Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Новый год деревьев

(The New Year of Trees)

Один из трактатов Мишны[1] называется Рош Хашана. Первая Мишна этого трактата рассказывает о четырех «Новых Годах». Два из них хорошо известны: Новый Год в первый и второй дни месяца Тишрей и Рош Хашана для деревьев на 15-й день месяца Шват.

Написано в Торе: «Потому что человек, как Дерево в поле» (Второзаконие 20:19). Наши мудрецы говорят, что люди действительно похожи на деревья во многих отношениях и что есть много вещей, которым человек может научиться от деревьев.

Одна из них это то, что деревья постоянно растут; пока деревья живут, они растут. Даже зимой, когда дерево как будто спит, его корни под землей бодрствуют и выполняют свою работу задолго до того, как появятся новые листья и ветки. То, что кажется перерывом в процессе роста, всего лишь передышка, чтобы набрать новую силу для дальнейшего роста, чтобы приносить новые и свежие плоды каждый год. Вот почему мир деревьев и овощей известен в иврите под названием – «растущий».

Если дерево постоянно растет, то человек уж наверняка должен постоянно развиваться. Дерево может расти только физически: растут его корни, ствол, ветви, листья и плоды. Ребенок растет как физически, так и умственно. По мере того, как он растет физически, становясь больше и сильнее, развивается его ум, развивается его характер, он набирается знаний, его каждодневное поведение улучшается. Приходит время, когда человек перестает расти физически, но его умственное и духовное развитие продолжается. Стар человек или молод – не в футах и дюймах измеряется его личность, но в его достижениях в учебе и использовании знаний в каждодневной жизни и поведении.

Для нас, евреев, реальным мерилом роста является наше продвижение в Торе и Мицвос – они наши корни и плоды. В этом мы должны расти постоянно. Невзирая на то, насколько «выросшими» мы считаем себя в вопросах Торы и Мицвос сегодня, завтра мы должны добавить хотя бы чуть-чуть, а послезавтра мы должны стать еще лучше. Всегда есть место для самосовершенствования, и время для этого всегда назрело.



[1] Мишна разделена на шесть «порядков» или глав Каждая часть разделена на несколько трактатов, или книг, рассматривающих определенньй вопрос. Каждый трактат состоит из глав, а каждая глава из небольших разделов, называемых также мишна. Этот трактат Рош Хашана заключен в Седер Моэд.