Шмуэл Авраам Аба из Славуты

Ёрцайт — 5 адара ришон 5624 (1864)

На Волыни, на реке Горынь, стоит городок Славута, который местные евреи называли «Славита». Раввином города был святой р. Мошэ Шапиро, сын святого р. Пинхаса из Кореца, ближайшего ученика Баал Шэм Това. Известно, что р. Мошэ принципиально не хотел брать плату за раввинскую работу — поэтому ради заработка он открыл в Славуте ставшую знаменитой типографию. В 5547 (1787) году у р. Мошэ родился сын, которого назвали Шмуэл Авраам Аба. Вскоре родился и его брат Пинхас (родившийся уже после смерти дедушки — поэтому и названый в его честь). Вдвоём они возглавили папину типографию, когда тот вошёл в преклонный возраст.

Как я уже писал раньше, в 5537 году Луцкер Магид (родственник и секретарь Великого Магида из Межерич) открыл в Кореце типографию, где печатались книги по кабале и первые книги по хасидизму (Сэфэр аКанэ, Китвэй АРИзал, Шивхэй БэШТ). Он сам вырезал формы букв для типографского клише, которые перед использованием окунали в микве. Книги из Корецкой типографии были настолько популярны, что другие типографии шли на фальсификации (выдавая свои книги за напечатанные в Кореце) ради быстрого сбыта по высоким ценам. Но вскоре Луцкер Магиду пришлось перенести эту типографию в Польшу (а затем и в Австрию) из-за лживых доносов митнагдим властям о якобы печатаемых там книгах без царской цензуры.

Через пятнадцать лет после этого, в 5552 (1792) году (через год после смерти святого Корецер Рува), р. Мошэ основал типографию в Славуте, продолжая работу Луцкер Магида. Это было не так уж легко — известно, что он обратился за благословлением к Алтэр Рэбэ, который сказал ему куда поехать и с кем поговорить, чтобы смягчить жёсткую позицию властей (подогреваемую миснагедами) в позиции к хасидской типографии. Это помогло — и типография была открыта официально.

В 5556 году в Славутской типографии Алтэр Рэбэ впервые напечатал свою книгу «Ликутэй Амарим» («Сэфэр шэл Бэйноним», «Тания»), а через два года были напечатаны обе книги Чернобыльского цадика — «Мэор Эйнаим» и «Исмах Лэв». Сразу после освобождения из Петропавловской крепости (19 кислева), в 5560 году, Алтэр Рэбэ послал своего брата р. Мордэхая и зятя р. Шалом Шахнэ (отца Рэбэ «Цэмах Цэдэка») в Бердичев к цадику р. Лэви Ицхаку, чтобы получить от него одобрение на грандиозное предприятие — Алтэр Рэбэ задумал напечатать «хасидское издание» всего Талмуда и Арба Турим. Одобрение было получено (к Бердичевер Руву присоединились многие другие праведники того поколения, включая гаона р. Акиву Игэра), и первое издание Вавилонского Талмуда (и паралельно Арба Турим) было напечатано в Славутской типографии в течение пяти лет — с 5561 по 5566 годы. За год (!!!) весь тираж был раскуплен, и второе издание Талмуда Алтэр Рэбэ напечатал в Славутской типографии с 5568 по 5573 годы.

Перед тем, как покинуть этот мир (24 тэвэта 5573 года) Алтэр Рэбэ написал официальный документ, в котором подтвердил передачу прав печати Талмуда и Турим р. Мошэ Шапиро (см. Игрот Кодэш 54). В 5575-5577 годах в Славутской типографии, которую уже называли «типографией братьев Шапиро», были напечатаны Арба Турим и параллельно в 5576-5582 годах в третий раз был напечатан весь Талмуд. В 5594 году Славутская типография начала печатать Вавилонский Талмуд в четвёртый раз, но им стало известно, что р. Мэнахэм Ман Ромм из Вильнюса вместе с напарником р. Симхой Зимэлем из Городно, презрев законы «асагат гвул», обозначенные раввинами (давшими одобрение Славутской типографии) начали тоже печатать Талмуд (и всем было понятно откуда и от кого проистекало желание сделать «литовский ШаС» в противовес «хасидскому»). Судебные разбирательства охватили тогда почти весь еврейский мир — почти все хасидские раввины и даже глава раввинского суда Вильнюса были на стороне Славутской типографии. Но на сторону Вильнюской типографии неожиданно встал р. Акива Игер и его зять Хатам Софэр — и суд присудил право печатать Талмуд Вильнюсу (правда при условии выкупить все нераспроданные издания Славутской типографии по высокой цене). Так было напечатано то издание Талмуда, которое до наших дней печатают везде, а типография стала известна как «типография вдовы и братьев Ромм». «Хасидское» же издание, с его неповторимым «цурат адаф», которое скорее всего разработал сам Алтэр Рэбэ, было забыто в широкой среде — даже среди самих хасидов.

