Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

В логове львов

(In the Lions’ Den)

Рассказ о Рабби Хаиме Ибн Аттаре

Это одна из многих удивительных историй, рассказанных о святом Рабби Хаиме ибн Аттаре, авторе знаменитых комментариев на Хумаш, «БаХаим». Но сначала несколько слов об этом святом человеке.

Рабби Хаим бен Рабби Моше ибн Аттар родился в Марокко, в семье, из которой произошли выдающиеся знатоки Торы и Рабби. Рабби Хаим родился в 5456 (16%) году, за два года до рождения другого святого Рабби, из иной части мира (Польши), а именно, Рабби Исраэля Баал Шем Това, основателя хасидизма. Рабби учился у своего деда, имя которого он носил (сефардские евреи часто давали своим детям имена живых родителей или родителей родителей). Еще будучи молодым человеком он прославился как великий талмудист и каббалист. Он вел святую жизнь, и его называли «Хакодощ» («святой человек»). Он написал несколько важных трудов, наиболее известный из которых – его комментарий на Хумаш. Его комментарии часто появлялись рядом со знаменитыми комментариями Раши, Рамбама и других.

К концу своей короткой жизни (он жил всего 47 лет) он решил уйти в Святую Землю. По пути он провел несколько лет в Ливорно, Венеции и Дамаске. Он прибыл в Иерусалим в 1742 году с группой из тридцати своих последователей. В следующем году, однако, его не стало (15-го таммуза). Где бы ни был Рабби, он основывал ешивы и синагоги, носившие его имя и остававшиеся знаменитыми еще долгое время

после его смерти. Синагога «Ор ХаХаим» и ешива в Старом городе были рарушены иорданскими арабами во время оккупации ими Старого города. Планируется восстановить руины этих зданий, наряду с другими святыми учреждениями, которые были разрушены или осквернены арабами. А теперь сама история.

Будучи еще студентом ешивы его деда Рабби изучил искусство работы по золоту, чтобы зарабатывать на жизнь и не превращать свои знания Торы в источник дохода. Позже, когда он уже прославился своими знаниями и святостью и мог бы занять почетную должность Рош ешива (глава ешивы) и великого Рабби, он отказался получать деньги за свое служение. Он предпочитал зарабатывать деньги своими руками, так как был искусным мастером.

Прекрасный ювелир, Рабби Хаим мог бы иметь много денег. Однако он не имел желания зарабатывать больше, чем было необходимо для скромных нужд его и его семьи. Пока в его кармане были деньги для обыденных нужд, он не работал вообще и все свое время посвящал святой учебе.

Рабби Хаим делал все, чтобы богатые покупатели не беспокоили его. Он просто не открывал собственную мастерскую. Вместо этого, он нанимался к самому знаменитому ювелиру, не еврею, на несколько часов в день или на то время, которое он выбирал по своей надобности.

Так вот, ювелир, к которому Рабби Хаим нанимался, вовсе не был другом евреев, но он настолько высоко ценил его умение, что предоставлял ему работу, когда бы тот ни захотел. Рабби Хаим никогда не спорил о заработке. Он был удовлетворен любыми деньгами, которые платил ему наниматель. Однажды этот хозяин ювелир попытался соблазнить Рабби, давая ему большую, чем обычно, зарплату. Однако в результате Рабби Хаим стал работать еще меньше, поэтому хозяин снова снизил оплату настолько, чтобы лишь конкуренты не переманили его.

2

Наступило время, когда султан решил выдать замуж свою дочь. Он послал за ювелиром и дал ему большой заказ на изготовление причудливых украшений, которые должны были быть готовы к свадьбе.

Случилось так, что у Рабби Хаима еще оставлись деньги от прежнего заработка, и он не приходил за работой к хозяину-ювелиру. Когда настал срок отдавать заказ султана, ювелир не успел закончить его. Султан разгневался и пригрозил бросить ювелира на съедение львам. Однако хитрый ювелир переложил всю вину на Рабби Хаима, сказав, что его помощник-еврей не вышел на работу и подвел султана. Тогда султан приказал бросить Рабби Хаима на съедение львам.

Позади дворца султана был прекрасный сад. Часть сада была огорожена высокой стеной, за которой держали львов и тигров-людоедов. Всякого, кто был приговорен султаном к смерти, бросали к этим кровожадным зверям. По приказу султана эта участь должна была постичь и Рабби Хаима.

Когда стража пришла за Рабби Хаимом, он попросил у них позволения взять с собой его святые книги, таллит и тфилин. Солдаты рассмеялись: Ты что, собираешься учить этих больших кошек премудростям своих книг?». Однако они удовлетворили его просьбу.

Когда Рабби Хаима вели по улицам, евреи закрывали свои лавки и магазины, чтобы сопровождать его. Они горько плакали, видя как их любимого Рабби ведут на такую ужасную смерть, а арабы посмеивались и шутили. Рабби Хаим не обращал внимания на смеющихся арабов и утешал своих братьев, говоря им: Только Б-г может дать и отнять жизнь; Он спасает и охраняет во времена несчастий. Я знаю, что Он спасет меня от зубов льва. Верьте Б-гу».

Процессия подошла к воротам дворца султана. Рабби Хаима пропустили через эти ворота и подвели в логову львов. Здесь его передали в руки служителей, чтобы исполнить приговор султана.

Служители обвязали Рабби Хаима веревкой и спустили его вниз в пещеру, в то время, как он крепко держал свои любимые книги и мешочек с тфиллином, в котором был также его Сидур. Хранители знали, что будет дальше: кровожадный рев, визг и рычание животных и затем смертельная тишина. Они делали это уже много раа В этот раз будет то же, так, по крайней мере, они думали.

На этот раз однако все было не так, на удивление не так! Не было крика, не было рева и рычания. Львы и тигры оставались на своих местах и не делали никакой попытки напасть на свою «трапезу». Хранители решили, что животные не голодны и ушли. Через три дня они вернулись, чтобы накормить зверей, думая, что от Рабби остались только кости. Когда они увидели Рабби, сидящего в середине пещеры, обернутого в Талес и с Тфилином и читающего святые книги, они не могли поверить своим глазам. Дикие животные лежали вокруг на земле, сохраняя почтительное расстояние и как будто прислушиваясь к его мелодичному голосу.

Служители помчались доложить султану об увиденном. Не веря своим ушам, султан отправился посмотреть на это сам, и тоже был поражен и напуган этой, внушающей благоговейный страх, картиной.

Тогда султан приказал спустить для Рабби веревочную лестницу, чтобы он мог выбраться из логова. Когда Рабби Хаим вышел, тот смущенно попросил у него прощения. «Теперь я знаю, что существует Б-г, страж Израиля» – воскликнул султан. Он попросил святого Рабби стать его другом и советником и пообещал, что ворота дворца всегда будут открыты для него.

Этот был день света, радости, веселья и чести для евреев, в то время, как их враги не осмеливались более оскорблять или поднять руку против любого еврея. Сам же Рабби Хаим ибн Аттар вернулся домой с глубокой благодарностью к Б-гу и с еще большим смирением в сердце.