ибо только тогда вера в единство Б-га будет полной.
Примечательно, что эта идея ведет и к успехам в науке, в особенности в последние годы. Все больше и больше научные теории и исследования концентрируются на стремлении выразить все физические явления одной формулой и, что еще важнее, открыть единую объединяющую силу, которая скрывается за всеми другими с тем, чтобы их можно было представить как аспекты или частные случаи этой единой силы».
Вскоре после свадьбы Менахем-Мендл с женой переехали в Берлин, где он поступил в Берлинский университет, чтобы изучать философию и математику. А когда в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер, супруги переехали в Париж, и Ребе продолжил учебу в Сорбонне и в Парижском инженерном колледже вплоть до 1938 года.
Хотя и в дальнейшем он совершенствовал свое академическое образование в ведущих университетах Европы, главным для него было другое — углубленное изучение Торы и работа на благо русских евреев. В связи с этим Ребе несколько раз ездил к тестю в Ригу, а позже — под Варшаву, в Отвоцк.
Что касается науки, то на протяжении всех лет своей сознательной взрослой жизни Ребе обращал внимание на то, как обнаруживается ее связь с религией на разных уровнях. В вопросе о разногласиях между ними Ребе отвергал «апологетический» подход, который интерпретировал библейские тексты и другие аспекты веры таким образом, чтобы они легче согласовывались с господствующей научной теорией. Было время, писал Ребе в своих многочисленных посланиях на эту тему, когда ученые верили, что определенные «факты» могут быть проверены и доказаны «научными методами». Однако сегодня уже обще-признано: научный метод не может «проверить и доказать факт», а пригоден скорее для установления большей или меньшей достоверности гипотезы. Для верующего еврея, держащего в руках документ, который, он уверен, является Откровением Создателя природы и ее законов, нет никакой причины — на самом деле, никакой научной причины — модификацировать эту истину. Модифицировать в силу того, что она якобы противоречит гипотезе, которой наука — на ее современной ступени развития и при ее современном запасе знаний — приписывает определенную степень достоверности.
Ребе рассматривал взаимоотношения религии и науки скорее как сотрудничество, нежели как борьбу. На самом элементарном уровне он видел безграничные возможности использования технологических аспектов достижений науки для того, чтобы сделать мир лучше, гармоничней, Б-жественней. На более глубоком уровне, как он доказывал, определенные истины о Б-ге и Его отношении к нашей реальности становятся все более доступными человеческому пониманию в перспективе той реальности, которую наука открывает человеку.
Вот лишь один из многих примеров, приводимых Ребе. Неотъемлемой частью еврейской религии является концепция «Б-жественного предопределения»: Б-г знает о каждом событии во вселенной, и ничто не происходит без Его воли — от рождения звезды в отдаленной галактике до трепета листа на ветру неподалеку в лесу; все эти события учтены в Его генеральном плане творения, они и есть проявления реализации этого плана. У древних поколений такая идея господствовала в качестве разумного доверия. Еврей мог лишь принять ее на веру. Сегодня, когда мы наблюдаем посадку космического аппарата на Марсе и используем кремниевый чип для выполнения миллионов вычислительных операций в секунду, не требуется большого «скачка веры», чтобы понять: Тот, Кто заложил такой потенциал в Свое творение, наверняка обладает им Сам.
И, наконец, в науке Ребе видел способ познания Б-жественного. Углубляясь в изучение природы творения, мы приходим к знанию, любви и благоговейному страху перед лицом Творца, считал он. И хотя этот путь существовал всегда, новейшие открытия и теории во многих областях науки позволили продвинуться намного дальше в построении величественной картины и проникнуть гораздо глубже в существо явлений, чем прежде.
1940-й. Бегство из Европы
Из частного письма Ребе (декабрь 1944 года)
«Ваше письмо... пробудило воспоминания о том времени, когда мы были вместе в Виши и Ницце, в условиях, для нас обоих непривычных.
Когда человек оказывается вырван из своей привычной среды.., некоторые черты его характера становятся заметны в своей первозданной чистоте, не искаженные ожиданиями общества. Часто эти черты обнаруживают скрытую доброту человека, о которой он сам, возможно, даже не подозревал, поскольку она была скрыта под слоем "манер" и социальных условностей. Счастлив тот, кто не позволит этим чертам исчезнуть после того, как он обретет, наконец, постоянное пристанище и покой».
14 июня 1940 года войска нацистской Германии вошли в Париж. Французский генерал предложил Ребе поселиться в деревне. Но Ребе осознавал истинное значение нацистской оккупации и покинул французскую столицу на одном из последних поездов. После опасного перехода границы оккупированной зоны они с женой оказались в центре Франции, в Виши, а затем, спустя несколько месяцев, перебрались на юг Франции, в Ниццу, после чего совсем покинули Европу.
Пережив бомбежки и оккупацию Варшавы, тесть Ребе в марте 1940 года сумел перебраться в Нью-Йорк. Все это время он продолжал кампанию по спасению дочери и зятя и их переселению в Соединенные Штаты.
Впоследствии ребецн вспоминала, что в продолжение всего их пути, когда им удавалось вырваться буквально из-под носа наступавших немцев, Ребе проявлял характерную для него самоотверженную заботу о других и в мельчайших деталях соблюдал еврейские закон и традиции. Характерно и то, что он всегда находил возможность сосредоточить внимание на положительных аспектах любых переживаний — даже если ты беженец, бросивший дом ради спасения жизни.
12 июня 1941 года в столице Португалии Лиссабоне Ребе и ребецн ступили на борт корабля «Sopro Pinto», который направлялся в США. В понедельник 23 июня (по еврейскому календарю 28 Сивана) в 10.30 утра они уже прибыли в Нью-Йорк.
1941-й. Катастрофа и восстановление еврейства
Из письма Ребе (1965 год) человеку, пережившему Катастрофу
«...Помнить - это поистине императив и обязанность - особенно в свете набирающей силу кампании, которая имеет целью все предать забвению. Но помнить - только одна часть задачи, которую мы должны выполнить. Вторая, гораздо более важная часть - это активное противодействие гитлеровскому так называемому "окончательному решению"...
Ваша первая обязанность - жить: вести упорядоченную жизнь женатого человека, содержать еврейский дом и еврейскую семью. Это окончательно подведет черту под поражением Гитлера: ему не только не удалось уничтожить конкретного вижницкого хасида, но этот вижницкий хасид вырастит детей и внуков, поколение за поколением вижницких хасидов. И я говорю это не фигурально, хотя это и неважно, вижницкий хасид или любавичский, или просто еврей, который живет согласно букве и духу Торы...»
Катастрофа затронула Ребе так же, как и миллионы людей того поколения. Его младший брат Дов-Бер был расстрелян и похоронен в братской могиле, как десятки тысяч других евреев, жертв массовых убийств, совершенных немцами вскоре после оккупации Днепропетровска осенью 1941 года. Была убита любимая бабушка и другие члены семьи. Жена Ребе лишилась младшей сестры Шейны, погибшей в Треблинке вместе с мужем и приемным сыном...
В своих трудах и дискуссиях Ребе отказывался от какого-либо теологического толкования Катастрофы. Ибо какое надо иметь самомнение и еще большее бессердечие, чтобы приводить обоснования смерти и мук миллионов невинных мужчин, женщин и детей?
Мы можем лишь согласиться с тем, что есть вещи, которые лежат за пределами понимания ограниченного человеческого разума. Вслед за своим тестем Ребе мог бы сказать: «Не мое дело судить Б-га за это. Только Сам Б-г может ответить за то, чему Он позволил случиться, и единственный ответ, который мы примем, — это немедленное и полное искупление, которое навсегда изгонит зло с лица земли и откроет доброту и совершенство, присущие Б-жьему творению».
