ПРАВА еврейского народа на землю Израиля по международному праву (3)



(продолжение, начало здесь)

Несмотря на то, что Британия саботировала исполнение мандата, интерпретировав его в смысле, не имевшемся в виду теми, кто его сформулировал, тем не менее, национальным бенефициаром мандата являлся еврейский народ, а не местное арабское население Палестины. Коллективные национальные и политические права были предоставлены только для еврейского народа. Никаких коллективных прав не давалось арабам как таковым, и не существует никаких упоминаний о них в самом мандате. Мандат признает индивидуальные гражданские и религиозные права всех жителей Палестины, независимо от расы и религии, а также гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин. Следует отметить, что термин «общины» используется здесь во множественном числе, и речь идет лишь о "религиозных общинах", существующих в Палестине, а не о национальных или этнических группах, таких как арабы. Это использование термина «общины» для обозначения только "религиозных общин" очевидно также в итальянском переводе Декларации Бальфура,  и это также смысл Совместной резолюции Конгресса США, утвержденной Президентом Уорреном Хардингом в сентябре 1922 года в пользу создания в Палестине национального очага для еврейского народа, который обычно называют Резолюцией Lodge-Fish. Эти «религиозные общины", отмеченные в декларации, были составлены из граждан иностранных держав или местных жителей, находящихся под их защитой, в частности французских католиков, францисканцев и других, которые пользуются особыми привилегиями и иммунитетами, предоставленными им в Османской империи в соответствии с различными соглашениями Турции, заключенными ранее, с этими державами в соответствии с системой, известной как «капитуляции». Это были гражданские и религиозные права конкретных религиозных общин, которым не должен был быть нанесен ущерб при возможном создании независимого еврейского государства. Мандат на Палестину, в который был включен текст Декларации Бальфура в преамбуле и который был дан Британии с целью полного осуществления Декларации, тем самым признает и сохраняет те же права «существующих нееврейских общин", которые существовали ранее под капитуляционным режимом, утратившим силу в Палестине как только Мандат вступил в силу. Поэтому не так, как это было обычно заявляется даже сегодня, что часто цитируемая оговорка в Декларации Бальфура в отношении религиозных общин имеет в виду арабскую национальную общину Палестины. На самом деле, эта оговорка имеет в виду прежде всего различные христианские общины Палестины, что также подтверждается тем фактом, что Франция согласилась с Резолюцией Сан-Ремо от 25 апреля 1920 об окончании своего религиозного протектората в Палестине только после гарантии, данной мандатарием, Великобританией, что все права которыми до сих пор пользовались существующие христианские общины, не подлежат возврату. Гражданские и религиозные права мусульманских и друзских религиозных общин в Палестине, естественно, включены в этой же оговорке. Мусульманская община также защищена другими положениями мандата Устава, в частности, статьями 9 и 13, который связан с Вакф и исламскими святынями. Из вышесказанного должно быть ясно поэтому, что по мандату арабы как народ или нация не получали права на Палестину, которая была создана специально, чтобы стать еврейским национальным домом и еврейским государством, когда оно будет создано. Это стоит повторить, что ни Декларация Бальфура, ни Резолюция Сан-Ремо, и ни  мандат на Палестину не предполагали создания арабского государства ни в какой части Палестины.

Мандату на Палестину предшествовали два других известных юридических документов, подтверждающих исключительные еврейские национальные права на Палестину. Первый из этих документов это Соглашение между Эмир Фейсал, представляющим Арабское Царство Хиджаза (Западная Аравия), и д-ром Хаимом Вейцманом, представляющим сионистскую организацию, подписанный в Лондоне 3 января 1919 года. Это соглашение является документальным подтверждением, что основной лидер и представитель арабского национального движения, который представлял интересы арабов в Парижской мирной конференции, исключил Палестину, в том числе Трансиорданию вплоть до Хиджазской железной дороги, из района независимости арабов, и, следовательно, он сохраняет большое значение даже сегодня в опровержении арабских попыток создать еще один арабское государство в Палестине. Нам нужно только прочитать первые три статьи Соглашения Фейсал-Вейцмана, чтобы понять великое значение этого документа. Статья I предусматривает создание и поддержание теплых дипломатических отношений между арабским государством и Палестиной путем обмена «надлежащим образом аккредитованных агентов» [т.е., послов] "в соответствующих территориях". В контексте данного документа очевидно, что Палестина станет еврейским государством с еврейским правительством, так как только государства могут быть представлены «надлежащим образом аккредитованных агентов". Статья II относится к "определению границ между арабским государством и Палестиной", которые должны были быть определены после мирной конференции и Комиссии по вопросу о границах, согласованных сторонами. Так как только государства имеют "границы" между собой, это является еще одним свидетельством, что Фейсал согласился, что Палестина станет независимым еврейским государством наряду с независимым арабским государством. Статья III также предусматривает, что Конституция и Администрация Палестины должны "обеспечивать полную гарантии для проведения в жизнь" Декларации Бальфура, и является, таким образом, еще одним свидетельством, что Палестина должна была действительно стать еврейским государством. Если бы Фейсал, действуя от имени своего отца, которому МакМахон обещал предоставить арабам независимость, искренне верил, что речь идет о также о территории Палестины - утверждение, предъявляемое впоследствии - он никогда бы не подписал это соглашение с Вейцманом.

