ЗАКОНЫ СКРОМНОСТИ
ГЛАВА 16
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЗАКОНАМ СКРОМНОСТИ
Общие положения
Человек обязан выполнять по отношению к своей жене заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя", приведенную в Торе в разделе "Кедошим", начинающуюся со слов: "И говорил Господь Моисею так: "Говори всей общине сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш". Святой Ари, рабби Исаак Лурия, да будет благословенна память о нем, сказал, что если человек будет любить свою жену, как самого себя, он реализует эту заповедь, на которой основана вся Тора.
Муж обязан радовать жену интимной близостью. Эта обязанность существует даже и в том случае, если они уже выполнили заповедь об исполнении супружеских обязанностей в соответствии с обычной для них частотой сексуальных отношений. Эта заповедь из Торы, где сказано: "Не должен лишать ее пищи, одежды и сожития с нею" (Исход 21:10). Человек, воздерживающийся от близости со своей женой с тем, чтобы досадить ей, нарушает этот запрет Торы. Существует мнение, что запрет Торы нарушается также и в том случае, когда муж делает это не назло ей, так как "она не его пленница, чтобы он лишал ее удовольствия", ведь у нее нет возможности удовлетворить свое желание иным образом.
На протяжении первого года после свадьбы муж должен уделять особое внимание своей жене. В Торе сказано: "Свободен да будет он для дома своего один год и да увеселяет жену свою, которую взял".
Заповеди, приведенные в разделе "Кедошим", даны "всей общине сынов Израилевых". Однако, так как подход и уровень разных людей различны, Мудрецы определили ступени, поднимаясь по которым можно достичь святости. Начав с основополагающих вещей, человек будет подниматься по этим ступеням и делать то, что достойно. Постепенно он достигнет высоких ступеней святости, не нанося при этом ущерба выполнению простых обязанностей, подобных его обязанностям перед своей женой.
О том, насколько трудно достичь такого уровня святости, показано в Гемаре на примере истории о раве Рахуми. Рав Рахуми изучал Тору у Рава и возвращался домой только раз в году накануне Йом Кипура. Однажды, будучи погружен в свои занятия, он задержался и в этот единственный раз. Его жена ожидала его прихода, она надеялась и думала про себя: "Вот он идет". Но так как он все не шел, огорчилась она, и слезы потекли из ее глаз. Рав Рахуми сидел на крыше Дома Учения; из-за горя, которое он доставил своей жене, крыша под ним обвалилась, он упал и умер.
Таким образом, человек должен подниматься все выше и выше, но ему не следует удаляться от мира и стремиться достичь святости за счет своей жены.
Святость не только поднимает самого человека — она влияет и на характер его детей. В Гемаре (Трактат Бава Мециа) рассказывается о жене рабби Элиэзера и сестре рабана Гамлиэля, которую звали "Има Шалом". Однажды спросили ее: "Почему так прекрасны твои сыновья?" Ответила она: "Мой муж бывает близок со мной не в начале и не в конце ночи, а только в полночь (то есть в такое время, когда он не может услышать голос другой женщины и подумать о ней, и все его внимание посвящено жене). И когда он близок со мной, он не открывает мою наготу более чем это необходимо, и он вступает со мной в близость со страхом и боязнью перед величием момента сотворения человека".
Рабби Авраам бен Давид (Раавад) писал: "Следует разъяснить, о чем должен думать человек во время половой близости. В этом вопросе существуют четыре уровня:
1. Исполнение супружеских обязанностей, имея при в этом в виду также реализацию заповеди о продолжении рода. Это самое верное намерение, так как в этом случае человек выполняет сразу две заповеди.
2. Исполнение мужем супружеских обязанностей на последних месяцах беременности жены, т.к. это приносит пользу ребенку. Наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, говорили: "На протяжении первых трех месяцев беременности половая близость трудна для жены и для ребенка. На протяжении следующих трех месяцев они трудны для жены, но положительно сказываются на ребенке. На протяжении последних трех месяцев сексуальные отношения положительно сказываются и на жене, и на ребенке, благодаря им ребенок родится сильным и энергичным". Таким образом, несмотря на то, что жена беременна, муж выполняет заповедь супружеской близости.
3. Исполнение мужем супружеских обязанностей, когда жена желает его и он замечает, что она старается угодить ему и прихорашивается, чтобы он обратил на нее внимание. Ее желание возрастает и перед тем, как он уезжает на какое-то время из дома. В этом случае, вступая с женой в интимную близость, муж также реализует заповедь об исполнении супружеских обязанностей, упоминаемую в Торе.
4. Когда муж вступает в интимные отношения с женой вследствие возрастания своих природных склонностей к этому. Тем самым он ограждает себя от греха — искушения связи с другими женщинами или напрасного излияния семени. В этом случае его поведение также хорошо, но не в такой степени, как в трех предыдущих случаях, поскольку человек в состоянии преодолеть свои склонности. Наши Мудрецы говорили: "Есть у человека маленький орган: когда человек лишает его пищи, он насыщается, а когда человек насыщает его — остается голодным". Тем не менее, если человек намеревается удовлетвориться разрешенным и не стремится к запрещенному, такое намерение правильно. По этому поводу сказано: "Человек милосердный творит благо душе своей, а жестокий разрушает плоть свою... Праведный ест, чтобы насытить свою душу" (Мишлей 11:17; 13:25).
Если же человек не испытывает потребности в сексуальных отношениях и его природные склонности не требуют этого, но он возбуждается и доводит себя до эрекции, чтобы достичь удовлетворения и исполнить свои мирские желания, то он вовсе не выполняет заповедь. В этом случае в человеке верх одерживает склонность к плохому, и вместо разрешенного он соблазняется запрещенным. Наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, говорили: "Каждый, кто специально вызывает у себя эрекцию, достоин отлучения от общины". Такое поведение подобно поведению человека, который уже насытился, но продолжает есть и пить до тех пор, пока не опьянеет и не начинает блевать.
Наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, также учили: "Человек, бьющий в гневе своем посуду, пусть будет в твоих глазах подобен идолопоклоннику". Поведение такого человека определяется его страстями, которые сегодня заставляют его гневаться, а завтра заставят поклоняться идолам. Человек обязан укрепиться духовно и преодолеть свои страсти — иначе он ничем не будет отличаться от животного, которое не способно контролировать свои желания.
Заповедь об исполнении супружеских обязанностей
(мицват она)
В Торе сказано: "Не должен лишать ее пищи, одежды и сожития с нею" (Исход 21:10). Таким образом, Тора обязывает мужа вступать в половые отношения с женой. Частота этих отношений определена Мудрецами в соответствии с природными силами и профессией человека. Для некоторых — раз в месяц, для других — раз в неделю, дважды в неделю или каждый день. Мужья, отдающие свое время изучению Торы, — раз в неделю по Субботам (есть мнение, что два раза в неделю, из них один раз — в Субботу).
Кроме этого, муж обязан исполнять супружеские обязанности в следующих случаях:
— ночью после окунания жены в микву;
— перед тем, как он уезжает из дома на некоторое время (а по мнению некоторых авторитетов, и после возвращения домой);
— если он чувствует, что этого желает его жена.
Заповедь об исполнении супружеских обязанностей не зависит от заповеди о продолжении рода, поэтому первую обязан исполнять также и муж, жена которого беременна, кормит ребенка или не может рожать. Эту заповедь муж обязан выполнять также и в том случае, если он мудрец и праведник. И наоборот: даже если жена освобождает мужа от выполнения этой заповеди, они обязаны вступать в интимную близость, чтобы выполнить заповедь о продолжении рода.
Если муж не может исполнять супружеские обязанности из-за слабости или болезни, он освобождается от выполнения этой заповеди. При этом, однако, он должен обращаться к жене с любовью и стараться доставить ей удовольствие. Когда здоровье мужа восстановится, он обязан возобновить интимную близость с женой. Такой же подход применяется и в случае болезни жены.