Тем, кто утверждал, что Катастрофа опровергает существование Б-га и Его провидения над нашими жизнями, Ребе говорил: «Наоборот, Катастрофа решительно опровергла возможность осуществления какой бы то ни было религии, основанной на человеческой морали. Разве не те же самые люди, которые превозносили культуру, научный прогресс и философскую мораль, совершали самые низменные зверства в истории человечества? Кроме всего, Катастрофа учит нас, что моральное и цивилизованное существование возможно только при наличии веры в Высшую Силу и подчинения ей».
Ребе также говорил: «Наши оскорбительные, преступные претензии к Б-гу по поводу того, что случилось, сами по себе отчетливо демонстрируют, какова наша вера в Него и Его доброту. Ибо если у нас, помимо всего этого, нет никакой веры, то против чего мы восстаем? Против слепой игры судьбы? Против случайного расположения кварков, образующих вселенную? Мы восстаем только потому, что верим в Б-га, потому, что мы уверены в существовании истины и лжи и в том, что истина непременно должна восторжествовать. Как Моше, мы восклицаем: "Почему, Б-г мой, сделал Ты зло народу Твоему!?"»
И все же самым важным для Ребе в Катастрофе было не то, как мы ее понимаем или не понимаем, и даже не то, как мы чтим память ее жертв, а то, что мы делаем. Если мы позволим боли и отчаянию отбить у нас желание растить новое поколение евреев в строгом соответствии с их еврейством, то гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса» будет реализовано. Не дай Б-г. Но если мы восстановимся, вырастим поколение гордое и уверенное в своем еврействе, тогда победа за нами. И Ребе принялся за это дело: возглавив образовательное и социальное направления Хабада, он задействовал программы, которые до конца века были призваны обеспечить возрождение еврейской жизни в мире после Катастрофы.
1943-й. Писатель и учитель
Из эссе Ребе «О сущности хасидизма»
«В Торе четыре основных уровня интерпретации: пшат - дословное значение; ремез - скрытое, подразумеваемое значение; драш - гоми-летическое, расширенное значение; сод - эзотерическое значение. Каждый из этих уровней особым образом определяет и выражает Бесконечный Б-жественный Свет, заключенный в Торе. Однако учения хасидизма не ограничиваются никакой определенной формой. Хасидизм охватывает все четыре измерения Торы, выходит за их пределы, объединяет их и заставляет жить каждое из них».
В 1943 году Ребе опубликовал «А-Йом Йом» — книжечку карманного формата с хасидскими изречениями на каждый день года. Несмотря на ее внешнюю скромность вскоре она стала настоящим руководством в духовной жизни каждого хасида. В течение второй половины XX века вышли в свет более 200 томов эссе, посланий, писем и речей Ребе, посвященных разъяснению практически всех разделов Торы (громадного объема законов и знаний, накопленных евреями на протяжении 3300 лет изучения и исполнения заповедей Б-га, произнесенных на Синае).
Вначале мир услышал о Ребе как о крупном лидере и комментаторе, но не менее важную роль сыграли его революционная философия и отношение к жизни. Влияние его учения и легендарная преданность его последователей поразительны.
Впервые учение Ребе прозвучало на фарбренгене — «хасидском собрании», на котором он обратился к тысячам хасидов и другим людям самых разных убеждений.
Фарбренген мог продолжаться шесть, восемь и даже десять часов, и в, этом не было ничего необычного. Он состоял из сихос — «бесед», в коротких перерывах между которыми звучали песни и лехаим. После каждого фарб-ренгена группа избранных последователей повторяла и записывала речи Ребе. Многие из этих записей он впоследствии редактировал и снабжал комментариями — так собралось 39 томов «Ликутей сихос», которые стали становым хребтом учения Ребе.
1950-й. Лидер
Из беседы Ребе с учеником летом 1962 года
«Пятого Ребе Хабада, рабби Шолома-Дова-Бера спросили однажды: "Кто такой хасид?" Ребе ответил: "Хасид - это фонарщик. Фонарщик ходит по улицам, несет огонь на конце длинной палки и зажигает фонари один за другим. Он знает, что не добавляет фонарю ничего такого, чего у того нет, - он только выявляет его способность давать свет".
"А что, если фонарь в пустыне?" - спросил ученик.
"Тогда ты должен пойти и зажечь его. И когда ты зажжешь фонарь в пустыне, она больше не будет пустыней".
"А что, если фонарь -в море?"
"Тогда ты должен броситься в море, добраться до фонаря и зажечь его".
"Но, Ребе, я не вижу фонаря!"
"Потому что ты не фонарщик".
"А как стать фонарщиком?"
"Очистись, и ты увидишь фонарь внутри ближнего"».
Утром в субботу 28 января 1950 года шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхок Шнеерсон ушел от нас на вечный покой.
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон был охвачен печалью. И месяцы спустя при каждом упоминании о тесте глаза его наполнялись слезами. Будучи естественным наследником, он все же решительно отказался принять на себя обязанности «Ребе». Прошел целый год, прежде чем он уступил просьбам, звучавшим со всех уголков мира, и официально принял на себя лидерство в Хабаде.
С самого начала было ясно, что он собирается продолжать работу, начатую тестем, чтобы дотянуться до каждого еврея, как бы далеко географически и духовно он ни был, и заключить его в братские объятия.
7 февраля, ровно через десять дней после кончины Ребе Йосефа-Ицхока, Ребе назначил раввина Михоела Липскера своим шалиахом (посланником) к евреям Марокко.
Институт шлихус — посланников, несомненно, наиболее революционный вклад Ребе в жизнь современных евреев. Не будет преувеличением сказать, что во второй половине XX века это нововведение изменило лицо иудаизма.
Этот замысел одновременно и прост, и глубок. Ребе хотел дотянуться до каждого еврея на земле, чтобы внушить ему высокое чувство долга перед иудаизмом и осознание необходимости принести искупление миру. Но дотянуться до каждого еврея — задача для одного человека технически невыполнимая. И вот он созвал целую армию молодых мужчин и женщин и сказал им: «Я наделяю вас полномочиями действовать от моего имени. Когда вы уедете отсюда — в Нью-Джерси или на Аляску, в Бело-Оризонте или в Челябинск — это будет так, как будто я сам туда поехал и сам даю там уроки, обеспечиваю кошерность кухни или веду пасхальный сейдер».
Шлихус — юридическая концепция Торы, в соответствии с которой один человек может поручить другому выполнять что-либо вместо себя. Ребе взял эту идею Торы и сделал ее призванием и образом жизни десятков, а затем сотен и тысяч молодых семей.
Ребе не позволил своим шлухим такой роскоши, как бездумное подчинение его указаниям, наоборот, настоял, чтобы их программы и вся деятельность являлись результатом их собственных усилий и наклонностей, потребностей и условий окружения. Ребе — уникальный тип руководителя, который мог построить свою работу так, чтобы каждый шалиах в полной мере сознавал, что его или ее действия являются расширением личности самого Ребе, и это давало им силы побеждать непреодолимые в других обстоятельствах трудности, встречавшиеся на пути.
Ребе ощущал со шлухим особое родство. Кода в 1988 году не стало ре-бецн, в первую очередь он велел «известить [наших] детей, шлухим». И прежде чем покинуть свой офис в тот мартовский день 1992 года, когда его свалил инсульт, он привел в порядок свой письменный стол, на котором обычно лежали стопки книг и бумаг, оставив на его чистой поверхности только трехтомный альбом с фотографиями своих шлухим.
17 января 1951 года Ребе принял на себя руководство движением Хабад-Любавич и произнес традиционный маамар (речь об учении хасидизма) на собрании, посвященном первой годовщине кончины его тестя. На этом собрании он сказал:
«Здесь, в Америке, людям нравится, когда делают "заявления", желательно провокационные и шокирующие. Я не знаю, хорошо ли это, но, как говорили наши мудрецы, "когда придешь в город, поступай согласно его обычаям".
Три любви — любовь к Б-гу, любовь к Торе и любовь к ближнему — едины. Невозможно отличить одну от другой, ибо сущность их одна. А если в сущности это одно и то же, то каждая из них совмещает в себя все три.
