(The Tziz)
Последним предметом, завершающим строительство Мишкана (святая святых) со всеми его священными принадлежностями, был Циц. Это была пластина из чистого золота толщиной в два пальца, которую носил Коген Гадоль (Первосвященник) на лбу и которая охватывала его виски и завязывалась сзади на голове «синей лентой». Эта пластина была одним из восьми священных одеяний, которые должен был носить Коген Гадоль во время Б-гослужений в Бейс Хамикдош – Храме.
На Циц были выгравированы два слова на иврите «Кодеш ЛэХашем» (Святой для Б-га).
Наши мудрецы поясняют, что одной из причин, по которым Коген Гадоль должен был носить все эти священные одежды во время службы в Храме, являлось то, что каждая из них была связана с искуплением и прощением определенного большого греха. И наши мудрецы действительно указывают, какой грех искупляет каждое из восьми одеяний. Каждое одеяние должно было напоминать любому еврею, что если он и совершил какой-нибудь из этих грехов, то должен искренне сожалеть об этом и твердо решить не повторять его в будущем. Таким образом подтверждалось, что молитва Когена Гадоля о прощении будет принята Вс-вышним.
Циц, как поясняют наши мудрецы, означал искупление за недостойное поведение и, в частности, за осквернение, совершенное по незнанию.
Важно понять, что значит «осквернение».
С того самого момента, как мы получили Тору на Синае, евреи были избраны Вс-вышним, как народ святой. Жить согласно святой Торе означает привносить святость в те предметы, которые сами по себе не святы. Так например, пища – это не святой предмет; однако когда мы говорим благословение до и после еды и благодарим Вс-вышнего за создание этой пищи, мы придаем святость самым обычным потребностям, таким, как еда. Время само по себе не свято, если не считать Субботы и Йом Тов (праздников), которые Вс-вышний сделал святыми. Однако, когда в обычные дни недели мы посвящаем время изучению Торы, молитвам и выполнению заповедей, то мы тем самым освящаем это время, которое в противном случае святым не является. «Осквернение» полностью противоположно «освящению». Это неуважительное, надменное отношение к тому, что Вс-вышний сделал святым, пренебрежение и даже дерзость по отношению к Нему.
Циц напоминал нам, что мы должны всегда осознавать важность «освящения» и серьезность греха «осквернения». Вс-вышний ожидает от каждого еврея святости в его жизни, или иными словами, жизни, в которой не только Мицвос (заповеди), но и все обыденные действия посвящены Вс-вышнему (Святой для Хашема).
Когда еврей делает что-то, что противоречит святой Торе, независимо от того, осознает он это или нет, он оскверняет Тору и оскверняет Имя Вс-вышнего, который дал нам Тору, и оскверняет еврейский народ, который Хашем сделал Своим Святым Народом.
К несчастью, с момента разрушения Второго Храма и до времени Мошиаха, когда будет восстановлен Храм, у нас не будет ни Храма, ни Коген Гадоля, ни Цица. Как же нам поддержать тот уровень святости, который Хашем ожидает от нас? Что должно напоминать нам каждый день и все время, что мы действительно «Царство Коганим (слуг Б-га) и Народ Святой?
Ответ таков, что Хашем уже заранее снабдил нас хорошими «заменителями».
Вместо Храма, который был не только центром Б-гослужения, но также центром Торы, так как высочайшая власть Торы помещалась в Храме, мы имеем наши Бейс Хакнессес и Бейс Хамидраш, наши синагоги и наши ешивы, то есть наши «Микдош Мэат» – «Маленькие святилища», заменяющие великий Храм древности.
На месте Коген Гадоля – все евреи, в действительном смысле, коганим, и каждый еврей может быть сам себе Коген Гадолем, если он выполняет предназначение, которым одарил Вс-вышний наш еврейский народ – «Царство священников и Народ святой».
Вместо Циц мы имеем не одно, а два постоянных напоминания: Тфилин и Цицис, имеющие особую связь с Циц.
В чем же схожесть между Тфилином, Цицис и Циц?
Тфилин, говорят наши мудрецы, по меньшей мере в одном смысле, даже более свят, чем Циц. Имя Вс-вышнего выгравировано на Циц только один раз; Тфилин, в котором заключены четыре Парши – на руке и на голове, несет имя Вс-вышнего много, много раз (21)! Более того, Коген Гадоль одевал головной тфилин поверх Циц!
Что касается связи между Цицис и Циц, то она с очевидностью следует из обоих названий: и Цицис и Циц происходят от одного корня, означающего «вглядываться» или «внимательно смотреть» (ибн Эзра). Более того, и Циц и Цицис имеют Псил т'хеилес – голубую нить, цвета чистого неба, напоминающего нам совершать все наши действия «во имя неба». Циц, на самом деле, говорил: «Смотрите на меня внимательно и помните все Мицвос Вс-вышнего, и делайте их; будьте святыми для вашего Б-га».
Как было бы замечательно, если бы каждый, молодой и старый, принял следующее решение:
С этого момента, где бы я ни был, особенно в синагоге (которая как маленький Бейс Хамикдош), Цицис, который я ношу, и Тфилин, который я накладываю на мою руку и на мою голову (начиная с возраста Бар-Мицвы и старше), будут напоминать мне каждый момент, что я должен вести себя как Коген Гадоль, когда он носил Циц в Бейс Хамикдош (он ведь не разговаривал во время богослужения, не правда ли?), или по меньшей мере вести себя, как достойный член «Царства Коганим и Святого Народа».