(The Mitzva of Tzizith)
Символика и значение
Заповедь носить Цицит дана в следующем разделе Торы:
«И Б-г сказал Моше, говоря, Скажи детям Израиля и вели им, что они должны носить Цицит (Бахрому) на углах своего одеяния во всех поколениях . . . (Числа 15-37).
«Бахрому должен ты сделать, на четырех углах твоей одежды...» (Второзаконие 22:12).
Второй из двух разделов точно говорит, что на одеянии должно быть четыре угла необходимых для Цицит. Большинство заповедей Торы дается без объяснений, хотя Тора дает общую причину для всех установлений Б-га, а именно, что они для блага того, кто их исполняет. Тора часто напоминает нам, что заповеди Б-га (Мицвот) являются источником нашей жизни, и нашего образа жизни; они освящают наше тело и делают его чище, и они являются каналами, через которые благословения Б-ra, как духовные, так и материальные, поступают к нам.
Цицит, однако, это одна из немногих Мицвот, которые Тора, в дополнение к общей причине, объясняет особо. Так, Тора говорит: «И пусть будут на тебе четыре бахромы, чтобы ты смотрел на них, и они напоминали бы тебе все мои заповеди, чтобы ты делал их... Чтобы ты помнил и выполнял все заповеди и был святым перед своим Б-гом (Числа 1539, 40}
Парша Цицит (Числа 1537-41) появляется в Сидуре в третьей части Шма, которую читают утром и вечером. Она упоминается также в Ецият Мщраим (Освобождение из Египта), которое имеет особое отношение к Цицит (См. далее).
Как и когда мы носим Цицит?
Мицва носить Цицит относится только к мужчинам. У евреев мужчин есть два специальных одеяния с бахромой: Таллит, большое четырехугольное белое полотно из шерсти (с черными полосами), которым накрываются взрослые евреи во время утренней молитвы, и Арба Канфот («Четыре угла»), специальное четырехугольное одеяние с прорезью для головы, которое носят поверх белья с утра и до того, как ложатся спать. Если Таллит носят главным образом женатые мужчины, а в некоторых общинах и юноши, Арба Канфот носят даже маленькие дети, обычно с возраста трех лет, когда детей начинают учить исполнению Мицвот.
Перед одеванием Арба Канфот читают особое благословение и дополнительное благословение – перед одеванием Таллита.
Что такое Цицит и как их закрепляют на углах Таллита?
Один узел Цицит состоит из 16 шерстяных нитей, специально спряденных и скрученных для святой цели Цицит. Четыре нити длиннее остальных, и каждая называется «Шамеш» и используется для обкручивания вокруг других.
Четыре нити (включая один «Шамеш») используются для каждой Цица. Эти нити пропускают через небольшое отверстие (или два отверстия в Таллит Каттане), сделанные по углам полотна на определенном расстоянии от краев. Нити сгибают посредине и завязывают дважды. Затем Шамеш отделяют по длинным концам и обкручивают им остальные нити семь раз, делая семь колец, и закрепляют двойным узлом. Затем эта процедура повторяется, на этот раз с восьмью «кольцами», которые заканчиваются двойным узлом. Затем делают одиннадцать колец и двойной узел и наконец тринадцать колец и двойной узел. Перед завязыванием каждого двойного узла нити подразделяются на четыре и четыре так, что восемь нитей свисают с каждого узла, или тридцать две в сумме.
Таким образом, каждая Цица состоит из восьми нитей, пяти узлов с четырьмя группами колец между этими узлами, а именно, 7-8-11-13, итого 39 «колец».
Все эти детали (и еще некоторые, не упомянутые здесь) являются значительной частью Мицвы Цицит; они имеют также очень глубокое символическое значение, как «напоминание» обо всех 613 заповедях Торы, и как источник вдохновения для их выполнения.
Посмотрим, как Цицит напоминают нам и вдохновляют нас.
Мы все знаем, что такое униформа, например военная. Мы знаем также, что любая униформа имеет определенные эмблемы, из ткани или металла, которые символизируют звание, род войск, почести или принадлежность к определенной группе общества.
Цель униформы и эмблем выделить человека, не с целью польстить их гордости или тщеславию, но для того, чтобы постоянно напоминать об их обязанностях и службе. Эти униформы также объединяют людей, которые носят их в одну группу с определенными обязанностями.
Таллит и Арба Канфот это «униформа», а Цицис это «эмблема» еврейского народа. Б-г приказал нам носить Цицис на четырех углах одеяния, как специальную еврейскую униформу и эмблему.
В прежние времена евреи носили Таллит все время, как мантию. Позднее, когда евреи рассеялись по всему миру Арба Кантоф стала постоянной «униформой» евреев, а Таллит предназначается только для особых случаев и молитв в синагоге или дома. Таким образом, эта «униформа» напоминает нам, что Б-г избрал нас служить ему как членам особого «Царского Подразделения», как «Солдат Б-га», требуя от нас, прежде всего соблюдать 613 заповедей в нашей каждодневной жизни. Как члены этой Священной армии, мы не должны завоевывать никого, кроме самих себя. Мы должны подчинять наши желания и страсти, чтобы выполнить волю Б-га, которая заключена в 613 заповедях. Мы не должны служить никому, кроме Б-га, быть готовыми принести жертвы, если потребуется, то есть скорее отдать наши жизни, чем отказаться от нашей верности Б-гу, Царю Царей, будь благословен Он. Обо всем этом говорится в парше Цицит:
«Вы должны смотреть на них вспоминать все заповеди Б-га и исполнять их; чтобы ты не шел за своим сердцем и за своими глазами, чтобы не отклониться от праведного пути... Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, чтобы быть тебе Б-гом. Я Г-сподь, Б-г твой» (Числа, 1539-41).
Цицис напоминают нам о 613 Мицвот следующим образом.
Слово на иврите имеет числовое значение 600 (90 + 10 + 90 + 10 + 400). Каждая
цица состоит из четырех сложенных пополам нитей, итого 8, и пяти
узлов, итого
13. Все вместе – 613.
Еще одно важное напоминание.
Восемь нитей Цица говорят о семи небесных сферах и нашей земле, подчеркивая, что Б-г выше всех небес и земли.
Четыре угла Арба Канфот или Таллита напоминают о том, что Б-жье Провидение распространяется во все «четыре угла» земли, и нет места, страны или континента, где бы Он отсутствовал, и где бы мы могли жить, не выполняя своих обязательств перед ним.
Четыре Цицит содержат 32 нити. На нашем святом языке цифра 32 пишется двумя буквами Ламед (30) и Бет (2). Эти же две буквы образуют слово Лев -сердце, напоминая нам о том, что мы должны верить Б-гу всем сердцем.
Двойные узлы, которыми связывается Цица символизируют наш постоянный двухсторонний договор с Б-гом, что Б-г никогда не предаст нас и мы никогда не предадим Б-га.
Семь колец в первой секции Цица символизируют семь дней недели. Мы служим Б-гу всю неделю, а не только по определенным дням и случаям.
Восьмое кольцо второй секции напоминает (в дополнение к семи небесным сферам и земле) об обрезании, которое выполняется на восьмой день и называется брит (договор нашего праотца Авраама).
Одиннадцать колец в третьей секции символизируют 5 книг Хумаша и шесть разделов Мишны, которые называют еще устной Торой.
Тринадцать колец в четвертой секции символизируют единство Б-га, потому что слово один на иврите соответствует числу 13.
Первые три секции вместе составляют 26 колец, что равно числовому значению имени Б-га, а все четыре секции это 39 колец, что равно числовому значению слов ХаШем Эхад («Б-г един»).