Книга Седьмая

После Мужей Великого Собрания (Аншей Кнесет Агдола), носителями «Устного Учения» (Тора шеБеал-Пе) были таннаим («учителя» или «мудрецы»). Духовными вождями первых пяти поколений таннаим были так называемые «Зугот», то есть, «пары». Это были: 1. Носи бен Иоезер из Цереды и Носи бен Иоханан из Иерусалима; 2. Иеошуа бен Перахья и Ниттай из Арбела; 3. Иеуда бен Таббай и Шим'он бен Шетах; 4. Шемая и Автальон; 5. Иллель и Шаммай.
Большим счастьем для еврейского народа было то, что в самый критический момент его истории, когда Иерусалим лежал в руинах, а ярмо римского поработителя становилось все более тяжелым, Б-жье провидение дало еврейскому народу одного из самых блестящих вождей во всей его истории. Это был рабби Акива бен Иосеф, который оказал большое влияние не только на своих современников, но и на все последующие поколения евреев вплоть до наших дней.
В то время как великие наши мудрецы восстанавливали духовную структуру еврейского народа, укрепляли ее и воодушевляли ею народ, политическая ситуация в стране все более ухудшалась с возрастанием тирании римлян, пытавшихся покорить маленький народец, так сильно отличавшийся от всех других народов, ставших добычей Рима
Смерть императора Адриана имела результатом изменение к лучшему политического, а также и религиозного положения евреев в Иеудее. Антонин Пий, мудрый и терпимый правитель, отменил жестокие декреты Адриана против применения в жизни установлений иудаизма
С самых дней Моше и вплоть до времени рабби Иеуды аНасси Тора-шеБеал-Пе – Устное Учение – изучалось и передавалось устно от учителя к ученику в непрерывной цепи Предания. Таннаим посвятили себя делу выведения законов Торы посредством ее истолкования и объяснения, а затем истолкования и разъяснения самих законов
Авторство рабби Иеуды аНасси наделило Мишну, его magnus opus, ВЫСШИМ авторитетом. Мишна стала самым авторитетным кодексом законов, занимающим второе место после Библии. Мишна служит объединяющей силой, связывающей в единое целое весь еврейский народ во всей диаспоре, любой страны и континента. С завершением составления Мишны и со смертью рабби Иеуды пришла к концу великая эпоха таннаим, учителей Мишны.
Патриархат достиг своего зенита при рабби Иеуде аНасси, после чего он начал терять свое былое значение. Как было указано выше, при сыне рабби Иеуды – раббан Гамлиеле III, патриархат уже потерял несколько от своего авторитета и престижа. Причиной этому был тот факт, что новый патриарх (насси) не обладал уже величием своего отца как ученый, и во все ухудшающейся политической ситуации не пользовался влиянием и не смог подобно своему отцу устанавливать тесные связи с римскими императорами и их наместниками на Ближнем Востоке
Одним из наиболее отличившихся амораим, великих ученых, истолковавших Мишну, был рабби Эл'азар бен Педат. В Талмуде и Мидраше он обычно упоминается без отчества (в то время, как рабби Эл'азар тан'на это, как правило, рабби Эл'азар бен Шамуа).
Годы правления последних языческих римских императоров были относительно мирными для евреев Святой Земли и других провинций римской империи. Диоклетиан, который был римским императором во время патриарха р. Иеуды III, а также его непосредственные преемники разрешали евреям придерживаться своей религии без всяких ограничений.
История еврейского народа отмечена примечательным явлением. Закат общественной и духовной жизни евреев в одном центре совпадает с появлением другого такого центра в другом месте. По поводу стиха Библии: «Заходит солнце и восходит солнце» говорят наши мудрецы, что «в самый тот момент, когда солнце садится в одном месте, оно подымается в другом», и что упомянутый стих имеет в виду это поразительное явление в еврейской истории
Двумя выдающимися учениками рабби Иеуды аНасси были Рав и Шемуэль, основатели больших вавилонских ешивот и инициаторы начала золотой эры изучения Торы, высшим достижением которой явилось создание шедевра еврейской науки – Талмуда Бавли.
Талмуд Бавли – это мастерски составленный, систематизированный и тщательно отредактированный и откорректированный компендиум, созданный рав Аши, его учениками и преемниками в вавилонских академиях. Вавилонский Талмуд обычно называют просто Талмуд. Оба Талмуда–Иерушалми и Бавли – состоят из Мишны и ее комментария – Гемары
История переселения евреев в соседнюю страну Аравию насчитывает почти столько лет, сколько сама история еврейского государства. После разрушения Святого Храма Невухаднецаром увеличилось переселение евреев в Аравию. Евреи, бежавшие туда от войны с римлянами и от преследований Адриана, увеличили еврейское население Аравии
При мусульманском правлении Вавилонией экзилархат был восстановлен во всех своих прежних правах и силе. Главы академий, называемые теперь гаоним (единственное число – гаон, «превосходительство»), были вновь облечены большим духовным авторитетом
Нужно видеть счастливый акт Провидения в том, что человек такой величины, как рав Саадья-гаон жил в то время, когда иудаизму угрожала только что появившаяся новая секта, которая до того, как рав Саадья разгромил ее своими выступлениями против ее верования, делала быстрые успехи в привлечении еврейских масс к своей ереси.
Кайраван играл важную роль в еврейской истории в то время, когда золотая эра гаоната начала клониться к закату и центр еврейской жизни переместился на Запад, в Испанию, Францию и Германию. Город Кайраван, служивший в то время мостом между Востоком и Западом, лежал на пересечении путей международной торговли вдоль берегов Северной Африки. Здесь караваны встречались на путях, ведущих в Дамаск, Багдад и другие столицы мусульманского мира.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру