Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Закон

(Law)

ДУХОВНАЯ ПОТЕРЯ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ? Даже в том случае, если человек ленив или устал, он должен сделать выполнение законов Создателя делом своей жизни. Он должен рассуждать следующим образом. Если кто-то позовет человека, принять участие в деле, которое принесет ему деньги, или получить обратно долг, или спасти собственность от какой-то катастрофы – от пожара, например, или наводнения, то он конечно же немедленно поднимется и тут же отправится без отлагательств.

СЛУЖЕНИЕ ЦАРЮ. Если человек должен выполнить приказ царя? Трудно представить, чтобы он стал откладывать его выполнение или забыл бы о нем. Его просто обвинят в предательстве! Так насколько же больше усердия и готовности должен проявить человек в служении Царю Царей – Б-гу! Сначала может показаться трудным, что нужно вставать с постели так рано, но через несколько дней это станет привычным.

ДУША ВО ВРЕМЯ СНА. Сказано, что когда человек засыпает, душа покидает его, и все, что остается в теле, это дух жизни.

КУДА УХОДИТ ДУША? Душа возносится высоко в Небеса, где дает отчет Вс-вышнему о том, что сделано за день. Таким образом нужно стараться делать добро всегда.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ТЕЛОМ? В то время, когда Святая Душа покидает тело, ее место занимает нечистота. Когда человек полностью просыпается, нечистота уходит, и душа возвращается к нему. Нечистота покидает тело, оставаясь однако на пальцах рук.

КАК ОЧИСТИТЬ РУКИ ОТ НЕЧИСТОТЫ? Единственный способ – омыть руки следующим образом. Берут кувшин правой рукой и переносят его в левую, затем сгибают ладонь правой руки и поливают ее до запястья из кувшина или другого сосуда. Три раза поливают на правую руку и затем три раза на левую – всего шесть раз.

НЕ КАСАЙТЕСЬ. Не следует прикасаться к губам, глазам, носу, ушам и пище до омовения рук. Нечистота, остающаяся на руках после сна, может причинить вред вещам, к которым человек прикасается.

В СЛУЧАЕ ЕСЛИ НЕТ ВОДЫ. Если человек окажется там, где нет воды, и он хочет помолиться и позавтракать, то самое лучшее – опустить руки три раза в снег, или реку, если таковые есть поблизости. Если однако и этого нет поблизости, то следует протереть руки каким-нибудь материалом, потереть их о землю или ствол дерева и сказать молитву. Если он потом найдет воду, то должен помыть руки согласно закону.

ОМОВЕНИЕ РУК Руки следует мыть после утреннего сна, после туалета или ванной, после стрижки волос или ногтей, после снятия ботинок, расчесывания волос, после кладбища, участия в похоронах и т.д.

 ЗАКОН

(Law)

Что такое Мезуза (Mezuza) Святость еврейского дома символизируется Мезузой, маленьким свитком, прикрепленным у дверного проема каждого еврейского дома и каждой комнаты в нем. Это торжественное напоминание всем, кто входит и выходит, что это еврейский дом, посвященный идеалам Торы, записанным на Мезузе.

Что символизирует Мезуза? Мезуза является также знаком того, что Б-г охраняет этот дом и всех, кто в нем живет. Он напоминает хозяевам и гостям дома прямо у входа: Этот дом – святилище Вс-вышнего.

Что содержит Мезуза? Мезуза содержит два отрывка из Торы с двумя заповедями: Шма и В’Хая (Второзаконие 6:4-9 и 11:13-21). Шма провозглашает единство Б-га и наш священный вечный долг служить Ему и никогда не предавать нашу веру в Него. В’Хая выражает гарантию в вознаграждении за соблюдение Торы и предупреждает о наказании за неподчинение ей. Оба отрывка содержат заповедь: «И ты напишешь их на дверях твоего дома и на твоих воротах».

Открытое провозглашение. Таким образом, Мезуза это знак на двери еврейского дома, который свидетельствует, что это место, где единство Б-га провозглашается в каждом действии, совершаемом в стенах этого дома.

Какое место предназначается Мезузе? Мезузу следует прикреплять не только у «двери твоего дома». Прежде всего это «твой дом», дом еврея, еврейской семьи.

