Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ребе и святая земля

 

(Из книги Эзры Ховкина «Ребе«)

РЕБЕ И СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

«Почему ваш Ребе ни разу не был в Израиле?» Этот вопрос задавался каждому хабаднику миллионное число раз. Ответы давались разные, но суть их одна: Ребе не может приехать на Святую землю просто так. Для него это подъем на ступень необычайной высоты, с которой не может быть спуска. Но это не значит, что события в Эрец мало волнуют его. Напротив, Ребе следит за всем, что происходит там, подбадривает, предостерегает, а главное, дает свое святое благословение, чтобы, несмотря на все ошибки и огрехи, народ еврейский в очередной раз избежал опасности…

ТРУС НА ВОЙНЕ

В Торе есть немало заповедей, связанных с тем, как еврей должен вести себя на войне. Например, прежде, чем выйти на врага, нужно объявить по всему войску:

«Кто здесь боится и ослаб духом? Пусть покинет нас и идет домой..».

На первый взгляд это не очень логично. Чем больше в армии солдат, тем больше шансов на победу. Зачем же отсылать тех, кто ослаб духом, по домам? Лучше помочь им справиться со страхом.

Ответ прост: Тора берет в расчет природу человека. Чтобы победить страх, нужно время, а его на войне нет. Пусть лучше трус идет домой – если не поможет, то хотя бы не напортит, не заразит других своей боязнью.

Сказанное в полной мере относится к израильским политикам, призванным отвечать за безопасность евреев, живущих на своей земле. Нельзя сказать, чтобы этих людей отличал страх перед Небом. Тора тоже не вызывает у них уважения. Напротив, они стараются, где можно, нарушить ее приказы. Поэтому их душа полна страха перед людьми, перед народами мира, которых Тора запрещает бояться.

Мало того, что страх заразителен, он еще и опасен, поскольку эти люди принимают государственные решения, отвечают за судьбу других евреев. Женщина, бывшая главой правительства в войну Йом-Кипура, призналась, что если бы она, зная о планах Египта и Сирии, не побоялась объявить всеобщую мобилизацию, это спасло бы несколько сот еврейских жизней.

Еврей, совершив грех или проступок, должен публично в нем покаяться. Но израильские политики считают себя свободными от этой заповеди. Они спокойно смотрят в глаза тех,

кто по их милости стал вдовой или сиротой. Более того, они имеют наглость выставлять свои кандидатуры на выборы в Кнесет, где будут, якобы, говорить от имени евреев. На самом деле, они представляют в Кнесете интересы арабов, которых спасали не раз, отдавая евреям приказ отступать во время наступления.

Мы обращаемся к ним со словами Торы: «Ослабли духом – ступайте по домам!» Будем платить вам пенсию, дадим каждому казенную машину с личным шофером. Хотите – катайтесь, хотите – заседайте на съездах вашей партии. Только не беритесь за дело, в котором ничего не смыслите. Или того хуже, не рискуйте безопасностью евреев и нашей родины. Чем больше таких людей покинут нас, тем больше шансы на победу…

СЛЕЗЫ В ШАТРАХ

Когда евреи, покинув Египет, шли в Святую землю, они послали вперед разведчиков – по одному от каждого колена. Те вернулись и рассказали: «Земля на диво хороша, но в ней живут великаны, с которыми нам не сладить». Только двое из посланных, Иеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне, твердили другое: «Раз Вс-вышний с нами, значит, мы одолеем всех».

Евреи поверили большинству и проплакали всю ночь в своих шатрах. За это им был вынесен суровый приговор – сорок лет скитаний в пустыне. Когда этот срок истек и евреи уже были на пороге Эрец Исраэль, Моше-рабейну обратился к ним с прощальной речью. Вспоминая историю с разведчиками, он произнес загадочную фразу: «И вы злословили в своих шатрах».

Возникает вопрос: почему Моше-рабейну упоминает место, где роптали евреи, – «в своих шатрах»?

Потому что, собравшись вместе, евреи никогда бы не осмелились произнести то, что думал каждый в отдельности. Раши, комментатор Торы, объясняет, какая мысль овладела каждым из них: «Вс-вышний меня не любит..».

Да разве мог бы кто-то сказать это вслух, на общей сходке? Вс-вышний освободил евреев из рабства, даровал им Тору, назвал народ Израиля своим сыном и первенцем. Как же можно говорить о нелюбви?

И все же такая мысль возникнуть могла. Позади был Египет – почти родина, земля с цветущими полями и могучим Нилом, орошающим их. Фараон погиб, его войско лежит на дне моря. Почему бы не вернуться и не овладеть этой давно знакомой плодородной страной? А впереди земля Израиля, где когда-то скитались предки, где крепости подняли стены к небесам, а в них живут великаны…

Чтобы лучше понять чувства, овладевшие людьми в шатрах, Раши рассказывает притчу. У царя было два сына и два поля. Одно с искусственным орошением, а другое – нет. Любимому сыну он отдал первое, а нелюбимому – второе. Евреям могло показаться, что они попали в число нелюбимых детей. Приказ Отца ведет их в землю, где нет рек, и откуда же взять воду, чтобы ростки не погибли под палящим солнцем?

Евреи благодарили за освобождение от рабства, но сомневались, нужно ли было покидать Египет. Их губы шептали: «Если бы Вс-вышний любил нас, Он дал бы нам поле с искусственным орошением..».

За мысли не наказывают. Но о них знают. Прощаясь с народом на пороге Эрец Исраэль, Моше-рабейну напоминает, что тогда, в шатрах, они согрешили… Они забыли, что на поле с искусственным орошением надо работать тяжело и долго. Рыть каналы, крутить колеса водяных мельниц, гоня воду кверху, следить, чтобы посевы не пострадали от избытка влаги. Эта работа может захватить все твое существо, превратив еврея в египтянина. А ведь Б-г сказал: «Сын мой, первенец, мой, Израиль..».

Чтобы Израиль остался сыном и первенцем, евреям дали страну, где почти нет рек, где земли поливаются дождями. Эту истину надо усвоить: если в поле нет искусственного орошения, Вс-вышний орошает его Сам. Он не требует от своих детей тяжелой работы, как было в дельте Нила. Он просит, чтобы они учили Тору и выполняли ее приказы. Тогда вовремя и в нужном месте хлынет дождь.

Наши мудрецы говорят, что из-за беспричинной вражды между евреями был разрушен Второй Храм. Чтобы исправить это зло, они требуют: «Люби ближнего своего как самого себя». Даже, если на первый взгляд может показаться, что он недостоин вашей любви. О евреях сказано также, что они – «братья и друзья Вс-вышнего». Значит, и Его мы тоже должны любить, несмотря на сомнения, любить, невзирая ни на что.

Иногда мы не можем постичь Его замыслы. И тогда, в шатрах, нам приходят горькие мысли. А дальше житейская логика подсказывает: «Раз я не испытываю любви, то и Он меня не любит». О Вс-вышнем так сказать нельзя. Он любит народ Израиля всегда. Из этого источника мы берем силы, чтобы обновить свою любовь. Чтобы не кривились губы в шатрах, чтобы еврея не тянуло остаться в дельте Нила…

КУРГАН АРАФАТУ

Было что-то загадочное в том, с каким пристальным вниманием Любавичский Ребе следил за ходом войны в Ливане. Что ему, мудрецу и затворнику (который не покидает Бруклин даже ради встречи с главой Белого дома), до того, как быстро парашютисты захватили Цур, насколько прочна морская блокада Бейрута?

Сейчас, когда Ребе стали называть Машиахом, нам понятней, что он чувствовал тогда. У потомков Авраама была возможность покончить с палестинскими террористами – Вс-вышний отдавал их в наши руки. И мудрец из Бруклина видел, как мы эту возможность упускаем…

Беседа Ребе, перевод которой мы вам предлагаем, не может устареть по двум причинам. Во-первых, потому что на улицах Израиля неспокойно, и советы Ребе носят практический характер. Во-вторых, ясно видно, как образ мышления царя отличается от стратегии дамского парикмахера, который по ошибке стал главой правительства.

Вот несколько фактов, относящихся к событиям тех лет.

6 июня 1982 после того, как террористы тяжело ранили израильского посла в Лондоне, после того, как возобновились выстрелы из «катюш» по еврейским поселениям, началась операция «Мир Галилее». В первые же дни были разгромлены базы палестинцев в Цидоне и Цуре, захвачена неприступная крепость Бофор.

В середине июня еврейские войска входят в Бейрут и окружают западный сектор города, где засели в траншеях и бункерах десять тысяч бойцов ООП. Начинается период переговоров и топтания на месте, о котором столь резко говорится в беседе Ребе. Посланник Рейгана, Филип Хабиб, циркулирует между Бегином и Арафатом, пытаясь найти приемлемое решение.

21 августа армия целых и невредимых террористов с оружием в руках грузится на корабли и перебазируется в Тунис. Но местные террористы продолжают действовать. При этом засады не прекращаются – и, значит, жертвы… В июне 1985 (через три года!), так и не покончив с врагом, израильтяне уходят из Ливана.

Через несколько лет залпы из «катюш» возобновляются.

Как будто не было Ливанской кампании…

Цена промедления

Для того, чтобы жить на этой земле и выполнять заповеди Б-га, нужно проворство. Если еврей делает все, чтобы приблизить освобождение своего народа, то Вс-вышний помогает ему в этом, и Геула – Избавление – наступает быстрее, чем можно было ожидать.

Быть проворным не в личных делах, а в управлении страной, совсем не так просто. Пример этому – то, что делается сейчас в Ливане. Согласно мнению специалистов, операцию по очистке страны от палестинских баз можно было бы закончить за несколько дней. Но проходят недели, а войска стоят без движения.

Вместо того, чтобы добить врага, члены правительства устраивают бесконечные совещания, шлют гонцов, обмениваются телеграммами, выслушивают «компетентные мнения», которым нет числа.

Между тем стоять, просто стоять в Ливане небезопасно. Каждый день есть новые раненые или хуже того…

Люди, которые не дают завершить операцию «Мир Галилее», – те же, кто требовал вернуть арабам еврейские земли, доставшиеся Израилю после Шестидневной войны. Во время этой войны победа над несколькими противниками пришла к евреям так быстро, Вс-вышний явил такие чудеса, что даже люди, не привыкшие упоминать имя Б-га,

стали упоминать Его. Более того, они заявляют публично: «Его рука дала нам все это».

В это самое время израильские политики помчались в Вашингтон, чтобы сообщить, что не собираются удерживать территории, которые еврейские солдаты полили своей кровью. Что большую их часть они хотят вернуть.

В Вашингтоне не поверили. В словах евреев искали какую-то хитрость, подвох. Но израильские политики убеждали, что они говорят вполне серьезно. Пока не убедили. И тут Вс-вышний явил еще одно чудо.

Арабы отказались взять свои земли обратно.

Они утверждали, что им не нужно подачки. Они надеются отобрать у евреев всю территорию Израиля. Но пока суть да дело, нам, евреям, достались новые части Святой земли…

«Что скажет гой?»

В Израиле есть группа профессиональных политиков, которая привыкла постоянно попадать впросак. Они твердят о безопасности и мире, а навлекают на евреев войну. Действия этих политиков строятся по некоему шаблону. Сперва, когда страна и народ находятся в опасности, они медлят приступать к решительным действиям. Потом, когда рука Вс-вышнего творит чудеса и евреи избегают катастрофы, они не стесняются приписать себе плоды победы. А затем они стараются отдать врагам обратно эти плоды – якобы ради мира.

Но такая политика неизбежно ведет к новой войне.

