Суббота

1

СУББОТА – САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР

(Shabbos – the Jew’s most presious gift)

О Субботе написано (Талмуд, Шаббос 106): «Драгоценный дар, – говорит Б-г, – имею я в своей сокровищнице, и его имя – Суббота».

Суббота – это самая большая драгоценность, которой обладает еврей; она лучший друг в его жизни. Даже самый бедный дом Суббота превращает в настоящий «Сад Эдена». Бедняк, вынужденный всю неделю зарабытывать на пропитание, с приходом Субботы преображается. Он забывает о своих нуждах и заботах и чувствует, как радость и мир наполняют его сердце и сияют из каждого угла его бедного жилища. Евреи извлекают из Субботы силу, энергию, надежду и полное счастье. Как беззаботный и счастливый князь выходит встретить свою желанную, так и еврей встречает «Царицу Субботу» нежной песней «Леха Доди...» Приходи, любимая, встретить жениха, давайте встретим Субботу.

2

СУББОТА – ИСТОЧНИК СИЛЫ ЕВРЕЕВ

(Shabbos – the Source of the Jew’s Strength)

Освежающая сила и волшебное воздействие Субботы могут проявиться только при условии преданного и верного принятия Субботы и соблюдении ее в соответствии с еврейским законом и традицией. Мы должны, например, вымыть дом, одеть лучшие одежды в преддверии Субботы. Субботние свечи должны быть зажжены, после чего «Царицу Субботу» встречают с молитвами, Кидушем над бокалом вина и халами, субботним хлебом, в присутствии всей семьи. Субботняя трапеза должна быть вкусной. Нужно петь и молиться, подчеркивая важность Субботы. Всю Субботу, от захода солнца в пятницу и до наступления темноты в Субботу, нужно проводить, полностью отрешившись от будничных дел. Она должна быть посвящена самосовершенствованию и обязанностям перед Б-гом.

Соблюдаемая таким образом, Суббота оказывает желаемое воздействие на еврея. Она лечит его раны и облегчает заботы. 

Когда Суббота кончается, и еврей говорит Хавдолу, он произносит слова «Хиней Кел Ешуоси» -«Верь, Вс-вышний – моя опора. Он дал мне это драгоценное сокровище, Субботу; «Евтах» – через нее я буду жив, спокоен и весел; «В'ло Ефход' – и я не боюсь вступить в новую неделю. И сразу за Хавдалой радость и веселье правят в еврейском доме полном веры в Б-га, который был нашим защитником в прошлом и будет заботиться о нас в будущем.

3

СУББОТАЛИНИЯ ОБОРОНЫ ВСЕГО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (Shabbos – the Defense Line of the Entire Jewish People)

Суббота особенно важна для нас евреев, как для нации. Какой другой народ так рассеян по всем континентам земли?

Евреи – небольшая и слабая нация. И все же, несмотря на кажущуюся незначительность, они образуют непобедимый и упрямый народ. Как это объяснить? Что связывает евреев так крепко при внешней беспомощности? Что делает их такими сильными и непобедимыми?

Все приходят к одному и тому же заключению: одной из главных опор, поддерживающих еврейский народ, является Суббота. Благодаря особому субботнему отдыху, который соблюдается совершенно одинаково в тот же самый день во всем мире, где бы евреи ни находились, евреи необычайно сильны и сплочены духовно. Через общую обязанность полного отдыха в субботний день и духовное обновление евреи во всем мире поднимаются до такого уровня духовной и моральной силы, которую никакие физические силы не могут разрушить.

Суббота защищала еврейский народ не раз во временна самых тяжелых испытаний, грозящих полным уничтожением. И до тех пор, пока евреи будут должным образом соблюдать Субботу, никакие самые злейшие враги с их дьявольскими планами, никакие изгнания и порабощение не разорвут тех сильных связей, которыми Суббота объединяет всех евреев.

Когда евреи хранят Субботу, Суббота хранит их. Еврейский народ, преданный Субботе, никогда не исчезнет.

4

СУББОТА – ОСНОВА НАШЕЙ ВЕРЫ

(Shabbos – the Basis of Our Faith)

В третьем поколении после Создания, или примерно через две тысячи после него, люди отвергли Субботу и более не верили в Создателя. Люди поклонялись не Ему, а тому, что появилось на земле благодаря Ему, в том числе планетам, огню, животным и другим тысячам идолов всевозможных форм и видов.

Затем пришел Авраам и провозгласил единство Создателя. Чистая вера Авраама в Б-га стала святым наследием его потомков, и на многие века его племя было единственным во всем мире, объявившим о своей вере во Всемогущего.

Затем потомки Авраама, Ицхака и Яакова были порабощены в Египте, земле идолопоклонства, колдовства и распущенности, земле поработителей и тиранов. Здесь в Египте, бесправные рабы, не знающие отдыха, они умели ценить досуг.

В конечном счете Б-г дал египетским тиранам урок, который прогремел по всему миру. Б-г показал, что могущественнейшие из могущественных бессильны и беспомощны перед Ним. Приниженные, забитые и замученные рабы были освобождены, а их угетатели повержены.

Б-г вел освобожденные колена из Египта и являл чудеса, поддерживая их в пустыне целые 40 лет.

В эти долгие годы евреи научились обращаться к Б-гу за защитой и заботой. Каждый день манна сыпалась на них с неба, как раз, чтобы хватило на один день. Когда приходила пятница, то порция удваивалась; субботний рацион обеспечивался заранее. Еще до получения Торы на горе Синай Б-г дал евреям святую Субботу. Этим подчеркивается, что еврей следует Торе только тогда, когда он принимает Субботу с твердой верой в то, что Б-г создал мир за шесть дней и на седьмой отдыхал, что Создатель вселенной может изменить законы природы, что он за шесть дней может обеспечить нужды человека на семь дней.

Таким образом, Суббота напоминает нам о двух основах нашей веры:

 

А – Созидание мира Б-гом (Зикорон ЛэМаасэ Бэрайшис) и

Б – Исход из Египта с сопровождающими его чудесами и последующим Откровением на горе Синай (Зехер Лицияс Мицраим), потому что во времена Исхода Б-г избрал еврейский народ быть носителем Торы, и еврейский народ признал и прославил Б-га («Это мой Б-г, и я буду славить его» – исход 152).

Вот почему Суббота – Шаббос – является основой нашей веры, и те кто нарушают Субботу, отрицают тем самым существование Б-га как Создателя вселенной, давшего нам Тору.

5

СОЮЗ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(The Union of All Mankind)

Позднее другие народы тоже установили дни отдыха. Евреи однако были первыми, которые соблюдали Субботу, как святой день, полностью посвященный духовности.

Даже в наши дни можно видеть различие между отдыхом других народов и еврейской Субботой. Другие народы имеют день отдыха, в который они освобождаются от принудительной работы или от необходимости зарабатывать деньги. Еврейская Суббота означает отдых даже от добровольной работы, даже от работы по дому.

Работать шесть дней в неделю, а не проводить их в праздности – Мицва. А в Субботу – Мицва отдыхать. Евреи должны приготовить пищу на Субботу заранее, така как Суббота должна быть свободна от каких-либо дел, напоминающих будни. Суббота предназначена для учебы, молитв и духовной радости.

Таким образом, в Субботу не разрешается не только тяжелый труд, но даже легкая работа. Более того, не только еврей и его семья, но даже домашние животные, которые помогают ему в работе всю неделю, в Субботу должны отдыхать.

Когда все человечество признает настоящую Субботу; когда мир поймет значение дара, который Вс-вышний дал евреям, тогда Суббота станет фактором единения всех народов, как говорил пророк Исайя «И наступит время, когда вся живая плоть придет и склонится передо мной, Г-сподом» (Исайя 66).

6

ТОРА О СУББОТЕ

(Shabbos in the the Torah)

Заповедь соблюдать Субботу как святой день отдыха упоминается в Торе не менее двенадцати раз. Мы упомянем здесь только несколько.

При описании Создания Тора говорит, как Б-г установил Субботу днем отдыха, после шести рабочих дней.

В течение сорока лет странствования по пустыне евреи питались манной, которая сыпалась с неба каждый день, кроме Субботы. Вместо этого в пятницу выпадала двойная порция, так чтобы ее количества хватило на пятницу и на субботу. Моше объяснял евреям: «Помните этот день, который Б-г дает вам! -все, что нужно для Субботы, приготовьте в пятницу, так же, как манна падала с небес каждую пятницу и на Субботу тоже». Также Б-г уверял нас, что мы не должны страдать от недостатка из-за того, что соблюдаем Субботу, потому что Святое Провидение обеспечит нас всем необходимым для Субботы в остальные дни недели.

В Десяти Заповедях (Исход 20) говорится: «Помни Субботу, день святой. Шесть дней работай и делай свои дела, но в седьмой день Субботу посвящен Б-гу; не делай в этот день никакой работы; ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни странник в твоем доме Потому что шесть дней Б-г делал небеса и землю, море и все, что в них, и отдыхал на седьмой день; и благословил Б-г день субботы и освятил его».

Даже при строительстве Мишкана и выполнениии других святых дел, говорит Тора (Исход 3:1), мы должны помнить Субботу и остановить все дела в этот день.

«И потому дети Израиля будут соблюдать Субботу и установят Субботу на все поколения, как вечный договор. Это вечный символ союза между Б-гом и народом Израиля, потому что шесть дней Б-г создавал небо и землю, а на седьмой день Он отдыхал».

Предупреждение о святости Субботы, которая не должна быть нарушена даже такой святой целью, как строительство Мишкана повторяется снова (Исход 3:5).

Даже великая Мицва почитания и уважения родителей, о чем Тора говорит много раз, отступает, ибо сказано, что Субботу следует соблюдать даже против нежелания родителей (Левиты 193).

Запись опубликована в рубрике: .