Вот наше "заявление": если ты видишь человека, который любит Б-га, но у него нет любви к Торе и любви к ближнему, ты должен сказать ему о том, что и его любовь к Б-гу неполна. Если ты видишь человека, который любит только своего ближнего, ты должен приложить все силы, чтобы он полюбил Тору и Б-га, его любовь к ближнему не должна выражаться только в том, что он даст хлеба голодному и воды жаждущему — он должен стать ближе к Торе и Б-гу.
Когда эти три любви у нас станут как одна, мы, наконец, достигнем Искупления. Ибо поскольку это последнее изгнание вызвано отсутствием братской любви, окончательное и немедленное искупление будет достигнуто через любовь к ближнему».
На этом собрании Ребе заявил о том, что станет красной нитью его учения и деятельности. На нашем поколении лежит обязанность заставить плодоносить каждую цель творения. Эту обязанность учение хасидизма определяет как «создание жилища для Б-га в физическом мире». Наше поколение, сказал Ребе, должно возвестить миру Эпоху Мошиаха — эру добра и совершенства, которая является конечной целью тысячелетних усилий человека, и привести к свету тот Б-жественный образ, по которому и был создан человек.
1953-й. Хасидский феминизм
Из выступления Ребе осенью 1989 года
«От природы мужчина наделен большей агрессивностью, чем женщина. Назначение этого качества - обеспечить осуществление главной функции мужчины в жизни как "покорителя" материального мира с целью превращения его в дом Б-га.
Из этого не следует, что женщина не участвует в преобразовании "внешнего" мира. В дополнение к ее основной роли носительницы духа благочестия внутри себя, в своем доме и в обществе ее влияние распространяется далеко за эти пределы. И когда она выходит за эти пределы, она делает это со свойственными ей женственностью, достоинством и благородством».
В 1953 году Ребе основал Lubavitch Women's Organization — Организацию любавичских женщин, открыв революционную главу в истории еврейских женщин вообще и хасидских в частности. Намеренно отходя от устоявшейся тенденции давать еврейское образование только мужчинам и мальчикам, Ребе в равной мере адресовал свое учение обоим полам, добиваясь, чтобы женщины наравне с мужчинами исполняли обязанность изучать Тору, овладевать ее эзотерической «душой» и таким образом познавать Б-га, воспитывать в себе любовь к Б-гу и благоговение перед Ним.
Когда на борьбу с ассимиляцией он отправлял молодые супружеские пары, то знал, что вести эту борьбу жена будет бок о бок с мужем, общаясь с евреями и знакомя их с наследием народа. Когда он посылал студентов ешив Хабада на улицы, чтобы надевать на еврейских мужчин тфилин, молодых женщин он посылал в супермаркеты, школы и больницы раздавать еврейским женщинам субботние свечи. При этом он настаивал, чтобы хасидские женщины соблюдали цниус (скромность) в одежде и поведении, что было отличительной чертой еврейской женщины во все времена.
«Феминизм» в общепринятом смысле этого слова для 1953 года идея не новая, хотя его главные достижения все еще вопрос будущего. Разные версии феминизма традиционно отвергали роль женщины, которая существует в пределах проблем внутри дома, и призывали к борьбе с господством мужчин в «общественной», социальной, экономической и политической областях. Подход Ребе уникален тем, что революционером в таком смысле он не был. Напротив, он был горячим защитником традиционной роли женщины как главной опоры дома, утверждая, что Создатель отвел мужчинам и женщинам разные роли сообразно их специфическим наклонностям и качествам. Ребе говорил, что для женщины отвергать свою природную женственность, стремясь реализоваться в мужской роли, означает лишать себя ценнейшего потенциала и места его реализации.
Ребе осуществлял свою «революцию», возвращая людей к традиции. Ссылаясь на учения Кабалы и хасидизма, он доказывал, что роль женщины важна, как и роль мужчины, иногда и важней. Он аргументированно доказывал: предписываемая Торой роль женщины включает и создает «внешние» причины для развития способностей женщины, которые полностью согласуются с традиционным идеалом: «Величие дочери царя — у нее внутри» (Теилим, 45:14).
Женщина, говорил Ребе, тоже должна стремиться преобразовать мир в «дом Б-жий». Но она должна делать это с характерной для нее женственностью: не как «покорительница», а как воспитательница, не «превращая тьму в свет», а проявляя Б-жественное сияние, скрытое в каждом Б-жьем создании.
1960-й. Технологии
Из выступлений Ребе зимой 1966 года
«Наши мудрецы говорили: "Все, что Б-г создал, создано во славу Его". Это применимо и к научным открытиям последних лет: их назначение -добавить славы путем использования их для святых дел, для Торы, для заповедей...
Использование радио для изучения Торы создает особые удобства. Если даже человек не очень настроен идти в школу и присутствовать на уроке или он включил радио просто для того, чтоб послушать что-нибудь, слова Торы дойдут до него.
Более того, даже там, где нет людей, которые услышали бы эти слова, и даже нет радиоприемника, слова эти все равно проникнут туда в процессе "распространения родников Б-жественной мудрости по всему миру"».
Вечером в субботу 31 января 1960 года нью-йоркская радиостанция WIVD начала вешание новой еженедельный программы — в эфире зазвучал урок хасид-ской Тании (основополагающий мисти-ко-философский труд хасидизма).
Готовила эту передачу группа учеников Ребе, а ее главным редактором был он сам. Он же был ее страстным слушателем и спонсором. Когда группа представила Ребе первый сценарий программы, он вернул его, снабдив замечаниями и комментариями, присовокупив 100 долларов в качестве платы за эфир.
Слыша критику со стороны тех, кто считал, что радио и телевидение — это зло и святые слова Торы «загрязняются» при передаче их через техническое устройство, Ребе отвечал, цитируя фундаментальный принцип еврейской веры: все было создано Б-гом для того, чтобы служить Его цели творения. Человек, обладающий свободой выбора, мог бы использовать творения Б-га во зло, но его прямое назначение — открывать Б-жественную мудрость и доброту.
Хасиды Ребе не нуждались в дополнительных стимулах. В течение последующих четырех десятилетий они часто находились на переднем крае средств телекоммуникации, прилагая все силы для «распространения родников Б-жественной мудрости по всему миру».
В 1970 году, в 20-ю годовщину руководства Ребе, хасиды Лондона, Израиля и Мельбурна связались по телефону с штаб-квартирой Всемирной организации Хабад-Любавич в Нью-Йорке, чтобы принять участие в фарб-ренгене, который впервые транслировался в живом эфире. К этой передаче по телефону подключались все новые и новые местные организации — крупные центры стали выполнять роль узлов, к которым подключались более мелкие, донося слова Ребе до десятков мест и тысяч слушателей. Современному человеку этот замысел может показаться довольно простым, но технические средства, которые использовались для его осуществления в 1970 году, только что появились, была революционна и сама эта идея.
Дополнительные возможности дальнего вещания фарбренгена появились спустя 10 лет, когда стали доступны спутниковые и кабельные каналы телевидения, доносящие информацию до каждого дома и крупного центра движения Хабад.
В 1988 году, задолго до того как Интернет приобрел свою нынешнюю популярность, любавичский хасид, раввин Йосеф-Ицхок Казен занялся «распространением родников» через Фидонет, дискуссионную онлайновую сеть, несколько тысяч узлов которой раскинулись по всему миру. Ребе поддержал его начинание, и когда раби Казен в 1990 году спросил у него, заложить ли начало присутствия Хабада в Интернете, Ребе безоговорочно поддержал и эту идею.
