(Pidyon HaBen)
Есть Мицва, которую можно выполнить только раз в жизни, да и то эта привилегия дается не всем. Это Мицва Пидьон Хабен – выкуп первенца.
Эта Мицва распространяется только на мальчиков-первенцев. Если в семье первой родилась девочка, то родители не могут делать Выкуп Первенца родившемуся вслед за ней мальчику. И даже если первым родился мальчик родители также не могут выполнить эту Мицву, если отец или родители жены принадлежат к Когенам или Леви.
Именно потому, что эта мицва редкая, многие не знают о ней ничего или знают слишком мало. Тем не менее, как и все остальные Мицвы Торы, она является очень важной и значительной.
Рассмотрим в чем состоит эта уникальная Мицва, каковы ее исторические корни, как она выполняется, чему учит и какое отношение имеет ко всем нам, невзирая на то, первенцы мы или нет, сыновья или дочери, Когены, Левиты или просто Израэлиты.
Исторические корни
Когда десять казней обрушились на Египет, в середине ночи 15-го Нисана, и все первенцы египтян – от наследника трона до сына служанки (даже перворожденные домашнего скота) – внезапно погибли, в точном соответствии с предупреждением, которое передал от имени Б-га Моше, первенцы евреев были спасены (Исход 11:4-7, 12:12-13). Тогда Б-г постановил посвящать ему первенцев среди детей Израиля (людей, а также животных). Первый приплод овец и крупного рогатого скота должен быть принесен Б-гу; первый приплод ослов может быть искуплен ягненком, который заменяет жертву. Однако мальчик-первенец может быть выкуплен только деньгами, и деньги вручаются Когену (Исход 13:1-16).
Церемония Выкупа Первенца
Мицва Пидьон ХаБен требует, чтобы выкуп первенца состоялся через 30 дней после рождения, то есть на 31-й день. Если этот день приходится на Субботу или или Йом Тов, то церемония переносится на следующий день.
Выкуп делает отец, когда дает Когену пять шекелей (Числа 1&15). Это делается во время специальной праздничной трапезы, подготовленной для этого случая. После того, как все помоют руки, Когену дается честь сказать Хамоци (благословение на хлеб). После этого вносят первенца, и отец, держа его в руках, говорит Когену:
«Моя жена из Израэлитов принесла мне этого первенца».
Коген спрашивает его: «Что бы ты предпочел, своего первородного сына или пять шекелей, которые ты обязан дать мне для выкупа твоего первенца?»
Отец отвечает «Я хочу моего первенца, и вот пять шекелей, которые требуются для выкупа».
Затем, после того, как отец отдает Когену деньги выкупа, он говорит следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, который освятил нас Своими заповедями и заповедовал нам Выкупать сына». За этим следует благословение Шехехияну. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, даровавший нам жизнь, питающий нас и дающий нам дожить до этого дня».
После этого Коген читает благословение над вином
(Если вина нет, то Выкуп делается перед едой и Коген читает благословение над другим напитком).
Гости желают счастливым родителям Мазал Тов, Идише Нахес и продолжают праздничную трапезу.
Чему вас учит Пидьон ХаБен
Выкуп первенца напоминает нам, прежде всего, о великом Спасении нашего народа из египетского рабства, когда Б-г послал Моше Рабейну к фараону со следующей вестью: Так говорит Б-п «Израиль – мой сын, мой первенец. Говорю тебе – Отпусти народ мой! А если откажешься, берегись, я убью твоих сыновей, твоих первенцев!» (Исход 422-23).
Сама церемония Пидьон ХаБен наполнена глубоким смыслом. Можно спросить: Если Пидьон ХаБен – заповедь Торы, которую евреи обязаны выполнять так же, как другие Мицвы, почему Коген должен спросить отца «Что ты предпочитаешь – своего сына или пять шекелей?» У отца в этом случае нет выбора; он обязан, согласно Торе, выкупить своего первенца. Кроме того, какой отец предпочтет пять шекелей своему первенцу?
Совершенно очевидно, что ни вопрос, ни ответ не означают, что у отца действительно есть выбор: выкупить или не выкупить. Однако это не пустые слова. Они заставляют отца и всех присутствующих глубоко задуматься о ценной Святой Мицве и ее практическом уроке.
Вот некоторые мысли о значении и смысле Пидьон ХаБен, которые мы тщательно отобрали из наших священных источников.
В Сефер ХаХинух одно из важнейших учений Мицвы объясняется следующим образом. В своей безграничной любви Б-г дает евреям возможность и привилегию выполнять Мицву по отношению к тому,
что дороже всего для человеческого существа, чтобы мы оценили Б-жьи благословения и всегда помнили, что все, чем мы обладаем, дано нам Его любовью и добротой. Поэтому первые плоды деревьев и полей посвящаются Б-гу и должны быть принесены в Бейс ХаМикдош и переданы Когену. Они называются Биккурим – первые плоды. Есть целый ряд Мицв, попадающих под эту категорию, такие как Омер (первый урожай овса) на Песах, Два Хлеба (от первого урожая пшеницы) на Шавуот, первые фрукты во время Праздника Урожая (Суккот). (Первые две -Омер и Две буханки были жертвами за весь народ). Когда еврей крестьянин собирает урожай с полей, он должен отложить определенную порцию Терума, которую нужно затем отдать Когену (помимо других частей для Левитов и бедных). Мы можем легко представить себе радость фермера или садовода, когда он видит результаты своего труда в первых собранных плодах, и как ему хочется попробовать их. Но Тора говорит, Нет, пока ты не посвятишь первые плоды Б-гу, ты не можешь наслаждаться ими! На крестьянина сильно действует то, что несмотря на свой тяжелый труд и старание, всем, что он имеет он обязан Б-гу, ибо, если бы не Он, весь его труд был бы напрасным. Точно так же и в случае рождения первого сына он должен быть посвящен Б-гу. Мицва Пидьон ХаБен предназначена для того, чтобы принести нашу величайшую благодарность Б-гу за всю его любовь и доброту к нашему народу, который Б-г называет Своими детьми (Второзаконие 14:1) с того самого момента, как он дал нам Свою Тору и Мицвот у горы Синай. Это напоминает также всем родителям об их обязанности воспитывать детей согласно Воле Б-га, то есть по законам Торы и Мицвот.