Любой человек может рассматривать себя как изучающего Тору и уменьшить частоту половых отношений с женой до одного раза в неделю, если только его жена не возражает против этого.
Даже человек, уже выполнивший заповедь "плодитесь и размножайтесь", не вправе надолго уезжать из дома и не выполнять вследствие этого супружеские обязанности без разрешения жены. Но и при отсутствии с ее стороны возражений мужу не следует уезжать из дома более чем на месяц. Если муж должен часто уезжать из дома, после месячного отсутствия ему следует проводить месяц дома. При наличии веских оснований он может находиться вне дома и более месяца, но только с согласия жены.
Если муж покидает дом или возвращается домой, когда его жена нида, он должен обращаться к ней с любовью и стараться таким образом доставить ей удовольствие. Если жена чиста, но ожидает наступления менструации, поведение мужа должно быть аналогичным, но, коль скоро жена не удовлетворяется этим, он обязан выполнить свои супружеские обязанности.
Заповедь о продолжении рода (прия-у-рвия)
Первая заповедь, которую получил человек, была: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею". Эта заповедь очень важна, так как, выполняя ее, человек становится соучастником Бога в сотворении человека и дополняет цель творения, как говорил пророк Исайя: "Не напрасно сотворил ее (землю), Он создал ее для жительства". Каждый человек обязан жениться, чтобы "плодиться и размножаться". Тот, кто не делает этого, подобен проливающему кровь, он умаляет Божественный образ, и его поведение приводит к тому, что Шехина (Божественное присутствие) удаляется от Израиля. Важность этой заповеди столь велика, что ради женитьбы можно продать свиток Торы. (Продажа свитка Торы разрешена еще лишь в одном случае: когда человек делает это ради того, чтобы продолжить изучение Торы.)
Мудрецы определили, что заповедь о продолжении рода выполнена, если в семье есть дочь и сын. Если же в семье есть только сыновья или только дочери, заповедь считается невыполненной, и муж обязан вступать в интимную близость с женой (с частотой, определяемой его природными силами и профессией) до тех пор, пока не родится ребенок другого пола.
Даже если в семье уже есть сын и дочь, муж и жена обязаны стремиться к тому, чтобы у них родились еще дети. Наши Мудрецы, да будет благословенна память о них, говорили: "Были у него дети в юности, будут у него дети на старости лет". Сказано также: "Сей зерна утром и не прекращай делать этого вечером, так как неизвестно тебе, какие из них взойдут и будут ли и те и другие хороши". В соответствии с этим, хотя муж и может (с согласия жены)
значительно снизить частоту интимных отношений, однако ему нельзя полностью отказываться от них, т.к. на нем лежит заповедь продолжения рода.
Те, кто уже выполнили заповедь о продолжении рода и, продолжая исполнять супружеские обязанности, желают временно воздержаться от деторождения, а также те, кто еще не выполнили заповеди о продолжении рода, но хотят дать женам возможность окрепнуть между родами, не должны использовать противозачаточные средства по своему усмотрению. Им следует сначала проконсультироваться с врачом, не противопоказана ли жене беременность, а также возможности использования женой тех или иных противозачаточных средств, а затем обратиться к компетентному раввину с вопросом о том, разрешается ли жене предотвращать беременность, и если да, то какие именно средства, как и на протяжении какого времени она может применять. Супругам нельзя самим принимать решения по этому вопросу, а также полагаться на решение, принятое в отношении другой женщины, так как и в физиологическом отношении, и в галахических деталях все случаи различны, и противозачаточные средства, подходящие и разрешенные для одной женщины, могут не подходить и быть запрещенными для другой, даже до того, что применение их может быть квалифицировано как "напрасное излияние семени", являющееся настолько серьезным грехом, что Гемара допускает возможность сравнить его с пролитием крови. Поэтому самостоятельно решение о применении противозачаточных средств принимать нельзя, так как это может привести к преступлению.