1963-й. Бунт
Из выступления Ребе на празднике Пурим в 1963 году
«Нашему поколению были даны такие возможности, каких не было прежде. Речь идет о массовом пробуждении, которое называют "возвращением к истокам". Однако это название подразумевает, что человек должен пройти долгий и трудный путь, прежде чем доберется до этого истока. Но на самом деле у каждого, праведника или грешника, есть душа - "часть Б-га Всевышнего", и, чтобы добраться до истока, ему не надо никуда идти, ведь Б-г - в его собственных разуме и сердце. Надо только снять покровы, которые их скрывают. Но поскольку он не знает, как это сделать, то бродит вокруг, непрерывно возглашая о своем голоде и жажде. И в этой ситуации мы должны исполнить заповедь "Люби ближнего, как самого себя", то есть пойти к этому голодному и жаждущему, чтобы объяснить ему, в чем причина его страданий: в отсутствии Б-жьего слова».
В начале 60-х возникло явление, которое позже стали называть «молодежной культурой». Все чаще представители молодого поколения выражали недоверие к старшим и отказывались от ценностей и образа жизни родителей и дедов. Были в шоке и родители, и воспитатели, и религиозные лидеры. Но Ребе не был шокирован, а во всей этой шумихе он разглядел духовную пустоту. Эти молодые мужчины и женщины, говорил он своим хасидам, ищут Б-га, хотя и не осознают сами, что ищут и где это найти. Они сделали первый важный шаг, отказавшись от лжи, от придуманной людьми идеологии, под влияние которой их родители подпали сорок-пятьдесят лет назад. Теперь им надо помочь сделать второй шаг — прийти к изучению Торы и соблюдению заповедей, что станет ключом для раскрытия той Б-жественной сущности, которая еще жива в их душах.
Любавичские хасиды стали появляться в университетских городках по всей стране. Открывались центры молодежного досуга для студентов, организовывались уикэнды «Встреча с Ха-бадом» — молодых мужчин и женщин знакомили с богатством духовного мира Торы и хасидизма. После десятилетий, целых поколений ассимиляции молодые евреи совершали тшуву — возвращались к своим еврейским корням, к наследию своего народа.
1967-й. Шестидневная война
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ РЕБЕ В 1967 ГОДУ
«[Государство Израиль] -это великое чудо, посредством которого Б-г позволил еврейскому народу жить независимо на Святой Земле, земле наших праотцев, земле, которую завещал еврейской нации Создатель неба и земли.
Эта истина налагает особую ответственность на граждан Израиля и его правительство и дает им право сохранять еврейское единство страны. Ее образовательная система должна основываться на еврейских ценностях и традиции и вдохновляться ими, с тем чтобы ее граждане вырастали гордыми стражами еврейского наследия».
Весной 1967 года, когда в арабских столицах проходили военные парады и открыто говорилось о намерении вторгнуться на Землю Израиля, чтобы потопить ее жителей в море, страну охватила паника. Средства массовой информации в один голос предрекали: маленькое еврейское государство будет окружено и уничтожено врагами, и шансов на спасение очень мало, почти нет. Только голос Ребе вселял уверенность и надежду. «Страж Израиля никогда не спит и не дремлет», — сказал он, цитируя вечные слова Теилим. Б-г бдит над своим народом, где бы тот ни был, тем более в Святой Земле.
5 июня 1967-го Израиль нанес упреждающие удары у своих южных и северных границ, а шесть дней спустя мир был повергнут в изумление быстрой и полной победой. В течение одной недели на трех фронтах Израиль разгромил пять армий и освободил территорию Земли Обетованной.
Никто так, как Ребе не увидел широко распахнутое сердце народа. Это был библейский момент, самое время для космических свершений, и Ребе призвал еврейских лидеров поднять свои голоса: «Говорите о возврате к традиции, и вас будут слушать. Предложите им надеть тфилин, и они закатают рукава». Ребе хотел, чтобы победа в Шестидневной войне стала победой Еврейства.
«Глаза Б-га, Всесильного твоего, на ней от начала года и до конца года» (Дворим, 11:12). В этих святых словах Торы Ребе видел высшую гарантию физической безопасности Израиля. В равной мере его заботило духовное состояние Израиля, и он напоминал, что эта земля — Святая Земля как для нас, так и для всех народов мира. Поэтому мы, которым она доверена, обязаны охранять и умножать ее святость.
Ребе постоянно поддерживал связь с израильским правительством и военным руководством страны по вопросам обеспечения ее безопасности.
Когда бы ни поднимался вопрос «земля в обмен за мир», Ребе, как и во всех серьезных делах, искал указаний в Торе. Он выявил, что закон Торы содержит для Израиля условия мира и безопасности: они могут быть достигнуты только с позиций силы и уверенности в себе. Он настаивал, что любое проявление слабости или неуверенности побудит противников Израиля к дальнейшей агрессии и _ терроризму.
Озабоченность Ребе делами Святой Земли и его внутренняя к ней привязанность как личная, так и через тысячи его последователей и сотни организаций в Израиле, стали легендой. Народ Израиля ответил радушием. Портреты седьмого Любавич-ского Ребе можно было увидеть даже на армейских блок-постах и у фала-фельных от Эйлата до Метулы, и обратиться к нему за благословением и советом мог кто угодно — от «человека с улицы» до премьер-министра и армейского генерала.
1972-й. Отставка? Пенсия?
Из выступления Ребе в день 70-летия
«Меня спросили: "Теперь, когда вам исполнилось 70, что вы собираетесь делать? Похоже, самое время немного отдохнуть". Я ответил на это, что мы должны начать добиваться еще больших результатов.
По случаю моего 70-летия в этом году мы должны создать по крайней мере семьдесят новых организаций! Я буду партнером каждого, кто возьмется за осуществление этих проектов. Мы будем покрывать не менее десяти процентов расходов на финансирование этих 71 организаций. И не расстраивайтесь, если в течение этого года нам удастся открыть их не 70, а 80 или, может быть, даже 100 - наоборот! - я благословлю всех, кто примет в этом участие, и в пределах оговоренных десяти процентов не будет никаких проблем...»
В день своего 70-летия Ребе получил тысячи писем с добрыми пожеланиями со всех концов света. Были среди них и такие, в которых спрашивали, не пора ли «сбавить обороты» и «успокоиться» после стольких десятилетий плодотворной работы. Ребе в ответ заявил: во-первых, он собирается начать кампанию, чтобы в течение предстоящего года открыть еще 71 новую организацию Ха-бада. Затем он резко высказался против самой идеи отхода от дел.
В течение следующих десяти лет он говорил о несправедливости, непрактичности и явном безумии попыток вывести пожилых людей с орбиты продуктивной жизни. После десятилетий успехов их знания и таланты вдруг представляются бесполезными; после десятилетий участия в общественной жизни они вдруг становятся не заслуживающими уважения нахлебниками, которые должны быть благодарны всякий раз, когда молодое поколение оторвется от работы и развлечений, чтобы в день рождения отца забежать на полчаса поболтать и преподнести обязательный галстук!..
На первый взгляд, такое современное отношение может показаться отчасти оправданным. Разве неверно, что он или она с годами становится слабей? Но в этом, говорит Ребе, как раз все дело. Как надлежит измерять ценность человека? Если его физическая сила убывает, а жизненный опыт, проницательность, мудрость возрастают, то это улучшение или ухудшение?
«Конечно, — говорит Ребе с улыбкой, — двадцатилетний может танцевать ночь напролет, а его бабушка устанет через несколько минут. Но в конце концов человек создан не для того, чтобы танцевать часами. Человек создан, чтобы сделать жизнь на земле чище, ярче и святей, чем она была до его появления на сцене». Это нечто такое, в чем пожилой может добиться не меньших, а иногда и больших успехов, чем молодой.
Но Ребе никогда не критиковал, не предлагал взамен конкретный способ исправления. В 1980 году он основал всемирную сеть учебных центров для пенсионеров. Изучение Торы даст им новый интерес к жизни, говорил Ребе. Это раскроет им глаза на собственное достоинство и собственный потенциал, превратит их из «бывших» в светочи их семей и общин. Выход в отставку, на пенсию, если его правильно использовать, может послужить мощным средством окончательного искоренения самой этой идеи из разума и жизни человека.