Вторым важным документом, который надлежит отметить в отношении еврейских прав на Палестину, является Резолюция Смэтса от 30 января 1919 года, принятая на Парижской мирной конференции в Верховном Совете Главных Союзных держав; эта резолюция породила систему мандатов и положила конец сохранявшейся турецкой стороной надежде сохранения Османскую империю нетронутой. Резолюция Смэтса, которая вскоре стала Статьей 22 Пакта Лиги Наций, была, прежде всего, работой Южно-Африканского государственного деятеля, генерала Яна Христиана Смэтса, который служил в качестве министра без портфеля в Имперском военном Кабинете премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойд-Джорджа в то время, когда Декларация Бальфура была опубликована, и был, фактически одним из ее авторов. Резолюция Смэтса признавала, что Палестина была одной из шести стран, в которых должна была быть применена система Мандата. Другими странами были Армения, Курдистан, Сирия, Месопотамия и Аравия. Резолюция Смэтса, с небольшими вариациями, была включена в состав Версальского договора и четырех других мирных договоров, но там она не называла ни одной из стран, которые были бы предметом системы мандатов, потому что любое перечисление, считалось, неизбежно бы неполным. Значимость резолюции Смэтса для еврейского народа в том, что когда главный союзные державы принял ее, они обозначили, что Палестина будет выделена для создания еврейского национального очага под опекой одной из ведущих держав, шаг, который в конечном счете приведет к появлению независимого еврейского государства. Это очевидно из того, что в сложившихся обстоятельствах 1919 года, понятия «Палестина» и «еврейский национальный очаг» рассматривались всеми как синонимичные, реальность, которую признавали даже враждебно настроенные против Декларации Бальфура арабы. "Палестина" поэтому означала еврейский народ и его родина, поэтому статья 22 Лиги наций применима к еврейскому народу, а не к местному арабскому населению Палестины. Статья 22 подтверждает концепцию, уже находящуюся в Бальфурской декларации, в резолюции Сан-Ремо и мандате на Палестину, что только еврейское государство будет создана на всей территории Палестины, а не только в ее части.

Еврейские права на Палестину получили дополнительное признание со стороны правительства США, во-первых, как уже говорилось, в сентябре 1922 года с помощью совместной резолюции Lodge-Fish, и далее через два года по договору между США и Великобритании, известному как англо-американская Конвенция о признании Мандата на Палестину, подписанному в Лондоне 3 декабря 1924 года, провозглашенному президентом Калвин Кулидж 5 декабря 1925, согласно которому США прямо признает все права еврейского народа, содержащиеся в мандате, воспроизведенные дословно в преамбуле Конвенции. Данная Конвенция фактически превращала США в дополнительную договаривающуюся сторону мандата, а также в гаранта обеспечения добросовестного осуществления мандата Великобританией - как видно из обязательства Великобритании предоставить США копию годового доклада, подготавливаемого для Совета Лиги Наций, с подробным описанием мер, принятых в течение года для выполнения положений мандата. Самое главное, так как Устав Мандата был включен в договор, он стала частью высшего закона США, в соответствии со статьей VI Конституции США. И Мандат и Конвенция прекратили свое действие 15 мая 1948 по возрождении еврейского государства Израиль, но все национальные и коллективные политические права, предоставляемые еврейскому народу в соответствии с мандатом до сих пор сохраняют полную юридическую силу, в соответствии с принципом приобретенных юридических прав, кодифицированных в Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров в статье 70 (I) (б). Это означает, что США юридически запрещено отрицать права евреев на Палестину в рамках доктрины эстоппеля.

Границы Палестины, признанные в рамках международного права в качестве еврейского национального очага должны были быть установлены в соответствии с определением Ллойд-Джорджа «От Дана до Беер-Шева», как упомянуто в различных библейских стихах. Это было известно как историческая или библейская формулировка. Протоколы мирной конференции Сан-Ремо дают понять, что эта формула означает, что Палестина будет включать все земли, исторически связанные с еврейским народом, начиная со времени двенадцати колен Израиля и последующих периодов Первого и Второго Храма. Другими соображениями, принятыми во внимание в определении границ Палестины, носили экономический, геополитический и стратегический характер, особенно в отношении территорию к востоку от реки Иордан.

Запись опубликована в рубрике: .