СЛЕЗЫ И УТЕШЕНИЕ
(Tears and Consolation)
Первые слезы Тиша БеАв были пролиты без причины. В ту ночь Тиша БеАв (девятый день месяца Ав) евреи сидели в своих шалашах в пустыне, плача и стеная. Они только что услышали рассказы вернувшихся разведчиков, которые в течение 40 дней обследовали землю, обещанную Вс-вышним в вечное наследование евреям. Разведчики (все, за исключением Егошуа и Калеба) объявили, что Землю Обетованную захватить нельзя и что, в любом случае, воевать за нее не стоило. Люди поверили в обманчивое сообщение разведчиков и хотели вернуться в Египет.
Это были слезы глупцов, потому что евреи были свидетелями многих чудес, которые Хашем с такой любовью сделал для них – вывел их из египетского рабства, разделил для них воды моря, победил амалекитян, снабдил их манной с небес и водой из скалы, и, превыше всего, дал им Тору. Они должны были бы знать, что Хашем не оставит их и будет верно исполнять Свои обещания, и введет их победно в эту золотую землю.
Наши мудрецы говорят, что, когда звуки их плача и стенаний достигли Неба, Хашем сказал: «Сейчас вы плачете без причины; придет время, когда вам будет из-за чего рыдать в эту ночь!» И тогда Хашем постановил, что разрушение Первого и Второго Храмов должно случиться в Тиша БеАв, и два раза евреи будут изгнаны со своей земли. Тогда они будут собираться в ночь Тиша БеАв и оплакивать потерю Бейс ХаМикдош и святого города Иерусалима, и Святой Земли.
Нет смысла доказывать, что разрушение Бейс ХаМикдош, которое произошло через много, много поколений после этого бунта в пустыне, было наказанием за те глупые слезы, чтобы смыть их слезами настоящими. Причиной разрушения Бейс ХаМикдош был отход еврейского народа от Торы и Мицвос. И, хотя это тоже произошло много лет назад, мы все еще говорим в наших молитвах: «Из-за наших грехов были изгнаны мы с земли нашей». Заметьте, мы говорим «Из-за наших грехов (не «грехов наших предков»). Почему мы берем на себя вину? Ответ таков: сам факт, что изгнание (Голус) еще продолжается и Бейс ХаМикдош не восстановлен в наше время, показывает, что наше поколение – мы – все еще не устранили причины Курбана (разрушения), которое привело еврейский народ в современный Голус. Наши мудрецы объявили: «Каждое поколение, которое не увидит восстановления Бейс ХаМикдош в свое время, считается поколением, как бы разрушившим Храм»
Что должны сделать евреи, чтобы снять с себя это обвинение? Просто делать больше Мицвос и вести свою жизнь по пути Вс-вышнего, как учит нас Тора. Нужно также помогать своим братьям-евреям, особенно тем, которые по той или иной причине мало знают об Идишкайт, Торе и Мицвос, чтобы приблизить их к путям Торы. Есть и такие, которые почти полностью оторваны от всего еврейского и не понимают, как важно для них и для всего еврейского народа в целом, чтобы они вернулись к своим еврейским корням. Все мы, евреи, близкие и далекие, должны объединиться и сделать все возможное, чтобы навсегда высушить слезы Тиша БеАв через Тшуву -возвращение – к Вс-вышнему, к Его Торе и Мицвос, к служению Вс-вышнему в радости и веселии сердца. Это ускорит окончательное Геуло (избавление) из Голуса, через нашего праведного Мошиаха. И тогда Тиша БеАв и все другие дни поста и скорби превратятся в дни радости и веселья, и наши глаза увидят возвращение милости ХаШема в Цион.
Давайте сделаем нашу часть работы, а Вс-вышний сделает Свою часть. Тогда мы увидим исполнение нашей горячей молитвы в Тиша БеАв и главной мольбы этого дня:
«Приведи нас обратно к себе, Вс-вышний, и мы вернемся; Возобнови наши дни, как прежде».