Ко всем бедам в начале лета 5595 года в Славуте произошла трагедия. В типографии братьев Шапиро работал переплётчиком горький пьяница Лэйзэр Протогин. Из-за своей страсти к «зелёному змию» он часто не выходил на работу или портил продукцию — за что и был уволен. Дома его встретила разъярёная жена, пинками и проклятиями вытолкавшая его с порога. Сердце Лэйзэра не выдержало, и он залез в мастерскую типографии, где и повесился. Утром его тело обнаружили первые рабочие, пришедшие в типографию. Когда о смерти Лэйзэра узнала выгнавшая его из дома жена, то, по совету выкреста Миши Бендерского, пошла в жандармерию, где и написала донос на святых братьев Шапиро — что, мол, они и повесили её кормильца из-за страха перед тем, что тот может рассказать всем, что они печатают книги без разрешения царской цензуры... Все враги хасидизма только ждали такого подарка — и письма с доносами и кляузами посыпались «куда надо» как дождь. Многие еврейские святые книги были сожжены по приказу властей только по подозрению в «нецензурности» их печати (в своих кляузах выкресты, просвещенцы и митнагдим писали про хасидские книги как про «тьму непроглядную, которую эти неучи спустили в этот мир и морочат головы верным гражданам Российской Империи»).

В 5595 (1836) году вышел указ о закрытии ВСЕХ еврейских типографий в Литве и Волыни (Белоруссии), включая и виленскую типографию Ромм. Святых братьев Шапиро посадили в тюрьму на время судебных разбирательств, которые продолжались долгих четыре года. В тюрьме они сидели в узкой камере, где невозможно было даже лечь во весь рост. Нужник находился там же, под ногами... Рассказвают, что святые братья сначала опечалились тем, что они в таком месте не могут ни молиться ни говорить слова Торы — но вспомнили о заповеди веселья, про которую так много говорил их дед от имени святого Баал Шэм Това — и не смотря ни на что из камеры раздалось пение... Отец святых братьев, р. Мошэ, не смог выдержать таких переживаний и оставил этот мир 9 кислева 5598 года. 

В 5599 году святых братьев р. Шмуэля Авраама Абу и р. Пинхаса Шапиро суд приговорил к наказанию — 1500 ударам палками (при Николае это наказание было очень популярным, его даже прозвали за это Николай Палкин) — когда приговорённого пропускали через строй солдат, которые били его палками по спине с обеих сторон. Обвинение состояло только в сокрытии книг от цензуры — и ни слова не говорило о смерти переплётчика. 

За день до новомесячия Элула 5599 года на площади выстроились 500 солдат с палками в руках в два ряда. Между ними, осыпаемые ударами, и должны были трижды пройти святые братья. Хоть никто и не ожидал, что они выживут после «экзекуции» - ведь только от трети такого количества ударов умирали даже крепкие солдаты (по свидетельству Толстого) — но всё равно приговор гласил, что если приговорённые останутся в живых — то их ожидала ссылка в Сибирь. Когда святых братьев вывели на казнь, они горячо спорили — кому первым идти под палки (ведь именно первому достанутся самые сильные удары). Старший, р. Шмуэл Авраам Аба, утверждал, что именно он, как первенец, должен пойти первым, а р. Пинхас утверждал, что именно ему, более молодому и соответственно более крепкому физически, надо пойти первому. Пока они спорили, с них сняли рубашки и связали руки, оставив, правда, по их просьбе, кипы на головах. Первым повели р. Пинхаса — посыпались жестокие удары, но он вдруг остановился посреди пути! Солдаты замешкались в недоумении — ведь им приказано бить всё время, пока «тело в пределах досягаемости» - но ведь старик не был тем привычным солдатским «телом» для их палок. К тому же они увидели, что он остановился и продолжал получать лишние удары из-за того, что с его головы слетела кипа — и он не хотел двигаться дальше с непокрытой головой... К всеобщему удивлению оба еврея остались живы — с переломанными рёбрами и избитыми в кровавую кашу спинами — но живы! Хасиды собрали большую сумму для взятки, которая помогла отменить ссылку в Сибирь на пожизненное заключение в Москве, где святые братья просидели 17 лет, до смерти царя Николая. В 5615 году они получили помилование от взошедшего на трон Александра Второго и уехали в Корец, где опять открыли типографию!

Святой р. Шмуэл Авраам Аба оставил этот мир в пятницу 5 адара (первого) 5624 (1864) года и похоронен в Теплике. Его третий сын, р. Ханина Липа Шапиро продолжил дело отца, открыв знаменитую типографию в Житомире.

Известно, что когда святые братья Шапиро сидели в Московской тюрьме, то хасидам разрешили проносить время от времени листы пергамента — так святым братьям по частям передавали Свиток Торы. После их освобождения эти листы сшили вместе, и этот маленький Свиток так и назвали: «Свиток Торы Святых Братьев Шапиро». Его передавали по наследству из поколения в поколение — пока после войны один из покомков не сообщил о желании продать Свиток. Об этом услышал рав Мошэ Ашкенази, и поспешил в один ГМаХ, где занял 500 лир (по тем временам огромные деньги), выкупил Свиток и отослал его в подарок Рэбэ.

В обнимку именно с этим Свитком Рэбэ всегда танцевал во время акафот праздника Симхат Тора.

Элияу аКатан Гэц
ויהי בעברם בין הגייסים, נפלה מעל ראש האח הצעיר מצנפתו.
עמד על מקומו ולא זז, ולא פסע פסיעה קטנה. לא השגיח במכאוביו ובמכות הגדולות,
וקיבל עליו דין שמים באהבה, ולא רצה להקל ראשו בדבר (ספר הדורות החדש(

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=831342916882625&id=100000207735570

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру