Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Деварим

«И возроптали вы…»

 

В данную субботу начинают читать последнюю, пятую книгу Моисеева Пятикнижия.

«Счастливы праведники: прежде чем покинуть мир сей, они завещают сынам своим соблюдать Тору. Так поступили Авраам, Ицхак… Яаков… Давид, царь Израиля… И Моше, учитель наш, не покинул мир сей, пока не укорил евреев в прегрешениях и не завещал им блюсти заповеди Вс-вышнего, как сказано: «Вот слова, что говорил Моше всему Израилю…»

Так отзывается Мидраш о последней, пятой книге Моисеева Пятикнижия. Эта книга содержит речи Моше, произнесенные в последние пять недель жизни. Она начинается приведенным выше стихом: «Вот слова, что говорил Моше…» – отчего ее наиболее распространенное еврейское название – «Деварим» – «Слова».

Книга имеет и иное название – «Мишне Тора», по-русски – «Второзаконие». Оно объясняется тем, что в пятой книге повторно излагаются многие законы Торы, начиная с основы основ ее – Десяти заповедей. Первый стих книги «Деварим» подробно описывает местоположение стана израильтян, когда Моше говорил народу свои прощальные слова: «За Иорданом, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном, и Тофелом, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Захавом». По мнению РАШИ, в перечисленных названиях намеком указывается на различные случаи недостойного поведения сынов Израилевых. Например, выражение «в степи» должно напоминать о степях Моава, где многие израильтяне согрешили с иноплеменницами. Название «Лаван», буквально означающее «белое», намекает на бунт против манны небесной, которая была, «как семя кориандровое, белая». А последнее упомянутое в стихе название «Ди-Захав» можно перевести как «Обилие золота», что, по мнению РАШИ, указывает на грех сотворения идола Золотого Тельца. Обо всех этих прегрешениях упомянуто туманными намеками, чтобы не затронуть чести Израиля.

Если внимательнее присмотреться к каждому слову приведенного стиха, то обнаружится, что кроме напоминания о том или ином неблаговидном поступке наших предков оно несет в себе и некоторое оправдание их поведения.

Например, выделение того факта, что все это произошло в пустыне, должно создать перед нашими глазами картину неоглядной выжженной земли под палящим солнцем, томящей своим однообразием, тяготящей своей бескрайностъю, дикостью и множеством скрытых опасностей. Находясь длительное время в таких условиях, трудно не впасть в депрессию, а отсюда – один шаг до безрассудного бунта.

«Степи Моава», где многие израильтяне погрязли в грехе разврата, вызывают в памяти рассказ из книги Бытия о появлении на свет Моава в результате греховной связи дочери Лота со своим отцом. Причем, нисколько не стыдясь своего поступка, она назвала родившегося от этой связи сына именем «Моав», что значит – «от отца». Натура матери передалась сыну, а затем – его потомкам, моавитянам. Блуд и кровосмешение не считались у них зазорными. Поэтому нельзя было многого требовать от евреев, длительное время пребывавших по соседству с ними, «в степи Моава».

И названием «Лаван», которым Моше напоминает о бунте против манны, он хочет несколько смягчить прегрешение своего народа. Действительно, употребление в течение длительного времени одной и той же пищи неизменно белого цвета вполне может вызвать у человека отвращение к ней, как бы вкусна она ни была и каким бы благом ни должна была представляться глазам скитающегося по пустыне.

Наконец, упоминаемое в конце стиха обилие золота, намекающее на грех изготовления золотого идола, является в то же время смягчающим обстоятельством. Избыточное материальное изобилие очень часто становится косвенной причиной самых разнообразных преступлений. Современная пресса буквально ломится от леденящих душу сообщений о всевозможных бесчинствах, совершенных в наши дни исключительно «с жиру».

Из сказанного можно заключить, что не только иносказательная форма Моисеева укора, но и содержание его намеков продиктовано стремлением преданного руководителя не затронуть чести горячо любимого народа даже при порицании его и наставлении на праведный путь.

Не только место, но и время обращения Моше к народу описано в Торе весьма подробно. Кроме того, что точно указаны год, месяц и день, когда «говорил Моше сынам Израилевым обо всем, что заповедал ему о них Б-г», подчеркнуто также, что это имело место после того, как Моше разбил двух аморейских царей, отдав их земли коленам Реувена, Гада и Менаше. Этим РА1ПИ объясняет, почему Моше только сейчас решил обратиться к народу со словами порицания: «Моше сказал: Если я стану обличать их до того, как они займут хотя бы часть Страны, они скажут: «Что ему до нас? Что хорошего он нам сделал? Он только придирается и ищет повод для обвинений». Поэтому подождал он, пока не поразил Сихона и Ога пред ними и не передал им освобожденные земли. Лишь после того стал он укорять их».

Комментируя данную недельную главу Торы, Иосиф Менделевич обращается к тому моменту нашей истории, когда на сороковом году Исхода из Египта, перед походом на Эрец-Исраэль, собрался еврейский народ на берегу Иордана, напротив Иерихона, и Моше повторил народу основы Торы.

Раввин Авраам Ицхак Кук разъясняет, что во время получения скрижалей завета на Синае сказано: «И расположился там Израиль против горы». Поскольку сказано об Израиле в единственном числе, РАШИ комментирует эти строки так: «Они были едины, с одним сердцем и одной душой». Это – идеальное состояние народа, к которому мы стремимся.

Западноевропейская культура подчеркивает особое значение индивидуума, подчинение интересов общества интересам отдельной личности. Для них народ – это сумма личностей, связанных между собой общностью исторической судьбы, территории, языка. Для характеристики народа Израиля особенно важно, что он – «одна душа, одно сердце». Все остальные состояния являются для нас ненормальными, неестественными.

Это не значит, конечно, что в нашем понятии человек – это винтик, функция. Ведь это единство определяется Торой, приобщением к ней. Итак, в момент дарования Торы мы были едины. Но затем это единство было нарушено: служение тельцу, ропот жаждущих мяса, заговор Кораха и так далее. Вот почему накануне вступления в Эрец-Исраэль потребовалось обновление союза – повторное вручение Торы и восстановление единства.

При сравнении законов, данных в предыдущих книгах Торы и в этой, последней, мы придем к выводу, что нет дословного повторения. Почему? Ответ прост. Хотя после получения Торы начались раздоры, это не значит, что сыны Израиля вернулись в состояние, в котором они пребывали, например, до обретения Торы. В чем же состояла эта разница? Во-первых, конечно, в самом акте получения Священного писания; во-вторых, в том, что народ двигался в сторону Эрец-Исраэль. Таким образом, произошло изменение нравственного состояния сынов Израиля. Это было, безусловно, состояние развития, обновления. И оно потребовало более углубленного понимания Торы. Душа еврейского народа и Тора – это, по мнению наших мудрецов, одно и то же. Тора говорит: «…начал Моше разъяснять учение» – новое состояние потребовало нового разъяснения.

Если мы окинем мысленным взором всю человеческую историю, то станет очевидно, что к получению Торы человечество шло постепенно. Наш праотец Авраам уже знал всю Тору, но еще потребовалось четыреста лет для того, чтобы Тору получили сыновья Авраама. Так же как научные открытия помогают нам понять чудеса Творения, так и для приобретения четкого знания о Б-ге требуется время. Мне представляется, что это состояние сыновей Израиля накануне перехода Иордана во многом свойственно и нам. Иногда внешняя сторона дела – полемика, раздоры, здоровая критика и критиканство – способны затушевать истинную суть дела: мы вернулись из галута, создали свое государство, стали центром внимания всех евреев. Те, кто жалуется на падение нравов в стране, может быть, в чем-то и правы: однако сведущие люди утверждают, что никогда еще, как в последнее время, столько людей не изучало Торы, не придерживалось так строго еврейских законов жизни. Нужно уметь глядеть в корень процесса, понимать, какие глубокие изменения тут происходят. То, что речь идет об изменениях глобального масштаба, подтверждается аналогичными явлениями, имеющими место в разных еврейских общинах. Я занимался в ешиве вместе с парнем, предков которого триста лет назад инквизиция принудила принять христианство. Он будет первым раввином на Майорке. Но, пожалуй, лучший свидетель возрождения еврейского самосознания – это Россия. Сотни молодых людей нелегально или полулегально изучают Тору, Талмуд и достигают заметных успехов.

В последние недели перед своей смертью Моше повторяет с евреями Тору. Напоминает им ошибки, совершенные ими, и ту дорогую цену, которую они за них заплатили. Напоминает им о том, как по настоянию народа он послал разведчиков осмотреть страну Обетованную. Сорок дней ходили по земле Ханаан разведчики, а вернувшись, ввергли народ в большое смятение: да, действительно, Обетованная земля богата и плодоносна, течет молоком и медом. Но населяют ее великие и сильные племена: «народ больше и выше нас, города крепкие и укрепленные до небес, и детей великанов мы видели там».

Разведчики вернулись в стан восьмого ава. И ночь та была наполнена всеобщим горем и плачем. Родители брали на руки своих малюток, подходили к Моше и говорили детям: вот, дети, это тот самый человек, который вывел нас из Египта на погибель. По вине этого человека вы станете рабами у других народов.

