(From Enslavement to Geula)
В Рош Ходеш месяца Нисан ХаШем велел Моше передать евреям, чтобы они приготовили в жертву ягненка, Корбан Песах. На десятый день этого месяца каждый еврейский дом должен был приготовить ягненка не старше одного года и без каких-либо дефектов и держать его в доме до четырнадцатого Нисана. В этот полдень они должны были принести ягненка в жертву Б-гу, и съесть его целиком зажаренным в этот вечер в честь выхода из Египта сразу же на следующее утро (15 Нисана).
Принеся в жертву Б-гу ягненка, и съедая его мясо, зажаренное на огне, евреи ясно покажут, что они полностью отошли от египетского идолопоклонства, потому что бараны были одними из многих животных, которым поклонялись египтяне.
Более того, зажаривая ягнят во дворах, а не в домах, целиком с головой и ногами, чтобы у египтян не возникало никаких сомнений в том, что они едят, и распространяя соблазнительный запах по всему Египту, они ясно продемонстрируют, что полностью доверяют Б-гу и не страшатся своих угнетателей.
Кроме того, они должны были есть Корбан Песах в компании родственников и друзей на особом празднике полностью одетые и готовые выйти из Египта по первому же знаку, чувствуя себя уже свободными даже будучи в Египте и не признавая никаких господ, кроме Б-га.
Когда Моше передавал этот и другие постановления ХаШема о Корбан Песах, он также сообщил им, что необрезанные не могут есть от Корбан Песах.
Случилось так, что в течение многих лет египетского рабства, особенно после того, как жестокий фараон приказал бросать новорожденных еврейских мальчиков в Нил, еврейским матерям приходилось прятать их, поэтому многие росли необрезанными. Но сейчас, когда час освобождения был близок, и матери не страшились жестоких угнетателей, многие юноши и мальчики с радостью подверглись обрезанию на десятый день Нисана, чтобы поправиться ко времени выхода из Египта.
Так же как Корбан Песах, являвшийся актом мужества перед лицом угрожавшей им смерти, это обрезание было проявлением полной веры в ХаШема. Евреи выполнили эти две Мицвы преданно и с любовью, чтобы быть достойными свободы, которую Б-г обещал им.
С большим богатством
На пятнадцатый день Нисана 2448 года (от Создания) все евреи – мужчины, женщины и дети – с их домашним скотом и имуществом гордо вышли из Египта. Каждый еврей вел мулов, нагруженных дарами от соседей египтян. Египтяне осыпали евреев подарками, некоторые от страха, а некоторые – льстиво, желая снискать расположение в глазах бывших рабов, а другие – с раскаянием, потому что эти дары хоть в какой-то мере смогли искупить то, что претерпели евреи в годы рабства. Может быть некоторые из египтян все еще помнили давно забытого Иосифа, его отца и братьев, первых «Евреев», которые принесли небывалые благословения и процветание земле и народу Египта.
И все же мало кто из них догадывался, что их «щедрость» была вызвана «Б-гом Авраама, который обещал, что его потомки выйдут из земли рабства «с большим достоянием». Но бесконечно большим было духовное богатство, которое евреи вынесли с собой из Египта. Ибо именно в Египте, в глубочайшем изгнании, Всевышний явил себя народу через множество чудес, которые так ярко показали особую любовь его к еврейскому народу. Они чувствовали себя, как заброшенный ребенок, который считал, что его отец забыл его, ибо почему он не заботится о нем? И вдруг отец неожиданно появляется и обнимает его с любовью. И потом, когда ребенок вырастает, он никогда не забудет того, что было. И независимо от того, как долго он не увидит отца и как далеко от него он не находится, он не будет сомневаться в его любви и будет знать, что тот никогда не предаст его.
В то время, как евреи с большим душевным подъемом выходили из Египта, земля египетская и ее народ были погружены в глубокую печаль. Не было ни одного дома в Египте, который не посетил бы ангел смерти. Каждый первенец, от сына и наследника фараона до первенца служанки погиб от Б-жьей казни в полночь, как и предупреждал Б-г упрямого фараона устами Моше Рабейну.
В следующие дни, когда египтяне хоронили мертвых, их плач заполнил всю землю. Когда эти дни, подобные которым египтяне никогда раньше не испытывали прошли, и плач утих, египтяне начали обдумывать то, что произошло. Они решили, что поторопились отпустить Израэлитов. Без них земля совершенно опустела – как пруд без рыбы. Люди собирались и жаловались «Что мы наделали? Зачем мы отпустили наших рабов?»
О том же думал и фараон. Ободренный настроением своего народа, он быстро собрал мощную армию – пехоту, кавалерию и боевые колесницы – и возглавил погоню за бывшими рабами, решив силой вернуть их в Египет. На шестой день после того, как евреи вышли из Египта, фараон и его мощная армия приблизились к лагерю евреев на берегу Красного моря (Ям-Суф).
Панический страх обуял евреев, когда они увидели настигающую их египетскую армию. Они и представить себе не могли, что после всего, что случилось с египтянами из-за упрямства фараона, у них хватит смелости вернуть их силой обратно в Египет. Они были совершенно не готовы сражаться со столь мощной армией. Они не знали в тот момент, что это ХаШем вызвал упрямство в сердце фараона и заставил его предпринять эту военную кампанию и что сводятся последние счеты с египтянами за их жестокое обращение с евреями в своей земле. Они видели только безвыходность своего положения: перед ними – море, позади – египтяне, а по обеим сторонам - пустыня, населенная дикими животными, змеями и скорпионами. Что делать?
Евреи разделились на несколько групп, каждая со своим решением о том, что следует предпринять, но Моше отверг все предположения.
Первые сказали, что лучше утонуть в море, чем вернуться в рабство. Моше ответил им: «Не для этого ХаШем вывел нас из Египта. Верьте ему и молитесь и вы увидите, что он принесет вам освобождение сегодня!».
Вторые сказали, что может быть стоит сдаться и вернуться в Египет, может быть они поторопились покинуть его. Моше ответил им: «Сегодня вы видите египтян в последний раз; вам никогда не придется увидеть их снова».
Третья группа объявила: «Мы готовы сражаться с египтянами даже без помощи свыше до последнего вздоха!». Моше сказал: «Сегодня вы увидите великое чудо. Все увидят, как ХаШем сражается за нас, пока мы будем в покое и безопасности».
Четвертая группа считала, что они могут победить египтян даже без чудес: нужно было просто неожиданно напасть на египтян, и они в страхе убегут.
Этим людям Моше сказал, что они всем сердцем должны доверять ХаШему и молиться ему за великое освобождение, которое вот-вот должно прийти.
Дорога, проложенная через море
Молитва Моше Рабейну была еще более трогательной. Он обратился к Б-гу с мольбой:
«Всемогущий Б-г, разве я не пастух, которому Хозяин доверил пасти стадо? Ты научил меня, как вести это «Святое стадо» из Египта. Сейчас я не могу спасти его без великого чуда, которое только ты один можешь сделать!»
На это Всевышний ответил: «Мой народ, дети Израиля, еще не стряхнули себя египетского рабства. Некоторые еще не освободились от влияния египтян. Они должны показать полное самопожертвование в своей вере в меня. Тогда они заслужат даже больших чудес, чем те, что я показал в Египте».
«А сейчас скажи им: «Идите вперед!» Пусть они войдут в море в полной уверенности и без страха только потому, что Всевышний приказал им. А ты Моше, простри свой посох над морем, и море разойдется под ним и откроется сухая дорога для прохода».
И Моше Рабейну призвал от имени Всевышнего: «Евреи, прыгайте в море!»
Первым это сделал Нахшон, сын Аминадава, глава колена Егуды, а за ним – все члены его племени.
За ними стали прыгать в море все остальные евреи. Видя такое полное самопожертвование Б-г разделил воды моря на двенадцать проходов – по числу колен. Воды моря образовали стены по правую и левую стороны от проходов, дно осушилось, и каждое колено безопасно шло по своему проходу. Таким образом Израиль пересек море безопасно и с триумфом.
Когда евреи уже почти достигли противоположного берега, столб дыма, отделявший еврейский стан от египтян, поднялся, и те вдруг увидели, что евреи пересекают море посуху. Фараон со всей своей армией ринулся вперед по сухим проходам, настигая убегающих евреев. Как только последний еврей вступил на противоположный берег моря, стены воды обрушились на египтян, находившихся как раз посреди. Море вернулось к своему прежнему состоянию. Оно больше не было сухим! Все египтяне, их лошади и колесницы оказались в западне, в морской могиле!
Только фараон остался в живых. ХаШем спас его, чтобы он мог рассказать, как была стерта с лица земли его огромная армия в своей безумной попытке вернуть еврейский народ, и какие невиданные чудеса совершил Всевышний для евреев.