А как Ребе отметил свое 80-летие? На фарбренгене, состоявшемся по этому случаю в 1982 году, он вновь призвал к «массированному наращиванию» деятельности Хабада. Под конец своего шестичасового выступления, которое началось в 21.30 и по времени равнялось полному рабочему дню, Ребе лично вручил каждому из присутствовавших — а было 10 000 мужчин, женщин и детей — подарок: специальное издание «Тании». Последний из присутствовавших получил свой подарок в 6.15 утра.
1974-й. Танк заповеди
Из обращения Ребе в 1974 году
«Танк попадал в колдобины и выбоины, но просто пересекал их, чтобы переехать на другую сторону. Сила танка просто сломила железный барьер. Такова задача нашего "танка": если есть духовные колдобины и выбоины или даже барьер, - вещи, которые не ассоциируются в сознании со святостью, в любом случае надо идти и выполнять свою миссию - изгонять дьявола и приносить добро и Б-жественность в мир».
В 1974 году на улицах Манхэттена люди с удивлением стали встречать странную повозку, которая привлекала всеобщее внимание даже среди шума и гама толпы. То был странный фургончик вроде варьете. Его задняя дверь вращалась, открывая взору большой деревянный стол, две скамьи и молодых бородатых мужчин в черных шляпах. Из громкоговорителя, укрепленного на крыше, перекрывая грохот Манхэттена, звучал четвертый выпуск попурри из хасидских песен. Большие плакаты на стенках движущегося фургончика провозглашали: «Танк Заповеди», «Тфилин в дороге», «Заповедь на месте для идущих людей»... Ребе разослал свои «танки» на поле битвы за душу американского еврея. Значительная часть американских евреев перестала накладывать тфилин и молиться, и Ребе «понес тфи-лин в массы».
Он посылал своих студентов, чтобы они останавливали на городских улицах первого же встречного еврея. «Простите меня, сэр, — должен был сказать посланник, — вы еврей?» Получив утвердительный ответ, он должен был продолжить: «Вы хотели бы надеть сегодня тфилин? Это заповедь». И еврей приглашался в фургончик, где ему помогали надеть на руку и голову тфилин и произнести краткую молитву.
Если встречалась женщина, она получала в подарок набор из подсвечника, свечей и брошюры с подробной информацией о зажигании субботних свечей на иврите и английском, где объяснялась важность соблюдения Субботы в еврейском доме. Потом эти люди получали литературу, из которой узнавали о хасидизме, о «мицва-кампаниях». Им содействовали в делах от приобретения мезузы до подбора для их детей одной из еврейских школ.
Со временем вагончики были вытеснены разборными домиками, экипированными книжными полками и комфортабельными сиденьями для непродолжительных дискуссий или импровизированных занятий. Концепция при этом оставалась прежней: выходить в мир навстречу евреям и помогать им выполнять заповеди.
Слово «мицва» означает «заповедь». Тора содержит 613 мицвойс — священных заповедей для еврея. В этом слове заключено и значение связи: действие, которое человек исполняет перед Б-гом, заповедовавшим ему это действие, связывает их — человека и Б-га.
До «Кампании заповеди», проведенной Ребе, понятие «мицва» носило характер частного действия, совершаемого религиозным евреем дома или в синагоге, поэтому акция Ребе вызывала немало удивления. Что за идея исподнять заповеди по пути на ужин в некошерном ресторане?.. Заповеди рассматривались как детали, из которых складывался стиль еврейской жизни, бессмысленные при невыполнении всего остального.
Ребе же видел это по-другому — как связь между человеком и Б-гом, как мост между Создателем и его творением. Заповедь — действие космического значения, безграничного проникновения в себя. Цитируя Маймонида, Ребе неустанно повторял: один человек, выполняющий одну мицву, может это делать, задействовав все свои силы, и приносить таким образом спасение целому миру.
1978-й. Болезнь
Ночью веселого праздника Шмини Аце-рес в 1977 году, 4 октября, когда Ребе праздновал вместе с тысячами хасидов в своей синагоге, его пронзила сильная сердечная боль. После этого приступа он долгое время не выходил из своего офиса, и только пять недель спустя, в первый день месяца Кислен, наконец возвратился домой. Эта дата была справедливо названа хасидами «Днем празднования и благодарения».
Доктора пугали Ребе: если он продолжит столь активный образ жизни, то на 60 процентов вероятно, что приступ повторится... Но Ребе и в этом прогнозе видел лишь положительную сторону: доктора гарантировали 40 процентов, что его здоровье будет в порядке. Двумя годами раньше, летом 1976-го, группа израильских инвалидов — ветеранов войны, прибывшая в Америку по программе, которую спонсировало израильское Министерство обороны, посетила Ребе. 10 больших фургонов транспортировали их инвалидные коляски от нью-йоркской гостиницы до синагоги Ребе на Восточном бульваре Бруклина.
В течение нескольких минут Ребе шел среди них, направо и налево пожимая протянутые руки, даря улыбки, беседуя. Он обратился к ним на иврите, извиняясь при этом за свой акцент.
«Если человек потерял частично свою дееспособность или какой-то орган тела, само это указывает, что Б-г дал ему специальные силы и полномочия, чтобы преодолеть различные ограничения и превзойти достижения обычных людей. Вы не инвалиды, но особенные и уникальные люди, поскольку обладаете потенциалами, отсутствующими у остальных людей. Поэтому я предлагаю, чтобы впредь вы не называли себя "инвалидами", но назывались "особенными людьми", — этот термин более точно определяет то, что вас отличает».
В 1976-м подобный подход еще не был широко распространен, и официальные термины, определявшие состояние таких людей, в частности среди врачей, носили по своей сути скорее негативный характер. Но Ребе задействовал древнее хасидское утверждение: «Думайте о хорошем и будет хорошо».
Действительно, лицо Ребе, обращенное к людям, потерявшим здоровье, защищая свой народ, лучилось теплом, весельем и оптимизмом. Многие из них позже говорили, что с момента получения тяжелой травмы или увечья это был первый раз, когда другой человек их встретил такой естественной реакцией и взгляд его не был взглядом жалости, вины или отвращения. Но когда Ребе вернулся в свою комнату, его личный секретарь видел, насколько он был подавлен. Прошла целая неделя, по словам секретаря, пока Ребе оправился от потрясения.
1983-й. Человечество
Из письма Ребе президенту США Рональду Рейгану от 17 мая 1987 года
«Позвольте мне поблагодарить вас еще раз, господин президент, за ваше доброе поздравление по случаю моего недавнего дня рождения.
На меня большое впечатление произвела ваша декларация "День образования США" в связи с совместной резолюцией палат Конгресса Соединенных Штатов, и я искренне оцениваю подписание вами "Международного свитка Чести". Упоминание об "исторической традиции этических ценностей и принципов, бывших основой для общества с самого начала существования цивилизации, когда они были переданы Моисею Б-гом на горе Синай", есть жизненное воззвание ко всему человечеству».
В 1983 году Ребе начал распространять свою деятельность за пределы еврейской общины. Он дал своим хасидам указ вводить универсальное руководство Торы во всеобщую жизнь. В беседах того периода он объяснял, что в дополнение к функциям закона Торы как основы еврейской жизни есть еще и универсальная сторона Торы — так называемые «семь заповедей сынов Ноя», семь принципов, адресованных всем обитателям планеты.
Как Б-г «дал свет народам», так евреи должны сейчас считать своей миссией принести всем людям мира веру в Б-га. В течение многих веков, однако, обстоятельства, связанные с нашим изгнанием, не позволяли выполнять эту миссию. Но сейчас, сказал Ребе, подходящий период для того, чтоб оживить этот долго бездействующий аспект нашей жизни.
1986-й. Воскресные доллары
На протяжении всех 25 лет деятельности (три раза в неделю Ребе принимал своих приверженцев, мужчин и женщин, на «ехидусе» — частной аудиенции. Эти аудиенции, проводившиеся по воскресеньям, вторникам и четвергам, начинались вскоре после сумерек и продолжались всю ночь. Иногда последние из нескольких сотен визитеров оставались даже после обеденного перерыва. Некоторым из них для общения с Ребе выделялось всего несколько минут, но все уходили с полным ощущением, что все время, проведенное с ним, пусть даже короткое, Ребе принадлежал только им, сосредоточившись на их индивидуальных проблемах.
Число искавших совета и благословения Ребе продолжало расти, так что вскоре даже людям с экстренными случаями, чтобы попасть на ехидус, приходилось ждать по нескольку месяцев. В конце концов это число выросло настолько, что больше не было возможности принять всех. Индивидуальные контакты с Ребе приняли теперь форму переписки: ежедневно в его офис на Восточный бульвар, 770 в Бруклине прибывали целые мешки с почтой, и каждое письмо им было лично вскрыто и прочитано.
В 1986 году Ребе начал проводить еженедельную «гостевую линию». Каждое воскресенье в помещении возле своего офиса он размещал около тысячи мужчин, женщин и детей, желавших увидеть его и получить благословение. Многие использовали эту возможность, чтобы задать волнующий вопрос, получить совет. Каждому из них Ребе давал «долларовый билль» — один доллар для передачи нуждающимся и благословение, отныне определявшие статус получающих их как персональных агентов Ребе, его посланников (шалиахов).
Ребе объяснял этот обычай, цитируя своего тестя и наставника шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхока, который часто говорил: «Когда два человека встречаются, третьему от этого должна быть польза». Ребе желал возвысить каждого из тысяч людей, приходящих к нему, и вовлечь их в нечто большее, нежели встреча двух людей. Он хотел, чтобы каждый получал импульс действовать ради заповеди, особенно заповеди, затрагивающей и другого.
Для приходящих на встречу с ним самый поразительный феномен был в том, что Ребе оставался в рабочей форме в течение восьми часов без перерыва, и каждый чувствовал, что Ребе находится здесь только для него одного. Это было чувство, будто он или она — единственный посетитель за день.
Как-то одна пожилая женщина не выдержала и спросила: «Ребе, как вы это делаете? Как вы не устаете?» Он улыбнулся и ответил: «Каждая душа — это бриллиант. Как можно устать, пересчитывая бриллианты?»
1988-й. Смерть Ребецн
Из письма Ребе
«Когда близкий уходит в мир иной, повинуясь Б-жьему желанию, те, кто остаются, не могут созерцать его глазами или слышать. Тем не менее, душа в мире Истины видит и слышит, и когда она видит, что ее близкие печалятся больше, чем стоит, о ее физическом отсутствии, душа страдает. И наоборот, если она видит, что после периода траура, предписанного Торой, жизнь родных возвращается в свое обычное русло, и она полна позитивных деяний, душа может отдыхать в умиротворении».
В среду 10 февраля 1988 года (22 Швата 5748 года) после скоротечной болезни скончалась жена Ребе Хая-Мушка Шнеерсон. Не дожив год до 60-летнего юбилея супружеской жизни с Ребе. Накануне ночью она почувствовала недомогание. Когда ее доставили в больницу, она попросила стакан воды и прежде чем выпить ее, по традиции произнесла благословение: «Благословен Ты, Г-сподь... по чьему слову возникло все» — и с этими словами отдала душу своему Создателю.
Мудрая, эрудированная женщина, при всем своем высоком положении ребецн Хая-Мушка была непретенциозна и скромна. До самой кончины о ней мало что было известно кроме того, что она была верной спутницей и сподвижницей своего великого мужа. Но когда она покинула этот мир, знавшие ее сочли своим долгом рассказать о ней, конечно, не нарушая воли покойной, не желавшей афишировать свою частную жизнь и тщательно скрывавшей ее от посторонних взглядов.
На кладбище ее сопровождали около 15 000 человек. Похоронили ее рядом с отцом, шестым Любавичским Ребе Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном. В память о жене Ребе основал фонд, который продолжает свою деятельность и поныне, выполняя задачи, связанные с социальными и образовательными нуждами женщин.
После кончины жены Ребе глубоко обсуждал тему смерти: как смерть человека может послужить направлением к позитивному действию, какие уроки можно извлечь из жизни и деяний покойного, чтобы увековечить его или ее память, как сказано: «И живущий возьмет в свое сердце».
Детство, женитьба, работа, религия, болезнь — все это в учении Ребе приобрело новое значение. То же касается концепций смерти и траура.
Ребе отметил: Тора определяет конкретные периоды для траура по ушедшему его близких родственников. Для первого дня обязателен один набор траурных церемоний, другие законы относятся к первым трем, семи дням, месяцу и году. Но по сути не является ли траур в большей степени чувством, нежели действием? Как в таком случае, спрашивали у Ребе, человек может быть «проинструктирован» в трауре?
Или он может уменьшить интенсивность своей скорби?
Смерть, как объясняет Ребе, феномен, столь разрушающий наше самоощущение, что мы не можем поставить ее на один уровень с другими явлениями бытия. Только наша сверхмиссия по отношению к сверхрациональному Б-жьему закону может дать нам силы для того, чтобы сохранить свою скорбь, не подавляя ею всю остальную нашу жизнь.
Согласно вышеуказанной концепции Ребе видит в смерти не конец жизни, но начало ее новой, более высокой стадии. Для души жизнь продолжается. Освобождаясь от физических ограничений, она может выразить свою духовность и чистоту, не отягощенную телом.
Так же, если мы понимаем жизнь не как простое существование, но как поступательный прогресс с его последовательными достижениями, человек может жить, осознавая, что душа и тело разделены, и при этом совершать конструктивные и Б-жественные дела. В этом случае смерть сама по себе становится формой жизни.
В конечном итоге основой еврейской веры является вера в то, что с приходом Мошиаха те, кто умрут, перейдут в вечную жизнь. Эта смерть — лишь временный этап перед обновлением и наступлением новой фазы жизни, это приготовление к великому завтра.
1989-й. Конец холодной войны
Из речи Ребе в ноябре 1989 года
«Что более всего поражает в происходящем сегодня в мире, так это то, что все происходит мирным путем - такого никогда не случалось за всю предыдущую историю человечества. В предыдущих поколениях всякий раз революция происходила через разрушения и кровопролитие... В противоположность этому, изменения, которые мы наблюдаем сегодня, при том, что они радикальней каких-либо прежних, происходивших на нашей памяти, идут мирным путем».
Во время первой мировой войны огромная Российская империя попала под власть коммунистического правительства, а через поколение половина Европы была захвачена, порабощена и отрезана «железным занавесом».
Следующие полвека люди жили в мире, управляемом двумя сверхсилами, — коммунистическим СССР с одной стороны и США — с другой, и являлись заложниками их конфликта. Мировая война была отсрочена только одним: каждая сторона была способна наносить удары оружием массового поражения, нацеленным 24 часа в сутки на важнейшие населенные пункты.
Когда в Советском Союзе в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, общим мнением было, что пора положить конец холодной войне как «миру», который поддерживается только взаимными нападками и террором, который, возможно, в ближайшем же будущем будет иметь место. Новый генеральный секретарь долгое время был партийным функционером, и его выдвинула та государственная структура, которую теперь ему предстояло разоружать. Поистине надо было быть пророком, чтобы предвидеть те изменения, которые произойдут во время его правления.
В ноябре 1987 года, когда Горбачев провозгласил: «Сталин с его культом личности» ответствен за «повсеместные репрессивные меры и акты противозаконности», — в мире стала появляться надежда, что в Советский Союз, возможно, придет обновление. Повсеместные реформы имели значение не только для СССР, но и для Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Болгарии и Венгрии.
Эти события имели огромное значение и для евреев. Евреи, которым в течение 70 лет было отказано даже в том, чтобы хотя бы мельком видеть свиток Торы, могли теперь обратиться к своему культурному наследию, не боясь потерять работу и услышать среди ночи характерный стук в дверь. Волны еврейской эмиграции, прорвавшиеся впервые за десятилетия, нетерпеливо устремились к Святой Земле. Старый режим все еще был у власти, и граждане России и Восточной Европы, которые и в прошлом ожидали наступления «новой эры», к переменам отнеслись осторожно. Но жизнь, в частности и религиозная, становилась более терпимой.
В сентябре 1988 года Ребе провозгласил наступление 5750 года еврейского календаря как «года чудес», предсказывая тем самым чудесные события. И в самом деле, по прошествии всего лишь нескольких недель Европа претерпела решительные и внезапные перемены. Один за другим рухнули коммунистические режимы Восточной Европы, свергнутые не оружием и бомбами, а мирными демонстрациями на городских площадях, которые доказали стремление людей к свободе. И все это предвидел один человек. В 1985 году Ребе сообщил своим хасидам в России — тем, кто входил в его подпольную сеть религиозных институтов, что худшее позади. В начале 1987 года он посоветовал хасидам, находящимся на Святой Земле, начать строительство городских поселений и создавать благоприятные условия для потока российских евреев, которые уже скоро должны прибыть.
Профессор Герман Брановер, известный советский ученый, еврейский теолог, общественный деятель и эмигрант, принимал участие в разговоре с президентом Горбачевым, когда тот приехал с визитом в Израиль. Когда Герман Брановер сказал Горбачеву о совете Ребе готовить дома для советских евреев, президент Советского Союза казался удивленным. Я сам, — сказал он,— еще не пришел тогда к решению, что пора начинать эти изменения.
Наибольшим чудом, одним из тех, на что Ребе постоянно обращал внимание, была мирная природа этих радикальных изменений. «Мы не должны, — сказал он однажды, — оглядываться назад, на время второй мировой войны, чтобы увидеть разорение, которое могут принести политические изменения. Напротив, сегодня происходят более всеобъемлющие изменения, и тем не менее они идут мирным путем».
Ребе рассматривал эти события как предвестие эры Мошиаха, когда «не будет войн, зависти и соперничества... и весь мир посвятит себя только познанию Б-га».
1991-й. Ракеты и чудеса
Из речи Ребе, произнесенной весной 1991 года, вскоре после завершения войны в Персидском заливе
«Б-г творил для нас чудеса не только в отдаленном прошлом. События древности, такие как Исход из Египта или чудеса Пу-рима, происходившие в Шуша-не, не только примеры не имеющих аналогов взаимоотношений с Б-гом. Как мы видели, чудеса совершаются и сегодня. И в самом деле, чудеса этого Пурима далеко превосходят те, что записаны в Мегиле (Свиток Эстер)».
В августе 1990 года Саддам Хусейн угрожал «сжечь» Святую Землю химическим оружием и перебросил войска из Ирака в Кувейт. Когда мир захватила волна страха и тревоги, Ребе распространил послание доверия и веры.
Он привел написанный столетия назад стих из Мидрашей, который с ужасающей точностью предсказывает развертывание этих событий. «В год, когда придет Мошиах, — говорит Мидраш, — все цари всех стран кинут вызов друг другу... Царь Персии кинет вызов царю Аравии, а царь Аравии пойдет в Арам, чтобы искать у него совета... И все народы будут ввергнуты в пучину несчастий и ужаса. Также и Израиль будет ввергнут в пучину несчастий и ужаса, и возопит: "Куда нам идти? Что нам делать?" И Б-г скажет им: "Не бойтесь, дети мои! Все, что я делаю, я делаю ради вас. Почему вы боитесь? Не бойтесь, пришло время вашего спасения..."». На вопрос, следует ли уезжать из Израиля в более безопасные страны, Ребе отвечал ясно и определенно: страна Израиль — самое безопасное место в мире. Когда его спрашивали о противогазах, которые производили в Израиле, предвидя опасность газовых атак, по мнению Ребе в них не было никакой необходимости. Он также утверждал, что война закончится к Пуриму. Провал попыток SCUD-ракетами разрушить мирную израильскую жизнь был поистине чудом. В то время как ракеты — каждая снабженная 600 фунтов взрывчатых веществ — сыпались на Тель-Авив, перепуганные граждане, теснясь в убежищах и опечатанных комнатах, прислушивались в неверии к радионовостям. В здания, где было много людей, попадали снаряды, но не пострадал ни один человек. «Б-г бросал вниз матрасы, чтобы смягчить наше падение, сворачивал стены на нашем пути», — сказал один из бывших в такой ситуации. В день Пурима, традиционно предназначенного у евреев для веселья, было официально объявлено: война закончена.
«Этим чудесам не было уделено должного внимания, — сказал Ребе в своем публичном выступлении спустя несколько недель. — Хотя общественные средства массовой информации по всему миру сообщили об этих чудесных событиях, но тенденция давать рациональные объяснения происходящему все еще сохраняется. Мы должны оповестить мир о том, что эти чудеса были сотворены Б-гом!»
Ребе также заявил, что события в Персидском заливе — часть чудес, предшествующих наступлению эры Мошиаха, времени, когда Б-жествен-ная суть творения откроется миру, и чудеса будут совершаться повсюду.
Традиционно хасидские учителя были известны как люди, умеющие творить чудеса. Так был известен и основатель хасидизма рабби Исроэл Баал-Шем-Тов. С основанием в хасидизме Хабада наибольший акцент был сделан на учения лидеров движения; тем не менее, были в изобилии представлены и истории о чудесных деяниях.
Многие люди приходили к Ребе за советом. Многие обращались к нему с просьбой за них помолиться. И многие сообщали о чудесных результатах его заступничества.
Однажды на встречу с Ребе пришла группа старшеклассников. «Я слышал, говорят, — сказал один из них, — что Ребе способен творить чудеса. Это правда? Вы на самом деле можете совершать сверхъестественные поступки?» Ребе ответил: «Способность творить чудеса не присуща какой-то избранной группе людей, но может быть достигнута каждым из нас. У каждого есть душа, которая не что иное, как отблеск Б-жественной сущности. Поэтому человек имеет силу переступить границы, навязанные нам нашей физической природой, насколько бы трудным это ни могло показаться». «Чтобы продемонстрировать это вам, — сказал Ребе, — я сотворю чудо». Улыбаясь молодым, испуганным лицам, окружившим его стол, Ребе продолжал: «Каждый человек в этой комнате может решить улучшить себя в какой-то области. Каждый из вас выберет ту область совершенствования, которую считает необходимой, но до настоящего момента считал непосильной. Тем не менее вы достигнете цели, доказав себе, что ваша душа действительно обладает силой преодолеть природную "реальность"».
3 тамуза 5754 г. Трансмиссия
«Как может быть, чтобы спасение еще не было достигнуто? И несмотря на все, что стало нам известно, и все, что было сделано, Мошиах все еще не пришел?
Что еще могу я сделать? Я сделал все, чтобы привести мир к истинным требованиям и запросам для его Спасения... Единственная вещь, которую мне осталось сделать, это передать это дело вам. Делайте все, что в ваших силах, чтобы исполнить следующее — принести самый возвышенный потусторонний свет, который следует в наш мир, прагматичным орудием...
Я сделал все, что
мог. Я передаю это вам. Делайте все, что вы можете, чтобы привести в мир
праведного Спасителя, и немедля!
Я сделал свою часть работы. С этого момента все в ваших руках».
Этими словами Ребе окончил свою речь в один из четвергов в апреле 1991 года. Произносимая с мукой в голосе, с нехарактерными для него выражениями, эта речь глубоко поразила хасидов, пришедших в его синагогу, а от них болевым резонансом пронеслась по всемирной общине Хабад-Любавич.
Но никакого снижения активности в делах Ребе за этой речью не последовало. Напротив, несмотря на то что возраст приближался к 90-летнему рубежу, Ребе активизировал свою деятельность. Каждую Субботу организовывалось собрание, а иногда еще несколько на неделе. Каждое воскресенье Ребе часами стоял, встречая посетителей благословением и советом, оделяя долларом на благотворительность. Его кампания по распространению в мире вести о том, что близится век Мошиаха, продолжалась все активнее.
Но тревожные ожидания витали в воздухе. Что тогда подразумевал Ребе? А то, что тот факел, который передавался от одного лидера общины к другому, от пророка к мудрецу со времен Авраама, этот факел должен теперь перейти от Ребе к каждому из нас.
25 адара 5752 года (29 февраля 1992 года) была такая же Суббота, как и многие другие, которые хасиды проводили в Кроун Хайте, в Бруклине (Нью-Йорк). Поскольку это был Шабос Меворхим (Суббота, предшествующая наступлению нового месяца по еврейскому календарю), они пришли в синагогу к Ребе утром, в 8.30, чтобы читать Теилим, как это принято у любавичских хасидов. Проходила обычная субботняя служба. Как и следует, в определенный момент некоторые бросились домой, чтобы до второй субботней трапезы слегка перекусить. Через час они вернулись, присоединившись к тем, кто оставался в синагоге. В 13.30 Ребе должен был начать субботний фарбренген — несколько тысяч хасидов заполнили огромный зал на Восточном бульваре.
Вскоре Ребе пришел и в течение трех часов говорил, разъясняя различные сюжеты Торы. В коротких перерывах между его речами хасиды пели и поднимали маленькие пластиковые стаканчики с вином, говоря «лехаим» своему Ребе.
В этот день Ребе, в частности, говорил о стихах, которые надлежало читать в ту Субботу (Шмойс, 35-38), и других, которые предстоит читать на следующей неделе (там же, 38-40). Но почему, спрашивал Ребе, глава этой недели Ваякгел, говорящая об «общине», предшествует Пкудей, которая выражает идею «личности»? Не значит ли это, что до того, как пытаться создать из личностей общину, мы должны развивать и совершенствовать личность?
По этому поводу, сказал Ребе, Тора имеет одно мнение: создавай общины даже до того, как появятся идеальные личности. Люди — не кусочки от «Лего» и не детали машины, которые должны быть сначала доведены до совершенства по отдельности и только потом собраны в целое. Люди — это души с уже заложенной в них способностью к самосовершенствованию. И ничто не может лучше способствовать развитию этой способности так, как способствует этому контакт и объединение с другими душами. Несовершенные личности, объединенные друг с другом в любви и братстве, создают совершенную общину.
Фарбренген подошел к концу. Многие хасиды шли домой на субботнюю трапезу. Они торопились, потому что это был короткий зимний день и он уже близился к концу. Как только Суббота завершилась, группа ученых — (так называемых хозрим, или «записывающих») собралась, чтобы законспектировать слова Ребе. В течение 24 часов его слова тщательно записывались, переводились на полдюжины языков и передавались в сотни центров Хабад-Любавич по всему миру. Теперь хасиды имели материал для обучения, который будет распространяться и использоваться до следующего субботнего фарбренгена, если Ребе не произнесет речь в другой день (а это он делал часто).
Но в понедельник вечером 27 Адара-алеф 5752 года (2 марта 1992-го) Ребе перенес инсульт, после чего оказалась парализованной все правая часть его тела, и, что казалось еще более ужасным, он лишился возможности говорить. Ни в эту, ни в последующие Субботы фарбренген больше не проводился.
Два года и три месяца спустя в ранние утренние часы 3 Тамуза 5754 года (12 июня 1994-го) душа Ребе вознеслась, осиротив поколение.
Последователи его все еще ждут очередного фарбренгена. Тем временем они создают общины.
1994-й. Открытие "Решимойс"
Из речи Ребе в ноябре 1985 года
«Наши мудрецы говорили, что "праведник подражает своему Создателю". На горе Синай Б-г явил себя человеку, затем Он поднялся обратно в "рай", уничтожив явное Свое присутствие в физическом мире. Но Его мир напоминает: изучением Его Торы мы соединяемся с сущностью Б-га. Таким же образом, поскольку праведник подражает своему Создателю, праведный человек остается в физическом мире весь, со всеми своими произведениями, даже после окончания своего реального существования на земле».
Среди писем Ребе и его комментариев на хасидские тексты случайно оказались его решимойс — «записные книжки», «дневник». Три таких записных книжки вышли в свет приблизительно месяц спустя после смерти Ребе, когда они были обнаружены в ящике его стола.
В целом эти записи были сделаны в период между 1928 годом, годом свадьбы Ребе, и 1950-м, годом смерти его тестя, которому он наследовал, став лидером движения Хабад-Любавич. На протяжении этих лет, когда в 1933 году он эвакуировался из Берлина, затем, в 1941-м, бежал из оккупированного фашистами Парижа и как эмигрант блуждал по Франции и фашистской Испании, Ребе всегда носил с собой эти записные книжки, поверяя им результаты работы его феноменального ума. В течение пяти лет после обнаружения дневника выдержки из него готовились к публикации группой ученых.
Помимо огромной научной и исторической ценности этих записок как таковых, они также дают уникальную возможность проникнуть в суть учения Ребе. Здесь можно найти зерна многих концепций, которые Ребе впоследствии развивал на протяжении десятилетий, и которые были изложены на 300 000 страниц записанных бесед, статей и писем, выходивших из-под его пера или произнесенных с 1950-го по 1994-й год.
Последние слова Ребе Шолома-Дова-Бера из Любавичей (1860 - 1920)
«Я иду на Небеса. Оставляю вам рукописи».
Община
«Наш отец Яаков не умер. Пока живо его семя, жив и он».
Талмуд, Таанис, 5а
День подписания журнала «Лехаим» в печать, 4 марта 2002 г.
Цель
Из письма Ребе на его 54-й день рождения в 1956 году
«С того времени, как я был ребенком и ходил в хедер и даже раньше, в моей голове начала формироваться картина будущего Спасения - Спасения Израиля из его последнего изгнания, такое Спасение, которое могло бы положить конец страданиям, преследованиям и жестоким мукам голуса...»
Одной задачей пронизано все. Одна цель всех 92 лет жизни и деятельности: создать мир, лишенный ненависти и жадности, мир, свободный от страдания и столкновений, мир, наполненный мудростью и добротой его Создателя. Не меньше.
Идея всеобщего спасения, провозглашенная всемирным лидером, которого многие называли Мошиахом (помазанником), — центральное положение еврейской веры. Еврей верит, что мир, который создал Б-г, обладает способностью отражать безграничную доброту и совершенство своего Создателя. И еврей верит, что достижение этой цели есть главная цель, к которой он или его душа должны стремиться все время существования в физическом теле.
Фактически каждый разговор Ребе, каждое его письмо и каждое дело были посвящены приходу Мошиаха, достижению Спасения. В этом просматривается как бы перекличка Ребе с великим еврейским мудрецом Маймонидом, более 800 лет назад сказавшим: каждое дело, каждое слово, даже каждая мысль обладают силой свернуть горы и принести Спасение в мир.
Ребе объяснял: поскольку основная природа нашего мира — совершенство и добро, то каждый совершенный нами хороший поступок реален и имеет протяженность во времени, в то время как плохой — только плохой момент, пустота, которую ожидает рассеивание. С этой точки зрения зло и добро — как свет и тьма. Тьма, какой бы зловещей и пугающей она ни казалась, — всего лишь отсутствие света. Свет нужен, чтобы сражаться с тьмой, побеждать ее и, наконец, вытеснить — где есть свет, там нет тьмы. Даже наперсток света разгонит целую комнату тьмы.
Ребе видел это и передал это видение нам. Если мы откроем глаза на эту реальность, то сможем принести Спасение в этот мир. Уже сегодня.
Биография подготовлена Л. Соколом, И. Очереднюк, Б. Щегловой. Использованы материалы, любезно предоставленные Chabad Lubavitch World Headquarters и Lubavitch News Service.