«И услышал Б-г слова ваши, и разгневался, и поклялся, сказав: «Увидит ли кто-либо из этих людей… благодатную землю, которую поклялся Я отдать вашим отцам?!.. Дети ваши, о которых сказали вы, что станут они добычею… войдут туда, им Я дам ее, и они ее унаследуют». *

В книге «Бамидбар» (14, 2) сказано: «И плакал народ в ту ночь». Мидраш говорит, что воспылал тогда гнев Б-га и он объявил: «За то, что вы плачете сейчас без причины, будете плакать в эту ночь в будущем, но уже не напрасно».

Это страшное предсказание неоднократно сбывалось в нашей истории.

В день Девятого ава был разрушен Первый Иерусалимский Храм.

В этот же точно день пал Второй Храм.

Девятого ава пал последний оплот повстанцев Бар-Кохбы и был убит сам предводитель восстания.

Через несколько лет после этого Девятого ава была распахана территория Иерусалима, чтобы не осталось даже напоминания о нем.

Девятого ава 1492 года были изгнаны евреи из Испании. Более 300.000 евреев покинули страну. Многие крестились, надеясь позже бежать, но инквизиция следила за ними очень зорко. Дон Ицхак Абарбанел, тогдашний министр финансов Испании, писал, что ему удалось несколько раз отложить изгнание, но в конце концов оно произошло – Девятого ава.

Девятого ава была объявлена мобилизация в России в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Эта война не только разрушила устоявшийся быт еврейских общин Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Австро-Венгрии. Трудно подсчитать, сколько было убито и замучено евреев, сколько разрушено синагог, ешив, сколько было сожжено свитков Торы и священных книг.

Эта война подготовила почву для Второй мировой войны. В результате победил коммунизм в России, а в Германии усилился нацизм как результат недовольства поражением Германии.

Сказал р. Элазар бен Парта: «Если хочешь знать, сколько вреда от злого языка, то посмотри, как пострадали наши отцы в пустыне Синай из-за разведчиков. Разведчики говорили плохое о стране, то есть о камнях и деревьях. До этого наши предки грешили в пустыне девять раз, и все им простилось. А приговор вымереть в пустыне был им вынесен только за злой язык (споры, сплетни)» («Эрхин»15).

В наших беседах неоднократно говорилось о вреде сплетен. «Не ходи сплетничать… не стой у крови брата…» («Ваикра» 19, 16). Что называется сплетней, и кто называется сплетником? Тот, кто передает слова одного человека другому. Тот, кто рассказывает, что он слышал о другом человеке, хотя это и правда, – делает этим большое зло, и это иногда приводит к разрушению устоев мира. Другими словами: тот, кто рассказывает о другом человеке некоторые факты, которые, будучи общеизвестны, могут этому человеку повредить. Это и есть сплетни, запрещенные Торой. Даже если эти факты подлинны.

Вся наша история изобилует примерами вреда сплетен. Иосиф рассказывает отцу обо всех, по его мнению, нехороших поступках братьев. Это создало у них ощущение, что он хочет от них избавиться, сделать их рабами, а результатом была продажа Иосифа в рабство. Доэг Эдоми рассказал царю Саулу, что видел Давида в городе Нов, где жили священники, и как Давида хорошо там приняли. Саул, которому казалось, что Давид хочет его убить и стать царем, понял это как подготовку восстания – и весь город тяжело пострадал.

Второй Храм был разрушен из-за напрасной вражды. Одни говорили: надо немедленно восстать против римлян, освободить еврейский народ. Другие говорили: мы для этого еще недостаточно сильны, это будет бесполезным кровопролитием. Одни смотрели на других, как на врагов. Большую роль сыграли обоюдные сплетни.

А в результате – галут.

Мудрецы говорят: «За три греха человека наказывают на этом свете, и много теряет он в мире грядущем: за служение идолам, за кровопролитие, а более всего – за злой язык».

Суббота, в которую читают главу «Деварим», всегда предшествует дню Девятого ава, годовщине разрушения Иерусалимского Храма. Эта суббота получила название «Шаббат Хазон» – «Суббота видения», по первому слову главы из книги пророка Исайи, которую читают в эту субботу после недельного чтения Торы. Здесь пророк сурово порицает еврейский народ за совершенные злодеяния, ведущие к изгнанию, и предсказывает грядущее освобождение. Заканчивается глава словами «Сион искупится правосудием, его пленники – благотворительностью».

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева говорил, что суббота, предшествующая Девятому ава, неспроста получила название «Суббота видения» – в этот день каждому еврею дано увидеть пророческим видением будущий Третий Храм.