ЗАПАДНАЯ СТЕНА
(The Western Wall)
Последние еврейские защитники отчаянно сражались против превосходящих сил римлян. Их смелость и героизм, однако, не помогли, потому что Б-г постановил, что Храм должен быть разрушен, а евреи изгнаны. В то же самое время Б-г сказал, что Западная Стена Храма должна остаться. Она будет вечным напоминанием о том, что Святое Присутствие (Шхина) обитало здесь и вернется сюда снова, когда Бейс ХаМикдош будет снова восстановлен через нашего праведного Мошиаха.Римский император решил разрушить Святой Город Иерусалим с его святыней, Храмом. Его машины разрушили стены города и сравняли их с землей. Затем римляне осадили Храм на горе Мориа, где оставшиеся бойцы отчаянно продолжали борьбу.
Командующий римскими легионами созвал четырех главных генералов и поручил каждому из них разрушить одну из четырех сторон стены, окружавшей Храм. Он приказал атаковать эти стены, разрушить их и сравнять с землей.
Три генерала выполнили свои задания. Это стоило им неисчислимых жертв, но зато они могли доложить императору, что его приказ выполнен.
Четвертый генерал по имени Пангар не смог разрушить свою, западную часть стены. Император призвал его к себе.
«Почему ты не выполнил мой приказ» – обрушился на него главнокомандующий.
«Клянусь именем императора, что я сделал все во славу Рима» – ответил Пангар.
«Ну и что же?»
«Если бы я разрушил последнюю стену, то не осталось бы и следа от величественного Святилища, которое ты уничтожил. Люди скоро забудут, что когда-то здесь было такое сооружение. Но сейчас Западная Стена напоминает миру о славе Рима, и каждый скажет «Каким мощным воином был Титус, который захватил и разрушил величайший в мире Храм!»
Главнокомандующий подумал и сказал: Ты предложил хорошую мысль. Но твое неповиновение непростительно. Поднимись на вершину этой стены и прыгни с нее. Если ты уцелеешь, я сохраню тебе жизнь».
Генерал выполнил его волю, прыгнул и разбился насмерть.
2
Следующий рассказ о Западной Стене передавался в Иерусалиме из поколения в поколение.
Евреи не могли и не хотели забыть о Храме после того, как он был разрушен в Тиша БеАв. Они оплакивали разрушение Святого Города и молились о восстановлении Храма три раза в день. Год за годом на годовщину несчастья, 9 Ава, евреи совершали паломничество к Западной Стене. Они стояли босые, слезы текли по их лицам, когда они оплакивали Бейс ХаМикдош. Они проводили целую ночь и день у Стены в посте до тех пор, пока первые звезды не появлялись на ночном небе. Покидая это место, они знали, что их молитвы о возвращении Шехины когда-нибудь будут услышаны.
Римляне смотрели на этих упрямых паломников с презрением. Они рассчитывали, что после столь полного поражения евреи оставят свою веру и исчезнут как народ с лица земли подобно всем другим народам, покоренным римлянами. Но евреи держались за свою веру с непонятной цепкостью, с достоинством и гордостью.
«Если стена так притягательна для евреев, то я положу этому конец» – поклялся римский император. Он приказал поджечь и испепелить Стену. Однако огонь не причинил никакого вреда огромным камням стены, и попытка ее разрушения позорно провалилась.
Затем кому-то в голову пришла блестящая идея. Почему бы не забросать стену горами пепла и мусора? Император немедленно приказал всем жителям Иерусалима сбрасывать пепел и мусор у Стены. Неевреи с радостью выполняли приказ. День ото дня росла гора мусора у подножия Стены. Через некоторое время нижняя часть Стены, а затем и вся она были покрыты мусорными кучами. Евреи пришли в уныние, когда вся Стена исчезла из виду, а не евреи радовались.
3
Проходили годы. Однажды еврей приехал в Иерусалим из Диаспоры. Это был великий Цадик и хотел помолиться у Стены. Он искал Западную Стену, бродя по узким улицам города и не мог обнаружить ее. Тогда он стал спрашивать прохожих «А где Стена?» Те только пожимали плечами: «Я никогда не видел ее. Слышал только, что когда-то была величественная и святая Стена, но не знаю где».