Поэтому после Шестидневной войны была война Йом-Кипура, а ее сменила война в Ливане… После троекратного повторения одной и той же ошибки не только мудрец, не только еврей, но любой человек мог бы догадаться, что нужен другой подход. Но израильские политики с упорством, которым сами гордятся, продолжают твердить о том, что миролюбие превыше всего. На самом деле не мир их так волнует, а то, «что скажет гой».

Объявив себя «любящими Сион», поселившись на Святой земле, они продолжают оставаться в темноте галута. И это видно по их поступкам, по их политике. Они заискивают перед народами мира, они готовы плясать перед ними, лишь бы услышать ласковое слово.

На самом деле и любовь их к народам мира не так уж сильна. Гораздо больше они любят гоя, которого поселили в собственной душе, – ту силу, которая противостоит еврейству и Торе.

Поэтому напрасно пытаются переубедить этих политиков, указывая им на объективные обстоятельства, поведение арабов и т.д. Можно повлиять на человека, указав на ошибку, о которой ему не было известно. Но эти политики знают о своей ошибке. Где уж и не знать, когда она была столько раз повторена. Их поведение идет не от разума, а от сердца – от той темной силы, которая таится там, мешая принять волю Вс-вышнего.

Эти люди бегут от реальности, им хочется жить во сне! Но их сны не должны вредить нормальным людям. Из-за них не должны погибать солдаты, стоя под пулями и неделями ожидая приказа о наступлении.

И эти политики не краснеют, встречая инвалида войны на улице. Они не стесняются претендовать на самые высокие должности в государстве. Некоторые считают, что на этих политиков еще можно будет повлиять. Но я думаю, что Машиах придет раньше…

Курган Арафату

Еще одна причина, задерживающая разгром террористов, – как быть с теми, кто закрепился в Бейруте. Глава правительства слышит от своих советников, что штурм города приведет к многим жертвам с нашей стороны. Поэтому лучше вступить с палестинцами в переговоры. И вот сейчас переговоры идут, уходит драгоценное время. Обсуждается вопрос, можно ли террористам покинуть Бейрут с тяжелым оружием или только с легким.– Вопрос нелепый. Даже если палестинцы уйдут с пустыми руками, они тут же получат от своих друзей все, что нужно для нападения на евреев. Но если уж так необходимо, чтобы палестинцы ушли живьем из Бейрута, то они должны покинуть его голыми, преисполненные благодарности, что пока еще не получили по заслугам.

Еще одна блажь израильских политиков: они пытаются объяснить всему свету, что люди из «Ашафа» – не праведники. Они рискуют намекнуть, что палестинцев нельзя даже причислить к разряду людей, которые борются со своими недостатками.

Тут есть два просчета. Во-первых, весь мир и так знает, кто такие палестинцы. Во-вторых, иностранных дипломатов, которые заступаются за них, абсолютно это не волнует. Уж так устроена политика: все стороны знают правду и ни одна не хочет говорить о ней…

Какой же выход?

Чтобы разгромить врага, совсем не нужно драться за каждый камень. Ту часть города, где засели палестинцы, нужно окружить со всех сторон, чтобы никто не мог ни войти, ни выйти. Затем надо выдвинуть на позиции такое количество пушек и других орудий, которое способно превратить этот район в один сплошной курган. А потом, за пять минут до обстрела, – больше времени давать не нужно – следует объявить, что каждый, кто желает спастись, может бежать и сдаваться. Понятно, что без всяких условий – на милость победителя.

Таким образом можно завершить операцию, не подвергая жизнь еврейских солдат опасности.

Более того, при таком подходе гораздо меньше риска для жителей Бейрута.

И более того, сами террористы предпочтут жизнь в плену, если убедятся, что евреи способны действовать серьезно.

Мы должны избавиться от трусливых политиков, за ошибки которых приходится платить еврейской кровью. Мы должны бить врага решительно и серьезно. Так нужно, чтобы эта война оказалась последней войной. Ведь галут кончается, и шаги Машиаха уже слышны. Тогда наступит настоящий мир, и «народ на народ не поднимет меча». Тем более не поднимут меч на евреев.