 

Однако Иудаизм охватывает не только жизнь отдельного человека, он не настолько узок. Мезуза прикрепляется не только на дверях отдельного дома, но также и «на твоих воротах». Эти ворота ведут в места, где живет община, это могут быть ворота города. Это символизирует власть святых заповедей, записанных в Шма, над еврейской общественной и социальной жизнью во всех ее аспектах.

Освобождает ли община отдельную личность от заповеди Мезузы? Если Мезуза закреплена у городских ворот, то это не освобождает евреев от обязанности устанавливать мезузы на их домах. Еврейская община сохраняется крепкой и здоровой только в втом случае, если она состоит из здоровых и цельных личностей и семей.

Власть мезузы. Процитируем для начала слова прозелита, одной из выдающихся личностей Древнего рима, знаменитого Онкелоса, сына каллонимоса. Когда он стал прозелитом – говорит Талмуд – то вызвал этим страшный гнев Римского императора, который послал к нему группу римлян, чтобы они убедили его вернуться к прежней вере. Во время диспута не они, а Онкелос убедил их в своих идеях, и те тоже стали прозелитами. Тогда император послал группу солдат, приказав им не вступать ни в какие переговоры с Онкелосом. Они должны были просто схватить его и привести к императору. Покидая дом Онкелос дотронулся до мезузы и улыбнулся. Когда его спросили, почему он это делает, он ответил: «В мире принят обычай охранять царя, который сидит в своем дворце. Наш царь, Царь вселенной, позволяет своим слугам сидеть в своих домах, в то время, как Он охраняет их. Услышав это, солдаты тоже стали прозелитами (Авода Зара).

Мезуза – свидетель. Идея Мезузы, как стража, очень подробно объясняется одним из наших величайших средневековых философов моралистов, Рабейну Бехае. В одном из своих эссе он говорит:»… Тора дала нам заповедь прикреплять Мезузу у двери дома, чтобы напоминать вам вский раз, когда вы входите в дом, что Он постоянно наблюдает за вами все время, не упуская из виду н ,и на мгновение …, чтобы внушить верующему, что Вс-вышний – страж Израиля в вашем доме … и тот, кто покупает Мезузу и прикрепляет ее у входа в свой дом, таким образом признает, что он верит в единство Б-га и во все, что сказано в тексте Мезузы».

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ МЕЗУЗЫ

(Some Laws Concerning Mezuzah)

1.  Нельзя делать никаких исправлений в тексте Мезузы.

2.  Каждое место, где человек делает какую-то работу (за исключением указанных ниже) требует закрепления Мезузы. Это место должно быть окружено четырьмя стенами, занимающими не меньше одного квадратного метра. Дверные проемы сами по себе должны быть высотой не менее примерно одного метра.

3.  Мезузу нужно закреплять не только у входной двери, но также на всех дверях в доме даже на дверях корридора, прихожей, черного входа и т.д. Исключение составляют туалет, ванна и им подобные.

4.  Синагога, предназначенная исключительно для молитв, если в ней не происходят собрания, лекции, обеды не требует Мезузы.

5.  За пределами Святой Земли обязанность прикрепления Мезузы в съемной квартире вступает в действие на тридцатый день после вселения.

6.  Мезуза сложена так, что «Шма», написанная на правой стороне пергамента, должна быть наверху, записью вовнутри, идущей слева направо.

7.  Мезузу помещают в коробочку, сделанную из стекла, дерева металла и любого другого материала. Можно использовать даже бумагу, однако нужно проследить за тем, чтобы бумага, в которую завернута Мезуза, была длиннее самого пергамента, чтобы при закреплении гвозди не пробили его. Нужно проследить также за тем, чтобы Мезуза была установлена должным образом, то есть не перевернута верхом вниз.

8.  Мезузу закрепляют на правой стороне дверного косяка со стороны входа на боковой внутренней поверхности в верхней трети его высоты и по меньшей мере на 8 сантиметров от поперечины (Если дверь очень высокая, то на уровне человеческого плеча). Мезузу устанавливают в наклонном положении, верхним концом в сторону входа.

9.  В некоторых особых случаях, например у входа без двери, у выхода во двор, у пожарных дверей и т.д. точное место расположения Мезузы должно быть выбрано в строгом соответствии с рядом правил. В таких случаях лучше всего посоветоваться с надежным раввином.

10.  Мезузу как правило прибивают гвоздями, но можно использовать также клей и липкую ленту.