Цадик не успокаивался. Он продолжал свои поиски и набрел на огромную гору мусора. Он удивился, почему такая огромная гора мусора расположена в этом месте. Тут же подошла старушка с корзиной тряпья и вывалила ее здесь. Еврей хотел помочь ей и спросил; «Откуда вы, бабушка?»
Она назвала маленькую деревню на окраине города.
Еврей удивился: «Почему ты принесла мусор сюда?».
Ты должно быть новичок, – ответила та. – У нас древний обычай складывать мусор здесь. Когда-то на этом месте была великая стена, святая для евреев. Потом нам приказали завалить ее мусором. В действительности вначале они платили за каждую корзину мусора, которую сюда приносили. Но теперь они этого больше не делают». Она опорожнила корзину, перекрестилась и ушла.
Еврей продолжал стоять, потрясенный до глубины души. Слезы стекали по его щекам и бороде и пропадали в пыли. «Я не уйду отсюда до тех пор, пока не уберу весь мусор и не открою стену снова!» – решил Цадик. Он думал долго и наконец счастливая улыбка озарила его лицо...
4
По улицам старого Иерусалима ходили евреи. Они спрашивали каждого встречного: «Знаете ли вы, что под кучей мусора спрятано огромное сокровище?».
Вскоре весь город был взбудоражен новостью. Старики начали вспоминать, что они слышали от своих предков, будто бы величественное святилище стояло в том месте, где сейчас лежат горы мусора и что золотые сосуды и огромные сокровища его должны быть захоронены здесь!
Евреи взяли лопаты и направились к свалке. За ними последовали и не евреи. Родители приходили с детьми, яростно раскапывали гору мусора, а дети относили его в корзинах в другое место. Приходили люди и из окружающих деревень. По мере того, как люди яросно копали в надежде найти сокровище гора мусора уменьшалась. Еще до захода солнца обнажились верхние камни стены. Она наконец появилась.
Работа прекратилась и труженики вернулись по домам на заслуженный отдых. Наступила ночь, и только один еврей остался здесь. Он обнял верхние камни Стены и горячо целовал их: «О, Святая Стена, скоро ты будешь освобождена!»
Перед восходом солнца он вытащил горсть серебряных монет и закопал их в разных местах.
С рассветом гора вновь огласилась шумом работающих.
Наконец наступил момент небывалого возбуждения. Кто-то нашел серебряную монету! Потом еще один, потом еще и еще!
Раскопки продолжались с удвоенной скоростью. Работа становилась все труднее, но когда еврей замечал, что энтузиазм угасает, то снова закапывал несколько серебряных, а иногда и золотых монет, что вновь возбуждало аппетиты.
Раскопки продолжались сорок дней, пока стена полностью открылась, обнаружив огромные камни в основании. Вдруг разразился сильный дождь и люди разбежались.
Дождь шел, не переставая, три дня и три ночи. Он полностью смыл остатки мусора и грязи со священной стены. Поиски сокровища были вскоре забыты, но стена и теперь стоит в своей устрашающей славе.
И снова евреи стали совершать паломничества к Западной Стене и молиться за восстановление Храма.
* * *
С 1948 года иорданские арабы, захватившие Старый Город не разрешали евреям приходить и молиться у святой Стены. Арабы отклонили нашу просьбу в ООН о доступе евреев к Западной Стене. Более того, они осквернили множество священных для евреев мест в Старом Иерусалиме.
Но потом, через 19 лет, по Б-жьей Воле Старый Город с его священным местом, где когда-то стоял Храм с его Западной Стеной вернулся к настоящим хозяевам, еврейскому народу. Снова евреи могут свободно и спокойно приходить к Стене и молиться. Теперь Тиша БеАв стал особенно значительным для евреев во всем мире, особенно для тех, кто молится у Западной Стены. Пусть Бейс ХаМикдош будет восстановлен скоро, в наши дни нашим праведным Мошиахом!