Наши мудрецы говорят (Авот, часть 5, Мишна 4), что «Десять чудес были сделаны нашим отцам в БейсХаМикдош». Вот они.
Ни у одной из женщин, которые вдыхали запах всесожжения, не было выкидыша.
Мясо жертв никогда не портилось.
Ни одной мухи не было видно на бойне.
В Дни Искупления ни один Первосвященник ни разу не оказался ритуально нечистым.
Дождь никогда не гасил огня на алтаре.
Ветер никогда не сдувал столб дыма от Алтаря.
Ни один дефект не был найдем в Омер (сноп колосьев от первого урожая), двух хлебах или Лехем ХаПоним.
Хотя во время молитв люди стояли во дворе Храма очень плотно, всегда находилось достаточно места, чтобы наклониться.
Никогда ни змеи, ни скорпионы не ужалили кого-либо в Иерусалиме.
Никогда ни один человек не говорил другому «Я не могу остановиться в Иерусалиме, здесь слишком тесно».
* * *
Что же значат эти Десять Чудес, связанные с Храмом?
С первого же взгляда ясно, что они свидетельствуют о святости Бейс ХаМикдош, где Присутствие Б-га чувствовалось всем. Однако во всем, что говорят наши мудрецы, есть конечно же более глубокий смысл. И эта Мишна – не исключение, особенно если учесть, что она была записана (как и все остальные Мишны) после разрушения Храма римлянами.
Осознание святости Бейс ХаМикдош усилит наше чувство потери и, вместе с тем, наше страстное желание восстановить Храм и вернуть Священное Присутствие (Шехина) в Сион и Иерусалим. Чувств, однако, недостаточно. Гораздо важнее, чтобы достойные чувства вели к практическим делам в каждодневной жизни.
В знаменитом комментарии на Авот, «Мидраш Шмуэл», который написал Рабби Шмуэл бен Ицхак дэ Озеда (Уседа), живший в святом городе Сафед много-много лет назад, есть интересные интерпретации этой Мишны, написанные им и другими авторами.
Он говорит, что наши мудрецы упоминают слова «для наших отцов» в связи с Десятью Чудесами, чтобы подчеркнуть, что они являлись практическим уроком для них и, следовательно, для нас тоже. Он объясняет каждое из Десяти Чудес. То, что написано далее основано на его интерпретациях.
Запах сожженных на Алтаре жертв был замечательным. Жертвы, однако, сжигали полностью или частично. В последнем случае часть жертвоприношения доставалась Когенам. В некоторых случаях те, кто приносили жертвы также получали часть ее. При этом запах был таким соблазнительным, что, если бы не чудо, беременная женщина могла бы потерять ребенка из-за невыносимого желания съесть кусочек этого мяса. Но этого никогда не случалось. Наши отцы могли ясно видеть, что святая вещь никогда не причинит вреда. И наши мудрецы говорили, что во время исполнения Мицвы никто не пострадает.
Вот, что следует из второго чуда. Мясо для жертвоприношения собирали и хранили иногда по два, три дня прежде, чем положить на алтарь. В те времена не было холодильников, и, тем не менее, мясо не портилось, потому что оно становилось святым. Из этого наши отцы делали вывод, что если даже плоть животных могла стать святой и чистой, потому что была посвящена Б-гу, то насколько справедливее это для нашей плоти и крови (не только нашей души, которая всегда свята), если мы посвятим себя добру и святости.
Третье чудо – то, что на бойне Бейс ХаМикдош никогда не было мух, – показывало, что святость плоти превращала даже воздух в чистый и святой, и не привлекала насекомых и бактерии.
Четвертое чудо было особенно примечательным. Святую службу в самый святой день года, День Искупления, проводил Первосвященник (Коген Гадоль), который представлял весь народ и приносил искупление и Святое прощение всему народу. Известна поговорка «Нельзя полагаться на чудо». Это означает, что мы должны полностью доверяться Б-гу и верить в его способность делать чудеса, но при этом от нас самих требуется сделать все возможное, чтобы создать «каналы» или «сосуды», через которые Б-г мог бы послать свои благословения естественным путем. В соответствии с этим на Йом Кипур обычно назначался второй Первосвященник на тот случай, если что-то случится с главным Первосвященником. Однако никогда не случалось ничего такого, что очернило бы Первосвященника в глаза народа. Это научило наших предков тому, как свята для Б-га честь человека, и заставляло их почитать и уважать друг друга.
Пятое чудо было особенно впечатляющим. Вода и огонь – две противоположности и не могут мирно уживаться друг с другом. Но в Бейс ХаМикдош даже эти две крайности примирялись. Алтарь был под открытым небом, и огонь горел в нем, не прекращаясь круглый год, как в сухой сезон, так и в сезон дождей. Это учило наших предков следующему. Хотя в нашей натуре тоже есть противоречивые желания, мы можем достичь настоящего мира и гармонии, если ведем святую жизнь в согласии с волей Вс-вышнего и его заповедями.
Шестое чудо также давало важный урок. Дым от алтаря поднимался прямым столбом, что было знаком того, что жертва возносилась прямо к небу. И сколь бы сильным ни был ветер, он не мог поколебать святой столб дыма. В мире гуляют различные «ветры» -разные идеи и идеологии. Но там, где есть настоящая решимость подниматься «вверх» никакие «ветры» не имеют силы.
Седьмое чуда связано с Омер, который приносили на второй день Песах, двумя хлебами на Шавуот и двенадцатью хлебами Лехем ХаПоним, которые пекли каждую пятницу. Они символизировали материальные нужды, также являвшиеся благословением Б-га. Когда человек зарабатывает на хлеб, руководствуясь Торой, доверяя Б-гу и не нарушая во имя работы ни одного из священных понятий, тогда в его заработке нет никакого порока и все, что человек имеет, тратится на здоровую и счастливую жизнь.
Восьмое чудо происходило трижды в году во время паломничества евреев в Бейс ХаМикдош. Людей было так много, что они могли только стоять тесной толпой во дворе храма. Тем не менее, когда они падали ниц во время молитв для всех чудесным образом хватало места. Иными словами, когда они начинали молиться происходило чудо, которое учит нас, что в молитве и раскаянии заключена большая сила.
Девятое чудо напоминало евреям, что если они приходили в Святой Город с чистым сердцем и страхом перед Б-гом, то их не трогали смертельно ядовитые существа, прячущиеся в укромных местах. Это напоминало им также о том, что самыми ядовитыми «змеями» и «скорпионами» являются, Ецер ХаРа, которые пытаются отравить разум и сердце смертельными искушениями и злыми устремлениями. Страх перед Б-гом и любовь к Б-гу делают человека невосприимчивым к любым «змеям» и «скорпионам».
Десятое чудо свидетельствовало о том, что ни один человек не мешает другому и ни один соперник не может отнять то, что Б-г дает каждому в отдельности.
Таким образом, когда в прежние времена еврей приходил в Иерусалим и Бейс ХаМикдош, он видел и испытывал десять чудес, и они напоминали ему о десяти заповедях, и вдохновение, которое он испытывал при этом, оставалось с ним в его обычной жизни до того момента, пока он снова отправлялся в паломничество в Святой Город, чтобы набраться новых сил.
Вот почему мы каждый день молимся о восстановлении Иерусалима и Храма, чтобы Шхина снова присутствовала среди нас и вдохновляла нас на святую жизнь в преданности Б-гу и нашей Торе.